ИКТ как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроке географии
Значительная доля информации, с которой имеет дело человек, является пространственной. Это общегеографические и другие виды карт и атласов, аэрокосмические снимки, планы и схемы городов, маршруты движения, информация о погоде и климате и т.д. В современном информационном обществе вся информация чаще представляется в электронном виде.
Как бы не был совершенен процесс обучения в школе, какими бы талантливыми и образованными не были учителя, все равно не возможно дать человеку все те знания, которые будут необходимы ему в дальнейшей работе без применения инновационных форм и методов технических средств обучения. Поэтому важно изыскать резервы умственного развития учащихся, формировать способность к самостоятельной познавательной деятельности, в потоке нарастающей с каждым годом информации, обучать самих себя, чтобы не отстать от перипетий современной жизни.
Необходимость применения современных информационных технологий настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах. Сегодня каждое образовательное учреждение делает все от него зависящее для информатизации учебно - воспитательного процесса. И конечно школа не является исключением. В 2006 году была разработана “Программа информатизации школы на 2006-2009 гг”, в рамках которой была поставлена задача оснастить школы необходимы оборудованием.
Использование Информационно Коммуникативных Технологий (ИКТ) в современной школе весьма актуальная проблема, поэтому именно она легла в основу нашей научно-исследовательской работы.
Изучив возможности применения ИКТ в преподавании географии, мы поставили перед собой следующую цель: выявить влияние ИКТ на развитие познавательного интереса учащихся к географии.
Для достижения данной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
• В научно-методической литературе выяснить степень изученности данного вопроса на сегодняшний день;
• Изучить структуру, функции и формы ИКТ;
• Познакомиться с теоретическими основами использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе на уроках географии;
• Освоить методику проведения уроков с применением ИКТ в школе.
В методической литературе мы нашли описание ИКТ, как совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. А также выделили несколько форм применения информационно-коммуникативных технологий, которые можно использовать в преподавании на уроках географии. Это такие формы, как готовые электронные продукты (электронные учебники, модули и т.д.), мультимедийные презентации, интернет-ресурсы, видеоролики, электронные тесты, аудиозаписи.
Изучив возможности и особенности применения, а также плюсы и минусы использования информационно-коммуникативных технологий в учебно-образовательном процессе, мы разработали систему экспериментальных уроков, на которых применялись ИКТ.
Экспериментальные уроки проводились в КГУ СШ им. Н. Островского в 7-х классах в течении двух четвертей.
Нас интересовало каким образом применение ИКТ изменит отношение учащихся к предмету, а также как повлияет на развитие познавательного интереса и повышения уровня знаний.
Перед экспериментальными уроками мы провели диагностическое анкетирование. Анализ анкет учащихся показал, что 7,5% учащихся в экспериментальных классах имеют повышенный постоянный интерес к предмету, у 3% наблюдается полное отсутствие интереса. Что же касается остальных 89,5% учащихся география не вызывает особого интереса. Также анкетирование показало, что большинство учащихся, а это 60% считают материал по географии сложным для изучения.
На экспериментальных уроках мы применяли следующие формы ИКТ: презентации, видеоролики, работа с электронным учебником, тестами, заданиями.
После проведения экспериментальных уроков нами было проведено повторное анкетирование учащихся 7-х классов.
Проводя анализ данных диагностического и контрольного анкетирования, можно четко увидеть, что интерес к предмету, после проведения уроков и использованием информационно-коммуникативных технологий возрос с 7,5% до 12,3%, сложность материала отмечают уже 42%. Также хочется отметить, что повысился и уровень знаний учащихся с 84% баллов до 90%.
Помимо 7 классов, технологию ИКТ также применяли и в других классах (в общем количестве 106 уроков), и это тоже дало свои результаты.
Средняя оценка в 7 А классе повысилась с 74% (1 четверть) до 76% (2 четверть), в 7 Б с 78% до 83%, в 6 А с 75% до 77%, в 6 Б с 78% до 79%, в 8 А с 61% до 65%, в 8 Б с 76,4% до 82%.
Результаты эксперимента показали, что:
• Использование ИКТ - технологий в преподавании способствует формированию положительной мотивации изучения предмета, формирует познавательный интерес, позволяя учащимся в полном объеме изучить весь материал;
• Использование мультимедийных презентаций создает положительный эмоциональный фон, психологическую комфортность для большинства учащихся;
• Большинство учащихся отмечают лучшее запоминание, понимание и усвоение изучаемого материала изученного с помощью информационно-коммуникативных технологий, что говорит о том что детям легче запоминать материал, который они не только слышат, но и видят.
В заключении, хочется отметить большое влияние информационно-коммуникативных технологий на учебно-воспитательный процесс. ИКТ не только делает предмет наглядным и интересным, но и повышает уровень знаний учащихся, упрощая подачу материала, благодаря использованию различного графического и анимационного материал. Информационно коммуникативные технологии дают возможность преподавателю использовать на своем уроке различные технологии преподавания, сочетать их, тем самым экономить продуктивное время урока. Использование электронных карт, которых нет в атласах, различных программ обобщающего характера, повышает интерес учащихся к предмету география.