Сам подход к вопросу воспитания требует от учителя понимания сути личности ребенка. Начальная школа дает базу знаний. Дает то, что ребенок разовьет в средних и старших классах, а затем и в ВУЗе. Но это не единственная функция начальной школы. В младших классах формируются качества личности, которые определяют отношение ученика к людям, работе, самому себе. Оказывают влияние на его нравственный и духовный облик в течение всей жизни.
«Многие иногда подменяют воспитание образованием. Можно выучить детей, чтобы каждый получил диплом, это тоже хорошо. Но он получил профессию, диплом, а что дальше? Главное - воспитывать достойных граждан, не просто дипломированных. Мы видим, что много проблем упирается не в закон, не в экономику, а в человеческие качества. Нам нужны мыслящие граждане, патриоты нашей страны. Все это делается только воспитанием. Считаю, что искусству воспитания тоже надо учить. Мы говорим, материнство - это сложнейшая профессия, но почему-то никто никогда материнству не учил. Наверное, мы уже собрав все силы, и этим должны заниматься. Вообще вопрос семейной жизни для молодых девушек, для молодых людей, начало этой жизни очень непростое. Есть опыт, когда молодых людей, которые собираются создать семью, специально обучают организации, органы, общественные и государственные. Говорят же прожить в семье это не поле перейти, это действительно так. И вот воспитывать детей тоже», - сказал Нурсултан Назарбаев.
В начальных классах учитель вводит ребенка в мир доступных закономерностей, абстракций, обобщений. Этому способствуют современные методы обучения и воспитания, позволяющие активно влиять на чувства, убеждения, мировоззрение школьника.
Пробелы в знаниях ребенка преодолеть гораздо легче, чем недостатки в чертах личности, в его взглядах, поведении, отношениях. Справедлива народная мудрость, утверждающая, что перевоспитать ребенка труднее, чем воспитать.
От учителя начальных классов зависит, нужно ли будет перевоспитывать ученика в средних и старших классах.
Именно этот возраст наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. В это время дети легко поддаются влиянию учителя, школьного коллектива, поскольку еще не имеют укоренившихся черт характера и темперамента. Школа для ученика не только подготовка к будущей жизни, к овладению профессиями, но и каждодневные трудности и радости познания, общения, творчества. Поэтому В. А. Сухомлинский назвал свою школу для детей «школой радости». В таких условиях у детей лучше формируются социально значимые качества личности.
У учеников начальной школы, несмотря на одинаковые условия обучения в школе, разумеется, различный уровень знаний. И дело здесь, не только в одаренности ребенка. У них не только различная успеваемость, они изначально по-разному воспитаны, и даже к процессу обучения относятся по-разному. От чего это зависит?
Прежде всего, от самого ребенка. От того, как он проявляет себя, как в учебе, так и во внеклассной работе.
Каждый ребенок обладает собственным набором черт, которые и определяют его индивидуальность. Дети действуют не только по указаниям и требованиям учителя, но и в соответствии со своим складом формирующейся личности. Эта сторона самосознания ребенка имеет исключительно важное значение.
Для успешной реализации этих задач учитель постоянно должен видеть учебный и воспитательный процесс глазами ученика.
Необходимо ощутить, прочувствовать не только уровень знаний ребенка, но и его субъективное отношение к этим знаниям. Надо «видеть» своеобразие мысли каждого ученика.
Такой подход придает творческий характер деятельности учителя, является одним из слагаемых его педагогического мастерства.
Одно из достоинств творчески работающих учителей состоит в том, что они стремятся понять индивидуальный стиль мышления ученика и построить учебный процесс в соответствии с его познавательными возможностями.
Это возраст, когда ребенок не в состоянии критически оценить свои знания и причины пробелов в них. Поэтому В. А. Сухомлинский предупреждал учителя начальных классов о том, что неудовлетворительная оценка не является стимулом, способствующим преодолению недостатков в знаниях и отношениях к учебе.
Очень важно, чтобы учитель понимал, как представляет себе мир первоклассник, которому шесть лет, и третьеклассник, который почти подросток. Видеть мир глазами ребенка. Только в этом случае учитель найдет методы и приемы систематизации, конкретизации, обобщения представлений и понятий ребенка о природе, обществе и человеке.
Значительно активизируют учебно-познавательную деятельность детей наблюдения ими явлений живой и неживой природы. В. А. Сухомлинский такой вид организации обучения назвал «школой под голубым небом». В процессе учебной деятельности детей в природе особенно ярко проявляется субъективное состояние ученика, его эмоции, чувства, переживания, его отношение к учению. Именно такие занятия доставляют радость познания, рождают самостоятельность рассуждения.
Интересный и сложный мир детских отношений раскрывается в общении детей друг с другом.
Оценки показывают степень усвоения материала, но они не покажут того, какое место эти знания занимают в жизни ребенка. Ученик может по-разному использовать полученные в школе знания и умения в своей повседневной жизни. Для одного выучивание стихотворения наизусть означает лишнюю пятерку, для другого - побуждение к собственному поэтическому творчеству. Это состояние глубоко оценивал Л. Н. Толстой, утверждая, что поэтическое дарование — характерная черта ребенка, которую необходимо развивать.
Важно на каждом уроке чувствовать состояние ребенка как ученика.
Это дает учителю основание для постоянного поиска методов воспитания и обучения ребенка в начальных классах. Главное в процессе обучения - ученик. О нем нужно думать, о нем заботиться, для него жить и работать.
Учитель высшей категории, отличник образования РК, преподаватель 3 «Б» класса казахстанско-российской гимназии Вноровская Людмила Эдуардовна
|