ИКТ в образовательном процессе.
Тышибаева Нуржамал Шахмановна,
город Астана СШ №13,
учитель математики,
первая категория,
улица 187 дом 23 кв 25,
телефон 87172495964,
сотовый 87012755063
Работая с детьми, постоянно находишься в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Находясь на курсах, я узнала о новых подходах в обучении. Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками и учителем помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление. А результатом наших перемен станет наш новый ученик – «независимый, самомотивированный, увлеченный, уверенный, ответственный, с хорошо развитым критическим мышлением, умеющий свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющий компетентность в цифровых технологиях» . А самое главное – наш ученик научится тому, как учиться.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)» . Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин «новая информационная технология обучения» .
Сегодня в школьную практику широко внедряются информационные технологии. Информационная технология обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является компьютер.
ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом действий. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении:
1) при изложении нового материала
2) закрепление изложенного материала
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4) самостоятельная работа учащихся
5) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление).
Благодаря наличию обратной связи, при компьютерной форме обучения существенно меняется характер самоконтроля в процессе обучения. Каждый учащийся, отвечая на вопросы или решая учебные задачи, может сравнивать собственные ответы, способы решения задач с правильными, а в случае ошибки прийти с помощью компьютера к верному ответу.
Актуальность использования компьютерных программ для учителя и ученика состоит в том, что:
программы можно использовать как на уроке с помощью учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе или дома;
задания, предлагаемые в программе, могут являться как тренажерными, так и контрольными;
есть возможность для повторения материала и ликвидации пробелов по конкретному разделу математики;
в любое время учащийся может вспомнить теоретический материал, узнать незнакомый термин, воспользовавшись системой "Справочник";
программы дают возможность ознакомиться с примерами, иллюстрирующими явление или подобрать примеры к теме урока;
программы дают возможность познакомиться с биографиями выдающихся ученых-математиков.
Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, во внеклассной работе по математике.
Компьютер в урочной деятельности я использую на всех этапах обучения. Например, при объяснении нового материала в 7 классе по теме «Тождественное преобразование рациональных выражений», используется интерактивная доска для просмотра презентации к теме урока. В дальнейшем при закреплении, повторении интерактивная доска служит для подачи тестовых заданий, которые имеют три уровня сложности, учащиеся имеют возможность выбрать посильные для себя задания, например, по теме «Формулы сокращенного умножения». Незаменима она для контроля знаний, умений и навыков учащихся, когда самооценивание и взаимооценивание помогает получить ребятам сразу же оценку за урок. При этом для ребенка интерактивная доска выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
С какой целью я применяю компьютер на уроках?
Во-первых, для того, чтобы решать следующие практические задачи, записанные в программе по математике:
1) формирование прочных вычислительных умений и навыков;
2) овладение нормами математического языка;
3) знание математических терминов;
При групповой работе учащиеся пользуются ноутбуками, планшетами, сотовыми телефонами для поиска теоретического материала для своих презентаций, например, сведений об известных математиках прошлого столетия, а также о современных ученых-математиках. С большим интересом ребята используют словарь математических терминов, находя в интернете полезный для себя материал.
Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмет обучающийся. Тем более, что ученики сами с удовольствием находят тестовые задания в интернете и дистанционно решают их, соревнуясь друг с другом. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации и способствует саморегуляции учащихся.
Не только для уроков, но и для внеклассных мероприятий нужны знания ИКТ. Музыка, сценарии, фотографии, огромный интереснейший материал стал доступен для учащихся, знающих как пользоваться компьютером.
Разнообразными и интересными стали «Бодрячки», которые способствуют эмоциональному настрою учащихся на уроках. Я использую музыку, фильмы, песни для достижения особого психологического климата на уроке.
В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы по математике. Их в настоящее время создано достаточно много. Обучающая программа по математике Sapling для автоматизации знания таблицы умножения и деления, тренажер по математике «Отличник» для отработки навыков устного счёта.
Демонстрационная программа по математике для учащихся 5-х, 6-х классов, тема «Скорость движения» . Это учебная программа, с возможностью демонстрации процесса движения одного или двух объектов в зависимости от таких параметров как время, скорость и путь. С помощью этой программы ученик имеет возможность по двум из трех параметров (время, скорость и путь) автоматически определить третий, а также выбрать определенные объекты движения, проследить их движение в одном направлении и по направлению друг к другу в зависимости от скорости, времени и заданного расстояния, понять зависимость этих величин между собой. Программа будет полезна для понимания и решения множества различных математических задач.
Специализированный редактор математических формул и выражений предлагает огромные возможности для редактирования математических формул любой сложности.
Широко применяю в своей работе тестирование учащихся через компьютерные программы, например «Еasy Quizzy» При использовании данной компьютерной программы у ученика вырабатывается навык работы с тестами, которые в последнее десятилетие приобрели особый статус контрольных материалов. Причем больший эффект получается в том случае, если ученик самостоятельно, либо с консультацией учителя создает проверяющий или обучающий тест.
Современному учителю нужно быть с информационными технологиями на «ты». Я сама с удовольствием использую в повседневной жизни достижения современных компьютерных технологий. Компьютер, в частности интернет, помогает быть в курсе всех значимых событий, которые происходят в образовательном процессе. Мы, учителя, имеем возможность обмениваться опытом, следить за достижениями коллег, показывать свои уроки в он-лайн режиме, проводить их и получать отзывы коллег в реальном режиме.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех, кто участвует в обучении, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. «От современного учителя требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но также развивать возможности своих учеников, воспитывать их личность» Именно этому и способствует внедрение новых информационных технологий, так как позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения. Учащиеся становятся не просто обучаемыми, а равноправными участниками процесса обучения.
Таким образом, использование ПК на уроках позволяет учащимся получать знания, повышая качество и собственную ответственность за результат. Я убедилась, что использование ИКТ помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей детей, их уровня обученности.
Литература:
1.Руководство для учителя третий (базовый) уровень. 2012г.
2.Леонид Весёлов «Что такое ИКТ?»
3.Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. - №3.
4.http://softportal.com/get-20059-sapling.html
5. http://www.otlichnyk.ru/
6. http://obuchonok.ru/node/2
7 . http://softsearch.ru/programs/190-410-formulator-express-download.shtml
|