Музыкальное воспитание
Галия Нусуповна Макипбекова
учитель музыки Каратальской средней школы с ДМЦ
Алматинской области, Ескельдинского района, с.Каратал
«Музыкальное воспитание – это не воспитание
музыканта, а прежде всего воспитание человека»
В.А. Сухомлинский
Нет ни одного учителя, который не стремился бы к вершинам педагогического мастерства в своей профессии. Ведь мастерство - инструмент, без которого невозможны высокие результаты учительского труда, его эффективность и качество. «Мастер педогогического дела, - говорил В.А. Сухомлинский, - настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимание не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный турд, их мышление, трудности их умственного труда».
Во многих отношениях урок – это центр, вокруг которого вращаются и к которому возвращаются все мысли и действия учителя. Поэтому правильное принятие основопологающих решений в ходе подготовки урока предполагает далее точное знание совокупности конкретных условий в классе. Лишь при широком учете реальных условий, с которыми сталкивается учитель в своем классе, у своих учеников, каждый отдельной ребенок или подросток сможет овладеть материалом, заключенным в учебной программе. При этом речь идет как об умелом использовании имеющихся благоприятных условий (например, уровень развития коллектива, большой интерес к предмету, хорошо сформировавшаяся способность учащихся к постановке и решению проблем и вопросов), так и об устранении и изменении препятствующих и создании новых, благоприятных условй. Лишь при таком подходе возможно определить наиболее существенное и основное направление каждого урока, возможность предусмотреть, как следует связать передачу знаний с целенаправленным формированнием способностей и навыков, воспитанием мировоззрениия, формированием характера и нравственным воспитанием учащихся. На каждом уроке каждый учитель так или иначе вступает в постоянное общение с учащимися, но это общение не всегде бывает глубоким и плодотворным – оно может носить чисто внешний, поверхностный характер, иметь одностороннюю направленность, преимущественно от учителя к ученику, но не о таком контакте идет речь. Только при наличии глубокого душевного контакта учителя и учащихся, их правильных взаимоотношений и взаимопонимания учитель может добиться, чтобы его воспитаники были заинтереснованы вместе с ним в достижении поставленной цели, в повышении эфективности каждого урока.
Без надежной эмоциональной основы невозможно нормальное обучение. Отсутствие единства эмоционального воспитания к познания становиться одним из самых живучих, самых опасных источников равнодушного отношения к знаниям и в конце концов учиться без желания. Приведу такое сравнение (конечно, приблизительное и условное) : можно создать все необходимое оборудование для передачи электроэнергии, но если где-то в проводах нарушен контакт, то все обурудования, вся сеть будет бездействовать, пока не будет востанавлен контакт. Поэтому только при наличии эмоционального контакта с учащимися учитель может как планировать, так и строить свою работу на уроке, чтобы ученик никогда не бездействовал, чувствовал потребность узнавать все больше и глубже, активно и, насколько возможно, самостоятельно работал сам, сам искал и находил ответы, применяя приобретенные знание и умения, и развивал свой способности.
Известный педагог Е.Н. Ильин в статье «Соавторы урока» писал : «В сегодняшнем уроке, если взглянуть поглубже, остро ощущается большая опастность : он вроде как» бездетный «Учтены все факторы, кроме человеческого ... . Ученика – живого, мыслящего, чувствующего нет...» Следовательно нужно серьезно обратить внимание на преодоление опастности разобщения с учащимися и установить правильные взаимоотношениия с ними. Прежде всего- это умелое сочетание уважения к личности учащегося с разумной требовательностью; искренность и душевная открытость. Это внимательное изучение и учет индивидуальных особенностей каждого ученика и класса в целом, умение понять их и войти в круг их представлений, потребностей и интересов. Это умение убедить в правильности и полезности своих предложений, умений подерживать постоянный активный интерес к работе содержанием и правильной организации ее, активными методами, воспитание и поощрение самостоятельности, пытливости, инициативы и творческих способностей учащихся.
В настоящее время все большое распространение получает инновационное обучение. Ведущей тенденцией в педагогике стал поиск таких дидактических подходов и средств, которые могли бы превратить обучение в своего рода производственно – технологический процесс с гарантированным результатом. Этот поиск привел к возникновению такого понятия, как «педагогическая технология». Одной из таких технологий, по которой я работаю уже несколько лет является модульная технология обучения. Она содержит в своей основе идею воспроизводимого обучающего цикла.
В его содержание входят:
1.Общая постановка цели обучения;
2.Переход от общей формулировки цели к ее конкретизации;
3.Предварительная оценка уровня обученности учащихся ;
4.Совокупность учебных процедур;
5.Оценка результата.
Благодаря такому воспроизводимому строению учебный процесс приобретает «модульный» характер, складывается из обособленных блогов, имеющих общую структуру, но наполняющихся разным содержанием. Учебный процесс строится на основе диалогического процесса. Учебный модуль состоит из трех структурных частей: вводной, диалогической и итоговой. Каждый раздел должен состоять из трех основных этапов:
1)Вводномотивационного (осуществляется во вводной части, учитель дает
новую информацию);
2)Операционно-познавательного (учитель организовывает учебную
деятельность, самостоятельную работу учеников, которая направлена на
развитие логического мышления, способностей , воображения, памяти,
творчества, импровизации, музыцирования);
3) Рефлексивно-оценочного (итоговая часть модуля, она предназначена для
контроля, проверки и оценки знаний, умений и навыков).
Таким образом, нам, учителям, нужно постоянно думать о том, как на научной основе рационализировать нелегкий труд учения, как, используя все возможности своего предмета, создать методику обучения, позволяющую все лучше учить и воспитывать каждого ученика, одновременно создавая условия для максимального проявления и развития его способностей и внутренних сил. Именно поэтому при всем разнообразии направлений работы современной школы с большой настойчивостью утверждается тезис о важности музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно – эстетических потребностей, идеалов.
Традиции музыкального воспитания детей имеют давнюю историю. Это и многолетний опыт семейного воспитания, и традиции так называемой народной педагогики , различные системы.
Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаювающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции.Непременное условие успешного обучения – заинтересованность детей, их живое, эмоциональное отношение ко всему тому, что они узнают на уроке музыки, слушая музыкальные передачи по телевидению, на занятиях музыкой во внеклассное время.
Урок музыки- неотъемлемая часть общей системы обучения: он призван развивать детей эмоционально, творчески, обогощать их художественные впечатления. А это – самый эффективный путь формирования личности ребенка.
Опираясь на свой опыт уверено могу сказать, что привить школьникам интерес к музыкальному искусству можно только систематически развивая их музыкальный слух, творческие способности, навыки восприятия музыки. Следовательно, задачи музыкального воспитания в школе обязательно нужно связать с комплексным развитием нравственно – эстетических чувств ученика, его воображения, творческих и специальных музыкальных способностей. Основная задача заключается в том, чтобы одни и те же закономерности музыкальной речи дети осваивали на разном музыкальном материале: попевках, песнях, инструментальной и вокальной музыке. Урок музыки – это центральное звено в музыкальном воспитании и развитии детей в процессе обучения. Именно на уроке музыки формируется музыкальная восприимчивость, отзывчивость на музыку и творческое проявление в исполнении музыкальных произведений, что создает единую систему воспитания:
Для успешного обучения музыке в своей практике определила следущие актуальные вопросы музыкальной педагогики:
1. Развитие восприятия музыки;
2. Развитие музыкального слуха и исполнительских навыков;
3. Развитие средствами музыки творческого потенциала ребенка.
Учебный процесс включает три вида деятельности: слушание, исполнение (хоровое пение по слуху и по нотам) и импровизацию:
- слушание музыки является основой развития слушательских навыков, целостного, обобщенного восприятия музыки. Через слушание мы знакомим учащихся с композиторами, с музыкой более сложной, чем та, которую они сами могут исполнять, тем самым они приобретают много музыкальных знаний.
Фрагмент урока в 5 классе
Слушание: отрывки из мелодии, определить характер и какой музыкальный инструмент или оркестр исполняет
- В.А.Моцарт симфония №40 – энергичная, веселая, исполняет симфонический оркестр
- Л.В.Бетховен соната №14 «Лунная» - грустная, исполняется на фортепиано
- Курмангазы кюй «Балбыраун» – стремительная, веселая, исполняет казахский народный оркестр
Обобщение: Какую музыку мы сейчас с вами прослушали?- инструментальную
Что вы почувствовали?
– Радость, раздумье, просторы бескрайней степи, разочарование, грусть
Да, каждая встреча с музыкой – это радость, размышление, мечты ...
Придавая большое значение слушанию музыки нужно помнить, что восприятие музыки путем слушания является одним из самых абстрактных способов мышления, требующих особой психической сосредоточенности, умения удержать внимание и эмоциональное напряжение. Слушание музыки как процесс является необходимой частью урока;
- повседневная музыкальная жизнь – умение петь, музыцировать- это зеркало музыкальной культуры народа, ее насущная потребность. И поэтому в школе, наряду с развитием восприятия серьезной музыки, ставятся не менее важные задачи: научить молодое поклоние красиво петь, развить потребность к пению, разучить определенный репретуар песен, поощрять желание самому музыцировать. Это и делается путем пения, сольфеджирования, ритмического воспитания, музыцирования.
Фрагмент урока в 6 классе
Учащиеся учатся сами создавать музыку с помощью компьютерных программ, которые помогают импровизировать, музыцировать и проявлять творчество
Работа в программе Fruity Loops – создание музыки на компьютере: подобрать мелодию из прослушанной музыки (2-4 такта), ритмический рисунок к песне, аккомпанемент
Обобщение: Все произведения нашего урока обьединяет одно – они передавали движение, живые картинки окружающей нас жизни
- Какие интонации помогали нам все это увидеть, ощутить? – интонации инструментальных и танцевальных мелодий
- Какие средства выразительности помогают нам прослушать или создать музыку? – мелодия,темп, характер, тембр, регистр
- Что такое танец? – это искусство, в котором все чувства, мысли передаются с помощью пластики и движения
- Чем вам понравился вальс? – характером, необычностью
Да, что-то есть в этом танце такое необычное, такое увлекательное, что подчиняет себе самых разных людей, людей разных эпох и разных национальностей, разного склада жизни и разных возрастов!
Ответив на вопросы, построим пирамиду:
- С каким жанром мы познакомились? Танец
- Какое это искусство? Это хореография
- Какой танец родился три века назад? Народный танец - вальс
- В чем особенность этого танца? Вальс исполняется легко и красиво
- Какое место в наше время занимает вальс? Вальс любят танцевать во
многих странах
Итог урока: Познавайте музыку, и если вы будете хорошими и внимательными слушателями, то музыка откроет вам удивительный мир и как сказал великий Бах - глубоко затронет ваши сердца.
Все указанные звенья не только своеобразно влияют на развитие музыкальных способностей и восприятия, но также имеют очень большое значение для общего развития и воспитания человека. Через слушание мы учим детей душевной и духовной сосредоточенности, способности прочувствовать и вдуматься, побыть некоторое время «с самим собой», со своим внутренним миром. Исполнение музыки, музицирование, ритмическое воспитание развивают точную реакцию детей, координацию мышления и движений. Сосредоточиться, мыслить, чувствовать учат и на уроках других школьных предметов, но нет другого предмета, на котором учили бы детей так точно чувствовать и до сотых долей секунды расчленять время, как на уроках музыки, причем это точность должна быть и индивидуальной, и коллективной. Также нет другой дисциплины, которая учила бы учащихся тончайшим образом почувствовать звуковысотность или разнообразие тембров. Все это развивает у человека способность воспринимать тончайшие явления природы и жизни, умение четко дифференцировать окружающий нас мир, делает человека более наблюдательным и чувствительным. Наконец, нет другой дисциплины, которая заботилась бы об одном из самых чудесных богатств человека - о его голосе. Ведь именно пение, наряду со своими непосредственными задачими, развивает красивый и здоровый голос, красоту повседневной речи.
Музыкальное воспитание нужно ясно отличать от профессионального музыкального образования в музыкальных школах каковым охватываютсятолько исключительно одаренные дети; у него-иные задачи (подготовка исполнителей, композиторов и преподавателей музыки), иные программы, иные методы работы. Музыкальное воспитание в общеобразовательной школе имет всеобщий характер, предназначено для всех детей, независимо от их способностей, не является специально – профессиональным, ограничиваясь таким обьемом знаний, который облегчает каждому человеку сознательное пользование богатым музыкальным наследием и дает право активно участвовать в музыкальной жизни. Учитывая различие музыкальных способностей учащихся следует, наряду с обучением всего класса, вести также индивидуальные занятия. Менее способные ученики нуждаются в особенно заботливом и снисходительном отношении. Нужно пробуждать и закреплять их интересы, поддерживать их усилия, подчеркивать достижения, хотя бы вначале они были минимальными – все это поведет к укреплению веры в свои силы, вызовет желание и энергию к дальнейшей работе. Музыкальное воспитание в школе должно проводиться в тесном контакте с другими художественными занятиями-литературой, изобразительными искуствами, танцем.
К числу характерных черт музыкального воспитания относится использование технических и электронных средств, большое число детей, занимающихся музыкой, высокий уровень профессионального мастерства, огромные средства, затрачиваемые на музыку во всех ее аспектах. Однако наиболее важной отличительной чертой является тенденция строить музыкальное обучение на активном участии ученика в музыкальном творчестве. В современных программах по музыкальному воспитанию такое обучение музыке называют разными терминами, такими, как импровизация, сочинительство, спонтанное музыцирование, композиция и.т.д. Но как бы не называли этот вид деятельности , именно он является той характерной особенностью музыкального воспитания нашего века, которая призвано определить, станет ли музыкальное воспитание жизнеспособной, плодотворной и неотьемлемой частью образования человека, или же оно будет одной из тех дисциплин, в которые тренируют избранное меньшинство, способное стать хранителями славных традиций прошлого, и несколько большую группу знатоков, способных покупать искусство этих обученных талантов.
Из всех учебных дисциплин единственно на настоящему воспитывающей является музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, т.е. его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.
В своей практике я встречала иногда детей, которые явно отставали по всем предметам до тех пор, пока не приобретали какое-то небольшое музыкальное умение, обеспечивающее проявление их скрытых до этого эмоций. В результате многие из них начинают заметно лучше учиться по всем предметам. Открыв учащимся доступ к пониманию искусства, мы тем самым стимулируем развитие всех их способностей.
Для правильной организации музыкального воспитания надо с самого начала ясно представить себе цели и возможности такого воспитание. Музыка прежде всего воспитывает музыкальную дисциплину, стремление к совершенству индивидуального и коллективного исполнения, к совершенству, которое приносит большое эмоциональное удовлетворение. Второй важный аспект музыкального развития – стимулирование умственного развития с помощью науки. Третьим аспектом является эмоциональное воспитание, без которого нельзя достичь полной зрелости. Для достижения этих и ряда других целей музыкального воспитания надо иметь в виду некоторые дополнительные соображения. Прежде всего нужно постоянно заботиться об интересах всех детей, стремиться к тому, чтобы каждый получал полноценные музыкальные знания в процессе занятий в школе. Если привлечь к занятиям музыкой всех учащихся, нет сомнения, что очень скоро проявится талант некоторых из них. Основу любого метода всегда должны составлять практические, а не теоретические занятия музыкой. Настоящая музыка только выигрывает от неоднократного общения с ней, а дети учатся познавать многогранность и глубину художественного творения.
Музыка воспитывает детей, делая из них Человека. Человека, который, живя в мире людей, творит добро, способен чуствовать, сопереживать. Именно музыка помогла многим людям выбрать свой жизненный путь, свою человеческую позицию.
|