Отчет учителя по групповому обсуждению с коллегами
Отчет учителя по групповому обсуждению с коллегами
Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов. Рубакин Н. А.
На третьем этапе «Лицом к лицу» мы работали в группах, обсуждая задания, которые выполняли на практике в школе. Наша группа состояла из пяти человек (Асель, Гулим, Айгуль, Гайни и я). Несмотря на то, что мы ведем разные предметы, у всех при выполнении заданий возникли те или иные проблемы. Нас объединяли одни цели во время практики и при работе в группах. Мы создавали презентацию по заданию «Создание коллаборативной среды». Я выбрала это задание потому, что создание коллаборативной среды в классе является одним из важнейших факторов успешности урока и ученики чувствуют себя безопасно в доброжелательной атмосфере. В ходе обсуждения стало ясно, что каждый член нашей группы считает необходимым создание комфортных условий в классе для того, чтобы каждый ученик чувствовал себя свободно, и происходило сплочение классного коллектива. Каждый из нас активно делился своими впечатлениями, обменивался опытом прохождения практики, отвечал на вопросы, которые были даны: то, чему научился, о трудностях, о путях их преодоления, какие изменения он бы внес при повторном выполнении. При работе мы распределили роли: оформитель - Гулим и Гайни, Асель и Айгуль- генератор идей, мне была отведена роль спикера. Мнение каждого учитывалось, анализировалось и записывалось на флипчарте. Наше обсуждение началось с вопросов: «А хорошо ли мы знаем своих учеников?», «Комфортно ли чувствуют себя ученики на уроках?», «Что вызвало интерес учеников при проведении данных уроков?». Я поделилась с коллегами мнением о том, что приступая к выполнению данного задания на практике мне нужно было проанализировать свой класс. В классе возникли следующие проблемы: межличностные отношения, скованность некоторых учеников, безразличное отношение друг к другу. Для меня главной целью стало устранение возникавших барьеров между учащимися в классе. Они исчезали на некоторое время и появлялись вновь. Так в первый день занятий я провела вводную игру «Ассоциация», в ходе которой увидела, как мои дети могут или не могут преодолевать барьеры. Кто-то легко справился, кто-то затруднялся, кто-то вообще промолчал. Поэтому для снятия барьеров я проводила различные тренинги, разнообразные методы деления на группы, пары, во время уроков старалась как можно чаще использовать формативное оценивание, выстраивание «подмостков», целеполагание самими учащимися. Гулим сказала, что для создания коллаборативной среды она использовала игру «Что общего?», которая дала возможность узнать детей с другой стороны: их привычки, что они любят или нет, что им интересно. Асель для сближения классного коллектива создала сообщество в социальной сети «ВКонтакт», где дети могли обсудить домашнее задание с учителем и представить свое видение следующего урока. Айгуль считает, что тренинги, бодрячки должны проводиться на каждом уроке и на различных этапах. Она проводила тренинги «Букет пожеланий», «От сердца к сердцу», с помощью которых снималось напряжения учащихся. Проведение физминуток для Гайни стало способом активизировать учащихся на образовательный процесс. После обсуждения все идеи были перенесены на флипчарт. Мы изобразили в центре учителя, которого окружают дети, ведь умение создать доброжелательную среду в классе в руках учителя, от которой зависит успешность урока. Нашей группе был задан вопрос: «Какой личный пример Вы использовали для создания коллаборативной среды?». Мы пояснили, что вместе с учениками участвовали в тренингах, бодрячках, физминутках.
Работа нашей группы Вторая группа предложила следующие идеи по созданию коллаборативной среды. Для них главным были: комфорт, сотрудничество, доверие, учитывая индивидуальные особенности. На вопрос, какие трудности у них возникли, они отметили, что не все учащиеся были вовлечены в процесс и возникшие трудности они решали, давая возможность ученику самому сделать выбор, то есть учитывали «Голос ученика».
Гульнур и Индира защищают презентацию Третья группа представила коллаборативную среду в виде «круга радости», где в центре в виде сердца изображен учитель, а вокруг него дети. Трудности, возникшие во время практики, были следующие: дети делились по интересам, мальчики не хотели быть в одной группе с девочками, деление на группировки. На вопрос «Как они преодолевали данные трудности», коллеги ответили: «Для снятия барьеров проводили беседы, формативно оценивали, поощряли». Группа № 4 создавала коллаборативную среду, также учитывая «Голос ученика», своей доброжелательностью, поддержкой и личным примером, тем самым вызывая у учащихся доверие. Они отметили, что учитывая «Голос ученика» дети поняли, что их уважают, прислушиваются к их мнению и, следовательно, все это способствует развитию в учениках саморегуляции. Был задан вопрос: «Как Вы справились с заданием, когда ученики должны были выбрать для совместной работы двух одноклассников?». Ольга ответила «Учитывая возрастные особенности детей данное задание было выполнено немного по- другому. Я предложила сильным учащимся выбрать себе двух учащихся, с которыми они хотели работать. И именно это помогло мне сэкономить время на уроке». Пятая группа уделяла большое внимание в начале урока психологическому настрою учащихся, учитывая возрастные особенности. Также учили детей ставить цели к уроку, парная и групповая работа способствовала снятию барьеров, преодолению трудностей в обучении. Через диалоговое обучение они прививали у учащихся умение сотрудничать друг с другом. На вопрос «Не возникали ли у вас трудности при создании коллаборативной среды?», члены группы ответили, что особых проблем не возникло. Группа, в которой были Гульбану, Марина, Карлыгаш и Алия коллаборативную среду изобразили в виде дерева, ствол которого – учитель, а крона – ученики. Яблоки красного цвета показывали, с какими трудностями они столкнулись: при проведении бодрячков не все дети принимали участие, многим не хватало времени во время групповой работы. Розовые яблоки – это преодоление трудностей. Изменения были показаны в зеленых яблоках. Данной группе был задан вопрос: «Чему Вы научились при выполнении задания?». Члены группы ответили: «Мы давали возможность детям самим выбирать бодрячки, прислушивались к мнению учеников, старались создавать доброжелательную обстановку». После первого этапа перед многими стоял вопрос: «Как я буду это применять?». При совместной работе мы выяснили, что все на практике работали с воодушевлением, но также столкнулись с трудностями. Возникшие проблемы решались по мере их появления. Все использовали в своей практике различные тренинги, физминутки для раскрепощения учащихся и для сплочения детского коллектива, старались раскрыть каждого ребёнка и показать ему свою значимость, учили детей сотрудничеству. Что стало полезным для меня при коллективном обсуждении заданий? Мне было полезно узнать, какие проблемы возникали у моих коллег, какие пути решения они находили. То есть во время обсуждения происходил процесс взаимообучения через обмен мнениями и предложений различных идей. Я считаю, что такие совместные обсуждения способствуют возможности проанализировать свою работу и поделиться своим опытом с коллегами, совместно найти пути преодоления трудностей, возникших в работе.