«Психологическая готовность к обучению в школе»
(Информационный материал для родителей
будущих первоклассников)
Составитель: психолог Кириченко Т.С.
Кто из родителей не желает, чтобы его ребенок учился на «хорошо» и «отлично»? Выясняется, что иногда родное смышленое чадо не понимает самого элементарного. И предельно простой материал, оказывается, очень трудно поддается объяснению. Сколько неприятных эмоций, сколько ссор, сколько потраченных нервов, и ваших и ребенка, ушло на такую учебу?
Поступление в школу – новая ступень в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственная дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений.
Насколько ребенок готов к таким переменам в жизни зависит от уровня его общей школьной готовности. Что это значит? Существуют три компонета школьной готовности: физиологический, педагогический, психологический.
Физиологический компонент подразумевает физическое созревание организма, его устойчивость к нагрузкам, новому режиму.
По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в знаичительной степени зрелой (что обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфические отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности у детей этого возраста еще не завершили свое формирование, что проявляется в особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
В этом возрасте хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие такие сложные движения, как бег, прыжки, лазание.… В то же время, мелкие мышцы кистей руки, обеспечивающие точные движения при письме, развиты еще недостаточно. Поэтому первоклассникам так трудно писать, и при выполнении графических упражнений они быстро устают. Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения – все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки.
Основными показателями психологической готовности к обучению являются: интеллектуальная, эмоционально – волевая и личностная готовность.
Интеллектуальная готовность подразумевает:
- высокий уровень развития наглядно – образного мышления, т.е. умение рассуждать, делать выводы, обобщать материал заданный в рисунках или графических изображениях. Подразумевается начальный уровень логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющегося опыта, информации, представлений.
- На момент поступления в школу ребенок должен иметь достаточный объем восприятия, внимания, памяти.
- Речевое развитие должно соответствовать возрасту. Ребенок должен понимать смысл текста и простых понятий, использовать речь для изложения своих мыслей, суждений, построения полного высказывания с использованием сложноподчиненных предложений.
Интеллектуальная готовность содержит и такой компонент как обучаемость, т.е. умение усваивать новую информацию при помощи взрослых. Успешное овладение новой информацией требует сформированности важнейших учебных действий: планирование своей деятельности, умение выделять в потоке информации основную задачу и превращать ее в цель деятельности.
Эмоционально – волевая регуляция предполагает способность не отвлекаться и сосредоточенно работать в течение 15- 20 минут, сохранять удовлетворительную работоспособность в течение всего учебного дня и в едином темпе со всем классом. (Данная способность может завесить как от сформированности, так и от состояния здоровья ребенка).
Предполагается поведенческая саморегуляция: сдерживание эмоций, двигательной активности, ответственность за свои поступки.
Личностная готовность включает мотивационную готовность, т.е. наличие интереса к интеллектуальной деятельности, желание добиться успехов, узнать что – то новое. Далеко не каждый ребенок, пришедший в школу, имеет учебную мотивации.
Личностная готовность подразумевает и коммуникативную готовность: способность установить адекватные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; умение работать в группе, подчиняя свои желания общим требованиям;
Ребенок должен обладать адекватной СО и уровнем притязаний, владеть самоконтролем в различных ситуациях общения.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
Прежде всего успокоиться и понять, что все мы когда - то начинали.
-посмотрите на своего ребенка со стороны и постарайтесь воспринять его таким, какой он есть;
-Спокойно беседуйте со своим ребенком, создавая положительный эмоциональный настрой и ощущение единства с ним:
*Расскажите о школе (не приукрашивая и не стращая).
* Поговорите о возможных взаимоотношениях со сверстниками и учителем (не запугивая и не рисуя радужных картин).
*Вспомните радостные минуты своего школьного детства (свои огорчения)
*Постарайтесь вспомнить свои школьные сюрпризы, подарки, праздники, первые положительные эмоции).
*Расскажите, как приятно вам было идти в школу (почему именно?).
-Постарайтесь дать понять ребенку следующее:
«если тебе вдруг будет трудно, я тебе обязательно помогу и обязательно тебя пойму. И мы вместе справимся со всеми трудностями». Ведь для ребенка «первый раз - в школу». Все равно, что для нас первый раз на работу: как встретят, что скажут, а вдруг что не так сделаю, а вдруг не пойму - тревога ожидания, настороженность.
Сегодня не менее серьезно надо говорить не только о готовности к школе ребенка, но и его родителей.
Попробуйте ответить себе на следующие вопросы:
Готовы ли Вы:
*создать дома обстановку спокойствия и доброжелательности;
*встречать ребенка из школы с улыбкой;
*не ругать и не наказывать за ошибки и незнание;
*помочь, не рассердившись;
*не кричать, принимать спокойно все так, как есть;
*не обижать;
*не сравнивать с другими своего ребенка;
*не наказывать без явной причины, а лишь потому, что Вы не в духе.
В общем готовы ли Вы пожертвовать своими привычками, прихотями ради блага, спокойствия, успеха своего ребенка.
Если Вы согласитесь добросовестно исполнять эти условия, то очень скоро поймете на сколько тяжело ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации и какие высокие требования ставят перед ним школа и родители.
Что же нужно знать родителю о ребенке, который идет в школу?
*Что он живет в дошкольном детстве: мире игр и игрушек, мире свободного времени.
*Он не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут говорить «надо» и «ты - обязан». Давайте отдых от внушений, во всяком случае от однообразных внушений.
Представьте, что, что с Вами будет, если 37 раз в сутки к Вам станут обращаться в повелительном тоне, 42 - в увещевательном, 50 - в обвинительном! Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками.
Ребенку нужен отдых не только от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний, нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений, нужно время от времени распоряжаться собой полностью, т.е. нужна своя доля свободы. Без нее задохнется дух.
*Что его работоспособность 15 - 20 минут, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности. Дайте ребенку время! Примерно каждый второй из детей по тем или иным причинам не справляется с темпами, требуемыми со стороны взрослых, и примерно каждый десятый явно медлительнее остальных. Это может быть связано и с болезнью, но это может быть связано с одаренностью. Такими недотепами были и маленький Пушкин, и маленький Энштейн.
Каковы же основные признаки переутомления?
-Ухудшение почерка;
-Увеличение числа ошибок;
-Замедление темпа речи;
-«Глупые» ошибки;
-Рассеянность;
-Невнимательность;
-Плаксивость;
-Вялость;
-Раздражительность и др.
Если это происходит дома, во время приготовления домашних заданий, сделайте небольшой перерыв, переключитесь на что - то другое - приятное и полезное для ребенка.
*Учитывайте состояние.
Спросим себя, понимаем ли мы:
-Что первые полчаса сна и пол часа перед сном во избежание нервных срывов никогда и ни у кого не должно быть эмоционального и умственного напряжения;
-Что мальчик, теряющий уверенность, хуже соображает, медленнее растет;
- Что знание, принимаемое без радости, не усвоено.
*Что ему непривычно будет «быть одним из многих». Здесь важно какую самооценку Вы заложили в сознание ребенка: заниженную, завышенную или адекватную. Особые трудности возникают у ребят, которые в детском саду считались достаточно успешными (в играх, коллективной деятельности и т.д.) Привыкший быть лидером, в школе очень часто не добивается той же позиции в коллективе. Результат - огромное разочарование в школе.
Одним словом не внушайте нереального. Самые глубокие пессимисты происходят из детей, воспитанных пессимистически.
*Для того чтобы ему спокойнее было первое время учиться, вы будете нужны ему рядом, как никогда: проводить в школу, встречать, быть рядом, когда он делает уроки, вместе гулять и т.д.
*Все бытовые дела (уход за школьными принадлежностями, одеждой...) попробуйте «отрепетировать» заранее, иначе на бедного неокрепшего ребенка разом свалятся и обучение, и дисциплина, и новые взаимоотношения, и бытовые проблемы.
*Вам нужно будет сдерживать свои эмоции, если вдруг ребенок придет из школы чрезмерно возбужденным: обидели, отняли, не дали, забыли и др. Надо спокойно выяснить, что произошло, и стараться вслух не делать своих «взрослых выводов». Учтите, что дети не уважают суетливость. Некоторая медлительность старших в основном действует благотворно.
*Ребенок ждет от Вас похвалы. Даже в мелочах. Старайтесь вместе с ним разделить его радость. Поделки ставьте на самое видное место. Тетради с похвалой учителя покажите всем близким. Таким образом, вы дадите ребенку возможность почувствовать себя счастливым и умеющим. Это важно, потому что начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушиться сон, аппетит, повышается температура, обостряются хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится месяц, у других - одну четверть, у других - растягивается на весь учебный год. многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Процесс адаптации будет отслеживаться психологами и педагогами в школе. Но никто лучше Вас, родителей, не заметит изменения в настроении детей. Было бы идеальным вариантом, если бы Вы делились с педагогами и психологами школы своими наблюдениями, мнением.
Остается пожелать всем нам:
«Каждый день с ребенком начинайте с радостью, заканчивайте с миром.»
|