Воскресенье, 22.12.2024, 11:53
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Уроки [284]
Статьи [79]
Презентации [11]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Профессия учителя-это
Всего ответов: 423
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Статьи » Материалы педагогов » Статьи

Школьный учитель: роли и ожидания

Одной из важных проблем современного образования является несоответствие реальных потребностей школьников с образовательными услугами. Проще говоря, система образования не всегда может вызвать у детей интерес к учебе. Им не хочется идти в школу, не хочется встречаться с учителями, не всегда их устраивают профессиональные и личные качества педагогов. Поэтому, важнейшим условием улучшения качества образовательного процесса следует считать преподавательский корпус.
Модель преподавателя ХХI века предполагает, прежде всего профессиональную, компетентную, творчески развитую личность, в которой доминируют духовно-нравственные и деловые качества. Она включает личностную ориентацию педагогической деятельности, умение ставить и решать задачи современного образования, организовывать совместный поиск ценностей и норм поведения, уважительного отношения к культурной самоидентификации учащегося [1]. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач. Приоритетной задачей системы повышения квалификации на современном этапе, согласно Концепции модернизации российского образования, становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально активную и конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать социализированную личность в быстроменяющемся мире. Существуют определенные квалификационные характеристики учителя, общие требования к специалисту, должностные и функциональные обязанности педагога и т.д.
Сегодняшний учитель выполняет огромное количество профессионально-социальных функций. Владимир Леви выделял 40 таких функций-«ролей». В конце 90-х годов прошлого века новосибирские ученые выделили уже до 258 функций, которые выполняет учитель! Эти «роли» складываются на основе тех «систем ожидания», которые предъявляют учителю родители, государство. [2]. Например, родительские требования сформулированы достаточно однозначно: начиная с того, что учитель должен быть добропорядочным гражданином, человеком с высокими моральными качествами, профессионалом, владеть современными информационными технологиями. Есть еще четко сформулированный социальный заказ учителя, заявленный и в национальной инициативе «Наша новая школа», и в «Российском образовании-2020»: «Складывается новый образ педагога. Это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, чуткий, внимательный и восприимчивый к интересам школьников, открытый ко всему новому»[3].
А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным и уровень его компетентности соответствует требованиям инновационной педагогики. Какой труд учителя можно считать профессионально компетентным?
Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества [4].
Современный учитель является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.
Встает вопрос – не слишком ли велика ноша для одного человека, молодого выпускника вуза? Это очень высокая планка, очень высокая ответственность. Во всяком случае, те молодые коллеги, которые сегодня приходят в школу, – они готовы работать, они хотят, они мотивированы и, главное, у них есть достаточный запас профессиональных умений, компетенций для того, чтобы приступить к этой работе. То есть подготовка вузами современного учителя находится сейчас на достаточно высоком уровне. И без педагогических вузов мы не представляем себе подготовку учителя, который может прийти и работать с аудиторией, взрослой и детской. Но когда молодой педагог приходит к в школу, естественно, он, приступая к работе, не может сразу аккумулировать в себе все те умения и знания, которыми обладают опытные педагоги. И здесь вырисовывается ряд проблем, которые характерны для большинства молодых специалистов, и которые нужно решать в стенах высшего учебного заведения.
Эффективным является компетентностный подход к подготовке будущего педагога. Перечислены задачи, которые должны решаться в рамках такого подхода:
• видеть ребенка, ученика в образовательном процессе;
• строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования;
• устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса – партнерами школы;
• создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду – пространство школы;
• проектировать и осуществлять профессиональное образование.
В рамках этих пяти задач хотелось бы обратить особое внимание на пожелание педагогической общественности, школьных учителей, – что больше нужно делать в вузе для подготовки будущего учителя. Во-первых, это увеличение количества часов на дисциплины психолого-педагогического цикла за счет практики и психологических практикумов. И второе, очень важное – это достижение большего сотрудничества вуза и школы. В чем здесь проблема? Когда молодой педагог приходит на практику в школу, он, как правило, не видит всего многообразия школьной жизни. За порогом остается и работа психолога, и работа с родителями, и заседания творческих групп или малых кафедр в школе и т.д. И, конечно, на практике нужно включать его во все педагогические роли, которые учителя со стажем должны играть, чтобы молодой педагог увидел все школьное разнообразие.

Литература:
1. Добренькова Е.В. Проблемы вхождения России в Болонский процесс//Социологические исследования. – 2007. - № 6. – С. 102.
2. Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии. Сборник статей. – Саратов, 1999. – С. 40-41.
3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии./Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1997. - 736 с.
4. http://fb.ru/article/3630/sredstva-obucheniya-v-sovremennoy-shkole



Источник: http://школа, учителя, современный урок
Категория: Статьи | Добавил: Sauleka (25.01.2015) | Автор: Канабаева Сауле Калиескеровна E
Просмотров: 1029 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика