|
"Внутренняя среда организма. Значение крови и её состав"
Даухаренова Назира Эргасеновна Учитель химии,биологии Георгиевская средняя школа г.Актобе Актюбинский район П.Кураили Тема"Внутренняя среда организма. Значение крови и её состав". Задачи: изучить состав крови – строение, функции клеток и плазмы крови, познакомиться с группами крови;Развитие навыков самообразования, умения работать с дополнительной литературой, формирование речевой культуры умения общаться, выделять главное, анализировать, обобщать;Формирование специальных медицинских знаний по теме. Методы: словесно – иллюстративные; самостоятельная работа с учебником в парах сменного состава по изучению нового материала. Тип занятия: изучение нового материала с последующим закреплением. Оборудование: таблица "Кровь”, рис. учебника , дополнительная литература "Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека”, иллюстрации журнала "Здоровье” (строение крови, группы крови, переливание крови). Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная Характер организации познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично – поисковый Контроль учителя: индивидуальный опрос Ход урока: I. Организационный момент. II. Изучение нового материала. План: 1. Внутренняя среда организма и её состав. 2. Кровь и её состав. 3. Функции крови. 4. Форменные элементы крови. 5. Плазма крови. 6. Тканевая жидкость и лимфа. 7. Здоровьесберегающие технологии: некоторые полезные советы (это должен знать каждый).
Действия учителя Действия учащихся 1 Беседа , объяснение нового материала , которое сопровождается презентацией. 2 Класс разбит на микрогруппы по 4 ученика: 2 группы полностью скомплектованы из сильных учащихся, в 3-х группах есть сильные и среднеуспевающие школьники. Учтено желание учащихся работать вместе в одной группе. Назначены мои помощники в группах – диспетчеры. Объявляю тему занятия ставлю задачи перед учениками: изучить состав крови, познакомиться с ее характеристиками. Знакомлю с методическим аппаратом учебника по данной теме: оглавление (какие вопросы главные рассматриваем), указатель основных терминов на буквы "К”, "П”, выполнение лабораторной работы № 2. Диспетчеры получают оценочные листы. Оценочный лист. Тема занятия Кровь – жидкая ткань, строение и функции Вопросы для изучения
Ф.И. ученика № вопроса 1. Внутренняя среда организма 1 2 3 4 5 6 акс итог 2. Значение крови 3. Состав крови: плазма клетки лаб. работа № 2 4. Переливание крови. Донорство 5. Защитная функция крови 6. Болезни крови • знак означает: важный, главный вопрос в теме, требует выполнения лабораторной работы • изучение этих вопросов требует дополнительной литературы 6 вопрос включаю в оценочные листы только двух сильных групп, на партах книги – "Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиене человека”, микроскопы, препараты крови человека и лягушки. На доске таблица "Состав крови”, вырезки из журналов "Здоровье”: группы крови, о донорах, малокровии. • Какие функции выполняет кровь? • Каков состав крови? • Какое значение имеет постоянство состава плазмы? Как оно поддерживается? • ! Для чего при сильных кровотечениях людям в кровь вводят раствор СаСl2 ? • В чем связь строения и функции эритроцитов? • В каких случаях делают переливание крови? Для чего определяют группу крови? • ! Угарный газ, образующийся при неполном сгорании бытового газа и топлива в печи, вступает с гемоглобином в прочное соединение. Почему в результате длительного вдыхания этого газа наступает смерть? • ! В чем связь строения и функции лейкоцитов? Вопросы, помеченные ! требуют анализа ситуации, осмысления, обобщения, выводов. Их ценность в том, что идет применение на практике теоретических знаний. Учащиеся правильно ответившие на ! вопросы помечаются в графе АКС (анализ конкретной ситуации знаком +, что очень ценно. Прошло изучение нового материала самостоятельно в статичных и парах сменного состава, закрепление. Далее идет защита ответов, индивидуальный опрос.Вызывают двух сильных учащихся .Вдвоем с учителем слушаюм краткий ответ ученика по всем вопросам, второй может дополнить ответ товарища, задать ему вопросы и сам рассказывает самое главное по теме. Два ассистента стали учителями, слушают ответы товарищей в разных местах кабинета, учитель в это время работает с двумя учениками аналогично. Еще два учителя готовы помогать учителю. Все остальные учащиеся образуют различные вариации пар и проговаривают друг другу некоторые вопросы или весь материал. Оценки выставляются "учителями” в оценочные листы по ходу ответов учащихся. Предоставляю право на пересдачу на более высокий балл на следующем занятии.
Психологическая разминка "Надуй шарик". • А сейчас мы заставим кровь более интенсивно снабдить наш организм кислородом. Проведём разминку "Надуй шарик". Встаньте , пожалуйста , из-за парт , чтобы вам ничего не мешало и вы никому не мешали. Теперь присядьте на корточки. По команде мы начнём надувать воображаемый шарик , медленно поднимаясь и вытягиваясь вверх , а потом резко сдуваем шарик. Проверка усвоения изученного материала. . Учащиеся письменно в своих тетрадях выполняют тест по теме "Внутренняя среда организма" (смотрят на вопросы и варианты ответов на Интерактивной доске) и по завершении урока всем классом сдают учителю свои тетради на проверку. Тест смотрите в разделе приложения. После уроков учитель для облегчения проверяет тест по заранее написанным им ответам и выставляет учащимся оценки.
Домашнее задание: 3 группам поработать с дополнительной литературой "Книгой для чтения по анатомии…” (тема "Кровь”); 2 сильным группам можно подготовить доклад о крови, составе, значении, выступить с ним в параллельном классе; 4 ученикам – приготовиться к индивидуальному опросу
Действия учащихся
Записывают тему урока в тетради. В сильных группах изучение материала начинается с самоввода: диспетчер распределяет вопросы между членами группы. В остальных группах материал : распределяю его и еще раз нацеливаю на главное. Более сложные вопросы предлагаются сильным ученикам. Каждый учащийся работает со своим вопросом: читает по учебнику, рассматривает необходимые картинки в нем, записывает в тетради свой вопрос и самое главное по данному вопросу. Далее идет обмен информации устной, письменной в парах статичных. Время работы учащихся в парах регулируется. Прорабатывающих третий вопрос ученики составляют опорную схему (они ее составляют сами). КРОВЬ – ТКАНЬ • клетки (цитос) • эритроциты • лейкоциты • тромбоциты • межклеточное вещество • плазма • состав Лабораторная работа выполняется в парах статичных. Она проходит довольно оживленно, но быстро: ребята рассматривают эритроциты человека и лягушки и отвечают на вопрос № 5 лабораторной работы № 2, зарисовывают клетки крови. Обмен информацией продолжается в сменных парах в пределах группы. Сильные учащиеся работают с дополнительной литературой "Книгой для чтения”… и медицинским справочником (болезни крови – малокровие, учебник справочник – гемофилия, лейкозы). Учитель проводит и слушает ответы учащихся по своим вопросам. Обмен информацией в пределах групп завершается, этот процесс может закончиться не одновременно
Учащиеся слушают учителя и выполняют в последовательности все действия , которые он говорит.
В тетрадях пишут: тест по теме "Внутренняя среда организма" , внимательно читают вопросы и выбирая правильный ответ , записывают его , а также слушают внимательно указания учителя и выполняют их.
Записывают домашнее задание в дневники
ИСПОЛЬЗУЕмые ИСТОЧНИКи
1. Завьялов В. Н. , Гоголев М. И. , Мордвинов В. С. и другие. Медико-санитарная подготовка учащихся. Учебник для 8 – 10 классов средней школы. Изд. 5-е , перераб. и дополн. – М.: Просвещение , 2012. – 125 с. , ил.
2. .Интернет-ресурсы.
Источник: http://sabak.ucoz.org/publ/0-0-0-0-1 |
Категория: Уроки | Добавил: Даухаренова (01.02.2014)
| Автор: Даухаренова E W
|
Просмотров: 1500
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|