Понедельник, 23.12.2024, 09:02
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Уроки [284]
Статьи [79]
Презентации [11]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Кто посещает наш сайт?
Всего ответов: 950
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Статьи » Материалы педагогов » Уроки

"Внутренняя среда организма. Значение крови и её состав"
Даухаренова Назира Эргасеновна
Учитель химии,биологии
Георгиевская средняя школа
г.Актобе
Актюбинский район
П.Кураили
Тема"Внутренняя среда организма. Значение крови и её состав".
Задачи: изучить состав крови – строение, функции клеток и плазмы крови, познакомиться с группами крови;Развитие навыков самообразования, умения работать с дополнительной литературой, формирование речевой культуры умения общаться, выделять главное, анализировать, обобщать;Формирование специальных медицинских знаний по теме.
Методы: словесно – иллюстративные; самостоятельная работа с учебником в парах сменного состава по изучению нового материала.
Тип занятия: изучение нового материала с последующим закреплением.
Оборудование: таблица "Кровь”, рис. учебника , дополнительная литература "Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека”, иллюстрации журнала "Здоровье” (строение крови, группы крови, переливание крови).
Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная
Характер организации познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично – поисковый
Контроль учителя: индивидуальный опрос
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
План:
1. Внутренняя среда организма и её состав.
2. Кровь и её состав.
3. Функции крови.
4. Форменные элементы крови.
5. Плазма крови.
6. Тканевая жидкость и лимфа.
7. Здоровьесберегающие технологии: некоторые полезные советы (это должен знать каждый).

Действия учителя Действия учащихся
1 Беседа , объяснение нового материала , которое сопровождается презентацией.
2 Класс разбит на микрогруппы по 4 ученика: 2 группы полностью скомплектованы из сильных учащихся, в 3-х группах есть сильные и среднеуспевающие школьники. Учтено желание учащихся работать вместе в одной группе. Назначены мои помощники в группах – диспетчеры. Объявляю тему занятия ставлю задачи перед учениками: изучить состав крови, познакомиться с ее характеристиками. Знакомлю с методическим аппаратом учебника по данной теме: оглавление (какие вопросы главные рассматриваем), указатель основных терминов на буквы "К”, "П”, выполнение лабораторной работы № 2. Диспетчеры получают оценочные листы. Оценочный лист.
Тема занятия Кровь – жидкая ткань, строение и функции Вопросы для изучения

Ф.И. ученика № вопроса 1. Внутренняя среда организма
1 2 3 4 5 6 акс итог 2. Значение крови
3. Состав крови: плазма клетки лаб. работа № 2
4. Переливание крови. Донорство
5. Защитная функция крови
6. Болезни крови
• знак означает: важный, главный вопрос в теме, требует выполнения лабораторной работы
• изучение этих вопросов требует дополнительной литературы
6 вопрос включаю в оценочные листы только двух сильных групп, на партах книги – "Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиене человека”, микроскопы, препараты крови человека и лягушки. На доске таблица "Состав крови”, вырезки из журналов "Здоровье”: группы крови, о донорах, малокровии.
• Какие функции выполняет кровь?
• Каков состав крови?
• Какое значение имеет постоянство состава плазмы? Как оно поддерживается?
• ! Для чего при сильных кровотечениях людям в кровь вводят раствор СаСl2 ?
• В чем связь строения и функции эритроцитов?
• В каких случаях делают переливание крови? Для чего определяют группу крови?
• ! Угарный газ, образующийся при неполном сгорании бытового газа и топлива в печи, вступает с гемоглобином в прочное соединение. Почему в результате длительного вдыхания этого газа наступает смерть?
• ! В чем связь строения и функции лейкоцитов?
Вопросы, помеченные ! требуют анализа ситуации, осмысления, обобщения, выводов. Их ценность в том, что идет применение на практике теоретических знаний.
Учащиеся правильно ответившие на ! вопросы помечаются в графе АКС (анализ конкретной ситуации знаком +, что очень ценно.
Прошло изучение нового материала самостоятельно в статичных и парах сменного состава, закрепление. Далее идет защита ответов, индивидуальный опрос.Вызывают двух сильных учащихся .Вдвоем с учителем слушаюм краткий ответ ученика по всем вопросам, второй может дополнить ответ товарища, задать ему вопросы и сам рассказывает самое главное по теме. Два ассистента стали учителями, слушают ответы товарищей в разных местах кабинета, учитель в это время работает с двумя учениками аналогично. Еще два учителя готовы помогать учителю.
Все остальные учащиеся образуют различные вариации пар и проговаривают друг другу некоторые вопросы или весь материал.
Оценки выставляются "учителями” в оценочные листы по ходу ответов учащихся. Предоставляю право на пересдачу на более высокий балл на следующем занятии.

Психологическая разминка "Надуй шарик".
• А сейчас мы заставим кровь более интенсивно снабдить наш организм кислородом. Проведём разминку "Надуй шарик". Встаньте , пожалуйста , из-за парт , чтобы вам ничего не мешало и вы никому не мешали. Теперь присядьте на корточки. По команде мы начнём надувать воображаемый шарик , медленно поднимаясь и вытягиваясь вверх , а потом резко сдуваем шарик.
Проверка усвоения изученного материала.
. Учащиеся письменно в своих тетрадях выполняют тест по теме "Внутренняя среда организма" (смотрят на вопросы и варианты ответов на Интерактивной доске) и по завершении урока всем классом сдают учителю свои тетради на проверку.
Тест смотрите в разделе приложения.
После уроков учитель для облегчения проверяет тест по заранее написанным им ответам и выставляет учащимся оценки.

Домашнее задание:
3 группам поработать с дополнительной литературой "Книгой для чтения по анатомии…” (тема "Кровь”);
2 сильным группам можно подготовить доклад о крови, составе, значении, выступить с ним в параллельном классе; 4 ученикам – приготовиться к индивидуальному опросу

Действия учащихся


Записывают тему урока в тетради.
В сильных группах изучение материала начинается с самоввода: диспетчер распределяет вопросы между членами группы. В остальных группах материал : распределяю его и еще раз нацеливаю на главное. Более сложные вопросы предлагаются сильным ученикам.
Каждый учащийся работает со своим вопросом: читает по учебнику, рассматривает необходимые картинки в нем, записывает в тетради свой вопрос и самое главное по данному вопросу. Далее идет обмен информации устной, письменной в парах статичных. Время работы учащихся в парах регулируется. Прорабатывающих третий вопрос ученики составляют опорную схему (они ее составляют сами).
КРОВЬ – ТКАНЬ
• клетки (цитос)
• эритроциты
• лейкоциты
• тромбоциты
• межклеточное вещество
• плазма
• состав
Лабораторная работа выполняется в парах статичных. Она проходит довольно оживленно, но быстро: ребята рассматривают эритроциты человека и лягушки и отвечают на вопрос № 5 лабораторной работы № 2, зарисовывают клетки крови. Обмен информацией продолжается в сменных парах в пределах группы. Сильные учащиеся работают с дополнительной литературой "Книгой для чтения”… и медицинским справочником (болезни крови – малокровие, учебник справочник – гемофилия, лейкозы). Учитель проводит и слушает ответы учащихся по своим вопросам. Обмен информацией в пределах групп завершается, этот процесс может закончиться не одновременно

Учащиеся слушают учителя и выполняют в последовательности все действия , которые он говорит.

В тетрадях пишут: тест по теме "Внутренняя среда организма" , внимательно читают вопросы и выбирая правильный ответ , записывают его , а также слушают внимательно указания учителя и выполняют их.

Записывают домашнее задание в дневники

ИСПОЛЬЗУЕмые ИСТОЧНИКи

1. Завьялов В. Н. , Гоголев М. И. , Мордвинов В. С. и другие. Медико-санитарная подготовка учащихся. Учебник для 8 – 10 классов средней школы. Изд. 5-е , перераб. и дополн. – М.: Просвещение , 2012. – 125 с. , ил.

2. .Интернет-ресурсы.

Источник: http://sabak.ucoz.org/publ/0-0-0-0-1
Категория: Уроки | Добавил: Даухаренова (01.02.2014) | Автор: Даухаренова E W
Просмотров: 1500 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика