Цель : Расширять представление о единстве человека и природы
Провела учительница Соломатина С. Ю.
Тема: В гармонии с природой
Круг радости Приветствие: Сегодня такой прекрасный зимний день, что даже хочется петь. Песня « Если добрый ты »
Давайте поговорим о природе ( растения, животные, земля, воздух, Моря, горы и сам человек ) Учитель : Что значит жить в гармонии с природой ? ( Значит понимать, любить природу, относиться к ней бережно )
Давайте посмотрим на чудеса природы. Как она прекрасна. ( Слайды. Времена года )
Учитель : Ребята, всегда ли мы добры к тем, кто находится рядом с нами ?
На доске : Мы научились летать в небе, как птицы, и плавать в море, как рыбы, но так и не научились одной простой вещи - идти по земле, как братья. Мартин Лютер Кинг
Учитель : В каждом человеке есть светлая и тёмная сторона, которые находятся в постоянной борьбе. Слева – лучшие человеческие качества. Справа - худшие.
Чтение рассказа Халила Джебрана « Плач поля » 1 ученик читает о цветах. - Какими качествами обладают люди, которые рвут цветы охапками ?
2 ученик читает стихотворение « Не рви цветов, не надо »
Слайды. Цветы.
3 ученик читает продолжение о ручейке. « Плач поля » - О каких человеческих качествах здесь говориться ?
4 ученик Стихотворение « Мы не заметили жука… »
Мы не заметили жука И рамы зимние закрыли А он живой, он жив пока Жужжит в окне, расправив крылья И я зову на помощь маму : - Там жук живой ! Раскроем раму !
- Каким вырастет этот мальчик ?
5 ученик продолжает читать о птицах « Плач поля » - Как назовём людей, стреляющих в птиц ?
7 ученик Стихотворение А. Яшина « Покормите птиц зимой »
Покормите птиц зимой Пусть со всех концов К вам слетятся как домой Стайки на крыльцо Не богаты их корма Горсть зерна нужна Горсть одна - и не страшна Будет им зима Сколько гибнет их не счесть Видеть тяжело А ведь в нашем сердце есть И для них тепло Разве можно забывать Улететь могли А остались зимовать Заодно с людьми Приучите птиц в мороз К своему окну Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну !
- Какими качествами обладает автор стихотворения ?
8 ученик Стихотворение - сценка « Про Никитина Ваню »
Возле школьного крыльца Посадили деревца Поместили в стенгазете Фотографию ребят Первый класс, второй и третий Все с лопатами стоят Впереди Никитин Ваня Он стоит на первом плане Он с сияющим лицом Снялся рядом с деревцом Как – то раз дежурил Ваня Наводил он чистоту Прибежал он утром ранним - Класс сейчас я подмету ! Я дежурный в понедельник Нужен мне хороший веник ! Он выходит на разведку Солнце прячется в листве Он одну ломает ветку А потом другие две Говорит он : - Чудный веник ! И платить не нужно денег ! Возле школьного крыльца Нету больше деревца Но зато висит в газете Фотография ребят : Первый класс, второй и третий Все с лопатами стоят Впереди Никитин Ваня Он стоит на первом плане Он с сияющим лицом Рядом с бывшим деревцом.
Беседа по стихотворению
Стихотворение М. Исаковского « Вишня »
В ясный полдень, на исходе лета Шёл старик дорогой полевой Вырыл вишню молодую где – то И довольный нёс её домой Он глядел весёлыми глазами На поля, на дальнюю межу И подумал : - Дай – ка я на память У дороги вишню посажу Пусть растёт большая – пребольшая Пусть идёт и в ширь и в высоту И дорогу нашу украшая Каждый год купается в цвету Путники в тени её прилягут, Отдохнут в прохладе, в тишине И, отведав, сочных, спелых ягод Может статься вспомнят обо мне А не вспомнят - экая досада, - Я об этом вовсе не тужу Не хотят не вспоминай, не надо – Всё равно я вишню посажу.
- Чем отличается этот человек от Вани ?
Учитель : Кого мы называем братьями нашими меньшими ? - Чем животные отличаются от людей ?
Слайды о животных
Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. Антуан де Сент - Экзюпери
Стихотворение о самом верном друге человека - собаке.
Бедная собака - бросили её Старая собака - где её жильё ? Злой хозяин бывший выгнал за порог Перед нею бедной нет уже дорог Старая собака бросили её Поскорей бы лето с солнышком пришло.
Беседа по стихотворению
Стихотворение А. Горбуновой « Встреча »
Бежал щенок по лужам, По лужам, по лужам И думал : - Почему же, скажите, почему же Я никому не нужен, не нужен никому ? А в тот же самый вечер Бежал ему навстречу Печальный человечек в сапожках голубых Он всё бежал по лужам Он всё бежал и думал : - Почему же, скажите почему же Мне кто – то очень нужен. Кто это может быть ? И встретились у речки Щенок и человечек Шёл дождик в этот вечер Но было им тепло
Беседа по стихотворению
Давайте послушаем звуки природы, как она разговаривает с нами.
Звуки природы Дети слушают и отгадывают ( дует ветер, поют птицы, журчит ручей, гроза, дождь итд )
Учитель : Ребята, можем ли мы жить в гармонии с природой ? Природа нуждается в защите. Выступите в защиту природы.
Работа по группам. 1 группа защищает животных 2 группа защищает растения 3 группа землю и воздух 4 группа воду
Дети озвучивают свои мысли по защите природы.
Учитель : Если у природы есть такие защитники как вы, и если вы будете бережно относиться к природе, то мы будем жить в гармонии.
На доске слово Человек меняется, теперь оно написано с большой буквы и только светлыми буквами.
Вывод : Жить в гармонии с природой - значит понимать её, ценить и беречь.
Круг « От сердца к сердцу »
Дети читают стихотворение - призыв по одной строчке.
Я уважаю муравья за то, что он трудолюбивый Я уважаю соловья за песен звонких переливы Я уважаю снегирей и дятлов тоже уважаю За то, что Родины своей они в мороз не покидают Ещё я уважаю снег за то, что он весной растает Я очень уважаю тех, кто никого не обижает. Берегите жаворонка в голубом зените ! Бабочку в листьях повилики На тропинках солнечные блики На камнях играющего краба На могиле тень от баобаба Ястреба, парящего над полем Полумесяц над речным покоем Ласточку, мелькающую в жите Берегите Землю, берегите… Давайте, люди, дружить друг с другом Как птица с небом, как травы с лугом Как ветер с морем, поля с дождями Как дружит солнце со всеми нами Давайте, люди, к тому стремиться Чтоб нас любили и зверь и птица И доверяли повсюду нам как самым лучшим своим друзьям Давайте, люди, беречь планету Во всей вселенной похожей нету Во всей вселенной на всех одна Что будет делать без нас она ?