|
Методическая разработка открытого урока по теме: "Растения семейства Сложноцветные". 7 класс.
Тема: Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные. Место урока: Биология 7 класс. Покрытосеменные растения. Цель: изучить характерные особенности растений семейства Сложноцветные, их многообразие и значение, проверить знания об изученных ранее семействах. Образовательные задачи: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Сложноцветные; показать разнообразие и значение растений данного семейства, систематизация знаний, полученных при изучении предыдущей темы. Развивающие задачи: продолжить формирование монологической речи, умения на научной основе излагать накопленные знания; реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать, развивать познавательную активность посредством решения проблемных задач, игровые моменты, воображение и творческие способности; развивать интерес к биологии при помощи творческих заданий; продолжить формирование умений по выявлению признаков семейств и определению видов растений. Воспитательные задачи: воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок; формировать естественнонаучное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе, на примере значения растений семейства розоцветные в природе и жизни человека; создание комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни. Форма организации учебной деятельности: коллективно-индивидуальная, групповая. Тип урока (по целям): комбинированный с лабораторной работой. Вид урока (по форме проведения): урок с элементами ролевой игры. Методы обучения: словесные, наглядные, проблемный, частично-поисковый и практические. Формы организации учебной деятельности: беседа, работа с компьютерной презентацией, выполнение различных заданий в инструктивных картах, работа с учебником, фронтальный опрос, тестирование, самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия. Принципы, соблюдаемые в деятельности учащихся и учителя: сотрудничество, соучастие. Формируемые компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного самосовершенствования. Межпредметные связи: краеведение, экология, литература. Биологическая систематика: Царство Растения, Отдел Покрытосеменные, Класс Двудольные, семейство Сложноцветные. Источники информации для учителя: 1.Учебник биологии для 7 класса. К. Кайым и др. ( Атамұра2003 год) 2. Методическое руководство по биологии. 7 класс. К. Кайым и др. ( Атамұра2003 год). 3.Т.Л. Богданова . Биология. Задания и упражнения. ( Просвещение 1994 год). для ученика: 1.Учебник биологии для 7 класса. К. Кайым и др. ( Атамұра2003 год) 2. С.А. Молис. Книга для чтения по зоологии. ( Просвещение 1981 год) 3. К. Кайым и др. Рабочая тетрадь по биологии 7 класс. ( Атамұра2003 год) Оформление и оборудование: гербарии растений, определительные карточки, модели цветков и плодов бобовых и розоцветных, раздаточный материал к уроку, компьютер, мультимедийный проектор, презентации, видеофрагменты, «Вальс цветов» Чайковского. Опережающее домашнее задание: сообщения учащихся о разных группах растений с. Сложноцветные. Ход урока. 1.Оргмомент, психологический настрой учащихся. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас немного необычный урок, т.к. на нем присутствуют гости. Поэтому для дальнейшей плодотворной работы важно снять психологическое напряжение. Этому помогут простые упражнения. Мозговая гимнастика. А теперь улыбнемся друг другу, постараемся, чтобы наше настроение не испортилось в течение урока. А также я хочу, чтобы вы на уроке были внимательны, находчивы, помогали друг другу.
II. Актуализация знаний. 1. А для начала послушайте сказочку. Да не простую, с изюминкой. Вот изюминку вы и должны найти. 1 .В некотором царстве, в некотором государстве жил люд многочисленный и количество тому люду было 350 000. Жили дружно, для жизни им всего - то и нужно было солнышко да земля влажная. О каком царстве-государстве речь? (Царство растения) Но не все равны были в той стороне. Господствовали над всеми 250 000 самых стойких и сильных. И над водными господствовали, и над болотными, и над лесными тенистыми. А отличались они тем, что носили яркий головной убор. О чем речь? ( Отдел цветковые-250 000) Но и они делились на две группы. Одни крепко стояли на земле, глубоко уходя в почву, и были среди них и гиганты, и середняки, и карлики. А другие хоть на нескольких ногах держались, да тонких. И были среди них лишь карлики. О чем речь? (Класс двудольные, класс однодольные). Но и эти группы делились на семейки. И у каждой семейки был свой головной убор. О чем речь? ( Семейства различаются по строению цветка). (По мере определения таксона, они высвечиваются на доске) 2.О чем мы сейчас вспомнили? Что это за группы? Какая наука занимается распределением растений по этим группам? Изучением каких групп мы сейчас занимаемся? Какие семейства нами были изучены? Какое семейство будем изучать на сегодняшнем уроке? Сообщается тема, формулируются цели и задачи урока. 3. Но сначала проверим Д/З. У вас на столах лежат гербарии. Каждому ряду досталось свое семейство. Какие? У первого ряда крестоцветные, у второго — розоцветные, у третьего — бобовые. Вспомним морфолого-биологическую характеристику каждого семейства и проверим ваши знания. Задание 1. Распредели растения по семействам, выполняем в инструктивной карте, подпишите её. Ответы: - крестоцветные- 3, 7, 9. розоцветные- 1, 4, 6. бобовые- 2, 5, 8. Задание 2: соотнеси признаки с соотвествующими семействами. Ответы: крестоцветные -2, 8, 9. Розоцветные- 3, 4, 7. Бобовые- 1, 5, 6. Взаимопроверка и оценка (сигнальные карточки – ромашки) III Объяснение. А теперь мы переходим к изучению следующего семейства — сложноцветные. Внимание! Рейтинговый вопрос: Какое растение, было на родине сорняком, в Европе садовым цветком, а у нас стало масличным растением? (Подсолнечник) Слово предоставляется историку. Историк Подсолнечник когда-то считался священным растением. Разве это не чудо! Солнце на востоке – и соцветия смотрят туда же, солнце на западе и соцветия на запад. Когда завоеватели высадились на берегах юга Северной Америки, то на полях увидели необыкновенные желтые цветы. Казалось, что они из чистого золота, а их листья из серебра. Испанцы стали разгребать землю: они думали, что растения растут на золотых россыпях. В Россию подсолнечник попал при Петре I из Голландии и долгое время оставался огородным и декоративным растением. Ребята, мне стало известно, что семейство Сложноцветные постигла беда, злая колдунья украла формулу цветка. Теперь они не могут доказать, что принадлежат к одному семейству. Чем мы можем им помочь? КОЗ. Компетентность разрешения проблем, информационная компетентность Идентификация 1 уровень, извлечение первичной информации 1 уровень. 1. Внимательно прочитайте текст учебника. 2. Источник информации: учебник с. 98-99. 3. Дать общую характеристику растениям семейства Сложноцветные по плану. 4. План: Сколько видов растений входит в состав с. Сложноцветные, из них в Казахстане. Жизненные формы. Тип плода. Тип соцветия. Типы цветков и формула цветка. 5. Результаты занести в инструктивную карту, проверить правильность по слайду. 6. Модельный ответ: К семейству сложноцветных растений относится около 25 000 видов, из них в Казахстане – 700 видов. В основном травянистые растения, но встречаются кустарники и деревья. Плод – семянка. Все они имеют один характерный признак: у них мелкие цветки собраны в соцветие корзинка. Цветки: язычковые, трубчатые, воронковидные. Формула: Ч (недоразвита) Л(5)Т(5)П1
Учащиеся дают ответы, учитель обобщает, проверяют правильность по слайдам. За что подсолнечник получил своё название? Давайте побудем подсолнухами?! Разминка «Подсолнухи». 3.Теперь мы должны выяснить, какие же растения входят в данное семейство. Какое значение они имеют. Для этого я пригласила специалистов, которые могут рассказать много нового и интересного. Ваша задача: внимательно слушать и по ходу рассказов заполнить кластер – задание 4. Агроном. Пищевые растения. В 1829 г. Бокарев – крепостной крестьянин графа Шереметева открыл новое свойство "солнечного цветка”. При помощи примитивного ручного пресса он извлек из семян подсолнечника золотистое вкусное масло. Поэтому Россию по праву считают второй родиной подсолнечника. Другое растение имеет сходство и с подсолнечником и с георгином, отгадайте, что в «Черном ящике»? РЕЙТИНГОВЫЙ ВОПРОС 2. Топинамбур, или земляная груша, растение многолетнее и оно также родом из Северной Америки. Опушенные листья, а также жёлтый, но не крупный цветок, очень напоминают подсолнечник. Но, как и у картофеля, у него под землёй образуются разнообразные по форме клубни. Они съедобны, обладают диетическими качествами. Салат. Листья салата содержат очень малое количество калорий. Употребляется в пищу как диетический продукт. Содержит большое количество витамина A. Артишок относится в кулинарии к числу деликатесов. Он ценился как изысканнейший овощ еще в глубокой древности. Употребляют в пищу в свежем, отварном, запеченном и жареном виде. В свежем виде по вкусу напоминает грецкий орех. Фитодизайнер. Декоративные растения. Я хочу вам рассказать и показать декоративные растения с. Сложноцветные, которые всем хорошо знакомы. Я узнала о них много нового и интересного. Но сначала ответьте на вопрос, какой цветок является символом Японии и есть у нас в кабинете? Хризантема. История появления хризантем очень длинная. С магическим действием цветка связана легенда о происхождении Японии. В Древние времена в Китае правил жестокий император. Ему сообщили, что на одном из ближайших островов растет растение – хризантема, из которого можно приготовить жизненный эликсир. Но сорвать цветок может только человек с чистым сердцем, поэтому на остров они отправили 300 юношей и девушек, которые не вернулись к жестокому императору. Оставшись на острове, они основали новое государство. Хризантема – это символ Солнца и Японии. На каждой могиле японского кладбища обязательно стоит стакан из бамбука со свежей хризантемой.
Астру называют звездой. А георгин является символом всепобеждающей силы жизни. Многие поэты восхищались красотой цветов. И действительно, без их красоты беднее становится жизнь. Р. Гамзатов писал: "… Давай пройдемся медленно по лугу И "Здравствуй!” скажем, каждому цветку. Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.” Фармаколог. Лекарственные растения. Я составила небольшую брошюру, в которой описаны фармакологические свойства некоторых растений. Например, одуванчик используют для улучшения пищеварения и лечения бородавок. Лопухом лечат артриты, он улучшает состав крови и заживляет раны. Полынь обладает бактерицидными свойствами, её лечат простуду, ангину. А пижма может вылечить даже желтуху, но она противопоказана маленьким детям и беременным женщинам. А ромашка – друг то семи недуг: болезни кожи, желудка, ангина, нервные расстройства, укрепляет и окрашивает волосы. А отвар из мать-и-мачехи – отличное отхаркивающее средство. Вот очень коротко о зелёной аптеке.
Много есть растений, относящихся к этому семейству. Все они имеют какое-либо значение для человека и природы. О каких значениях мы услышали? Какие ещё бывают? 4. Задание: заполнить кластер – значение растений с. Сложноцветные
А теперь вы должны попробовать определить растение семейства Сложноцветные. 5. Лабораторная работа. Определение растений с. Сложноцветные по определительным карточкам. Работа в группах. IV. Закрепление. Ну, что ж, вы справились с заданием. Наша следующая задача. Проверить, как вы усвоили материал, что узнали и чему научились. Сначала немного разомнемся. Интеллектуальная разминка (Загадки). А теперь выполним задание 6, оно для всех, а 7 или 8 – вы можете выбрать.
6. Выберите признаки, характерные для семейства сложноцветные: 3, 4, 5, 6. 1. Плод коробочка. 7. Соцветие кисть. 2. Плод боб. 8. Корневая система мочковатая. Соцветие корзинка. Корневая система стержневая. Плод семянка. Формула цветка: Ч. Л(5) Т(5) П1 7.Систематизируйте растение семейства сложноцветных: Вид Пижма обыкновенная Род Семейство Класс Отдел Царство 8. Логические цепочки. 1 .Яблоня - ромашка - вишня - роза - лапчатка. 2. Цикорий - пижма - горох - георгин - бархатцы.
Эколог Мне бы хотелось задать Вам ещё один рейтинговый вопрос: Её первое издание в Казахстане было учреждено Правительством Республики и вышло в свет 16 января 1978 г. Назовите её? Красная книга. Сейчас на слайдах вы увидите растения с. Сложноцветные, которые занесены в Красную книгу Казахстана, их численность резко сократилась под влиянием деятельности человека. Есть просто храм, есть храм науки, А есть еще природы храм - с лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам, Он свят в любое время суток. Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь. Сергей Смирнов.
Учитель. "Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”, - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен.
И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбах и праздниках. Цветы открывают перед человеком возможность показать прекрасное, открыть тайну природы. Давайте будем любить и охранять их! С целым миром поспорить я готов, Я готов поклясться головою В том, что есть глаза у всех цветов И они глядят на нас с тобою. В час раздумий наших и тревог. В горький час беды и неудачи Видел я: цветы, как люди, плачут И росу роняют на песок. (Расул Гамзатов) V Домашнее задание. §27. Творческое задание по выбору: Составить кроссворд по материалам урока (не менее 10 слов). Подготовить сообщение о растении семейства сложноцветных (по выбору кормовое, лекарственное, декоративное и т.д.). Литературно-историческое дополнение: подобрать материалы по данному семейству (пословицы, поговорки, загадки, литературные произведения, исторические факты). Художественное: нарисовать растения с. Сложноцветные. VI. Рефлексия 1. По типу незаконченное предложение: (выбрать любое…) сегодня я узнал(а)… было интересно… было трудно… я выполнял(а) задания… я понял(а), что… теперь я могу… 2. Заполнить анкету (нужное подчернуть):
• 1.На уроке я работал активно / пассивно • 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен • 3.Урок для меня показался коротким / длинным полезным / бесполезным • 4.За урок я не устал / устал • 5.Материал урока мне был понятен / не понятен интересен / скучен • 6.Домашнее задание мне кажется интересным / не интересным легким / трудным • 7.Мое настроение стало лучше / стало хуже
3. Рефлексия настроения: (смайлик)
Спасибо за урок! Каждый получает приз: девочки – ромашки, мальчики – васильки (конфеты).
Использованная литература: 1.Учебник биологии для 7 класса. К. Кайым и др. ( Атамұра2003 год) 2. Методическое руководство по биологии. 7 класс. К. Кайым и др. ( Атамұра2003 год). 3.Т.Л. Богданова . Биология. Задания и упражнения. ( Просвещение 1994 год). 4. Ю. Рычкова. Лечение крапивой и лопухом. 5. Щадилов Е.В. Целебные сорняки. Дача - вылечит, дача – исцелит. Издательство: Питер. 2002г.
|
Категория: Уроки | Добавил: tatjana (03.03.2013)
| Автор: Малофеева Татьяна Николаевна E W
|
Просмотров: 4062
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|