Вторник, 21.05.2024, 06:53
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Уроки [284]
Статьи [79]
Презентации [11]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Профессия учителя-это
Всего ответов: 421
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Статьи » Материалы педагогов » Уроки

Внутреннее строение Земли
Северо-Казахстанская область
район имени Г.Мусрепова
с.Гаршино
КГУ "Гаршинская средняя школа"
учитель географии Катжанова Гульшахра Оразовна.

Тема: Внутреннее строение земного шара.
Общая характеристика строения Земли.

Цели: Сформировать у учащихся элементарные представления о внешних оболочках Земли, о земной коре, мантии и ядре. Показать сложность изучения мантии и ядра. Развивать умение предполагать, анализировать, делать выводы.
Оборудование: карта, схема внутреннего строения Земли, рисунки, слайды на интерактивной доске, иллюстрации, дополнительный материал.
Словарная работа: мантия, ядро, землетрясения, цунами, скважина, сейсмичность.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Повторение ранее изученного материала по теме
«Земля- планета Солнечной системы»
Отгадайте загадки:
-Ночью появляются,
Хоть никто их не звал.
А днём исчезают,
хоть никто их не крал. Звёзды.
- Она ночью встаёт,
Нежный свет на Землю льёт.
Когда солнышко взойдёт,
На покой она уйдёт. Луна.
-По небу летело небесное тело,
С неба упало, на Землю попало.
Если желание вы загадали,
Будем надеяться- не прогадали. Звезда
-Петух кричит «Кукареку»!
И снег на небе тает.
Вместе с ним мы каждый день
Новый день встречаем. Солнце
3. Изучение новой темы.
-Объяснение учителя.
Мы продолжаем изучение Земли и сегодня должны познакомиться с внешними оболочками Земли и внутренним строением нашей планеты. А начать урок я хочу со слов Юрия Гагарина, первому из людей, увидевшего космос. (слайд№1). «Самым красивым зрелищем был горизонт - окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от чёрного неба. Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно- голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-чёрному».
Вопрос классу: Кем является Юрий Гагарин? ( 12 апреля 1961 года он облетел вокруг Земли и первым увидел её со стороны).
Учёные, изучая Землю, пришли к выводу, что наша планета состоит из нескольких оболочек, которые очень отличаются друг от друга. Что же это за оболочки?( слайд №2.) Твёрдая, каменная оболочка Земли называется литосферой. Океаны, моря, озёра, реки, подземные воды образуют водную оболочку – гидросферу. Третья оболочка- газообразная, Её называют атмосферой, то есть воздушной оболочкой. Так как воздух прозрачен и бесцветен, мы его не видим. Он окружает Землю в виде толстого слоя.
Четвёртую оболочку- биосферу- образуют живые организмы- растения и животные. И наконец, пятая оболочка – географическая. В ней возникла и развивается жизнь. В этой оболочке соприкасаются атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера. Ни у какой другой планеты Солнечной системы нет географической оболочки. На Земле она возникла с появлением круговорота воды и развитием жизни.
Мозговой штурм. Вопрос классу:
Ребята, как вы думаете, что находится внутри Земли?
(Учащиеся высказывают свои соображения)
Объяснение учителя. О внутреннем строении Земли мы знаем очень мало. Меньше, чем о космосе. Заглянуть в глубь Земли оказалось сложнее, чем долететь до Луны и Марса. Самые глубокие скважины пробурены до 20 км. А до центра Земли больше 6 тысяч км. Мы можем только предположить, что под твёрдой и холодной оболочкой Земли, по которой мы ходим, находится раскалённая лава.
Во внутреннем строении Земли выделяют земную кору, мантию и ядро.(слайд №3)
Земная кора- самый тонкий слой. Это наружный слой. ( слайды №№4, 5, 6,7) По нему текут реки. Здесь цветут луга и шумят леса, возвышаются горные вершины и строятся города. Каменный уголь, нефть и другие полезные ископаемые мы добываем тоже в этом слое. Это дом человека, животных и растений. Толщина земной коры неодинакова. Под горами она больше, а под океанами – меньше.
Мантия с греческого переводится как плащ, покрывало. Её полужидкая- полувязкая раскалённая масса прикрывает ядро, которое находится внутри Земли. Верхняя твёрдая оболочка Земли, образованная земной корой и верхним слоем мантии, называется литосферой. По отношению к размерам всей планеты, она не толще яичной скорлупы.
Ядро делят на внутреннее и внешнее. Внешнее ядро жидкое, а внутреннее- твёрдое. Температура ядра очень высокая. По своему составу Земля в основном не каменная, а металлическая (железо, никель, кремний, алюминий, магний, кальций и др. металлы) ( демонстрация полезных ископаемых).
2. Закрепление. Задание.
- чтение текста на стр. 43-44.
–Работа над тестами.
- Зарисовать рис.. 51 на стр.44.
Учитель- продолжает объяснение.
В результате разрывов и смещений в земной коре возникают резкие колебания земной поверхности- землетрясения. ( слайд №8, 9). Они бывают во многих странах мира. В Казахстане землетрясениям подвержены юго-восточные и восточные области. В последние годы учёные многих стран, в том числе нашей республики, ищут возможности предсказывать землетрясения.
В начале урока я говорила о том, что толщина земной коры под океанами значительно тоньше, поэтому часто возникают подводные землетрясения, во время которых образуются цунами – гигантские волны. (слайд №10, 11). Цунами распространяются по поверхности океана с большой скоростью. С приближением к берегу высота волн растёт, достигая порой 20-30 м. Обрушиваясь на берег, эти волны проникают в глубь суши, вызывая огромные разрушения и гибель людей.
3. Рефлексия. На схеме показано внутреннее строение Земли. Что показывают эти цифры?
Дом. Задание. Параграф 15, выписать из словаря значение слов скважина, сейсмичность.

Проверь себя!

1.Верхний, самый тонкий слой Земли__________________________
2. Глубина скважины для изучения внутреннего строения Земли не превышает________________________-
3. Центральную часть Земли занимает________________
4. Температура внутри ядра__________
5. Внешнее ядро_____________
6. Внутреннее ядро____________
7. По своему составу Земля в основном содержит___________
Категория: Уроки | Добавил: Гульшахра63 (16.03.2013) | Автор: Катжанова Гульшахра Оразовна E
Просмотров: 4387 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 vasilij  
0
Очень интересный и познавательный урок на внутреннее строение Земли, подкреплённый слайдовой презентацией. Жаль, что нет презентации.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика