|
Методическая разработка. Информационно-познавательная программа «Мой Казахстан»
Методическая разработка. Информационно-познавательная программа «Мой Казахстан»
Цели:
- способствовать формированию активной жизненной позиции; - постигать культурное наследие прошлого и духовное богатство народа; - воспитывать высокие нравственные чувства: чувства долга, чести; уважительное отношение к государственным символам.
На сцене плакат с казахской народной мудростью: «Образованный человек тот, кто, преодолев семь хребтов, познает язык семи народов»
Ход мероприятия.
Звучит кюй.
Блеск звезд, Луны немое колдовство – Таинственна Вселенная, я знаю. Но не сравниться в мире ничего С твоим объятьем, степь родная! Тебя повсюду воспеваю я, С рожденья мне близки твои обычаи И беспредельность вольная твоя - Мне, словно символ твоего величия.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы начинаем нашу информационно-познавательную конкурсную программу, которая приобщит нас к культурным традициям, истории казахского народа, покажет ваше знание казахского языка. В нашем конкурсе принимает участие две команды, которые и помогут нам узнать очень многое и интересное о нашей замечательной Республике. Итак, начинаем наше соревнование. И первое наше задание такое: перевести казахский текст на русский.
Задание командам:
«Көктем» Көктем: наурыз, сәуір, мамыр. Көктемде күн жылынады. Жер бетіне көк шығады. Жыл құстары оралып, ұя салады. Ең алдымен қараторғай, содаң соңқарлығаш, бозторғай келеді. Көктемде мал төлдейді, егін себіледі.
«Весна». Весенние месяца: март, апрель, май. Весной становится тепло. На земле появляется зелень. Возвращаются перелетные птицы, строят свои гнезда. Первыми прилетают скворцы, потом ласточки и жаворонки. Весной плодится скот, начинается посевная.
«Қыс». Қыс айлары: желтоқсан, қаңтар, ақпан. Қыс келді. Қар қалың жауды. Өзендер мен көлдердің суы мұз болып қатты. Балалар коньки тепті, шанамен сырғанады. Қыста шаңғы тебу қаңдай тамаша.
«Зима». Зимние месяца: декабрь, январь, февраль. Пришла зима. Выпал снег. Вода в реках и озерах стала льдом. Дети катались на коньках, на санках. Как хорошо кататься зимой на лыжах!
«Қанатты достар». Балалар түрліқұстарды біледі. Құстар адамға көп пайда келтіреді. Соңдықтан оларды қанатты достар деп атайды. Балалар қыста құстарға үйшіктер жасап, оларға жем береді. Құстар зиянды жәндіктерді жейді.
«Крылатые друзья». Дети знают разных птиц. Птицы приносят людям много пользы. Поэтому их называют крылатыми друзьями. Дети зимой делают им скворечники, дают им корм. Птицы едят вредных насекомых.
«Оқымысты бала». Асанныңқолынан кітап түспейді. Үйінде бес, алты кітабы бар. Ол кітаптарын қайта – қайта ақтарады. Қітаптағы әңгімелерді жаттапта алған. Асан – зерек бала. Ертегі кітаптарды жақсы көреді.
«Образованный ребенок». Асан никогда не выпускает книгу из рук. Дома у него есть 5-6 книг. Он несколько раз просматривает свои книги. Даже выучил некоторые рассказы с книг. Асан – одаренный, любознательный мальчик. Он любит сказки.
Ведущий: Пока наши команды готовятся, болельщики тоже покажут свое мастерство. В их исполнении небольшие мини-сценки на казахском языке.
«Бала болып істеймін».
- Қайда асығасың, Сағит? - Жұмысқа. - Қайдағы жұмысқа? - Балалар бақшасына. - Сен оңда не жұмыс істейсің? - Бала болып істеймін.
«Я работаю ребенком»
- Куда спешишь, Сагит? - На работу. - На какую работу? - Детский сад. - Ты кем работаешь? - Работаю ребенком.
«Неге». Кішкентай Марат: - Неге сіздің сақалыңыз қара, шашыңыз ақ? – деп сұрады атасынан. - Себебі, менің басымдағы шашым сақалымнан жиырма жас үлкен, - деп атасы күле жауап берді.
«Почему?»
Маленький Марат: - Почему у вас борода черная, а волосы белые? – спросил он у отца. - Потому что у меня на голове волосы старше, чем борода на 20 лет, - дал ответ отец.
«Су берші».
Бірде кішкентай Сәуле: - Мама, қарным ашып тұр, -деді. Мамасы: - Не берейін? - Суық су? – деді Сәуле тамсанып.
«Дай воду».
Говорит маленькая Сауле: - Мама, у меня пустой живот. Мама: - Что тебе дать? - Холодную воду, - сказала Сауле.
Ведущий: Предлагаем жюри подвести итоги первого конкурса.
Ведущий: Прикладное искусство – живое лицо, своеобразная визитная карточка его созидателей. В творениях его отражаются дела и мудрость народа, его характер и образ жизни, способы хозяйствования, мысли и чувства, реальная повседневность. Именно поэтому прикладное искусство однажды, пусть даже тысячелетия назад, возникнув, остается жить и далее будет жить, пока существует на земле сам народ, прародитель его и хранитель.
Задание командам: Назвать предметы прикладного искусства, изготавливаемые казахами. И как, и из чего они изготавливаются?
Дополнительная информация.
Текемет – постилочный ковер. Обычно на белый полуготовый войлок накладываются узорные фигуры из влажного окрашенного войлока. Затем войлок свертывается в рулон и укатывается.
Сырмақ – войлочный ковер, сшивается из выкроенных узорных фигур, обычно белого и черного войлока.
Түскиіз –постилочный войлочный ковер. На белый войлок нашиваются накладные узорные фигуры из войлока, реже – из шелковой или хлопчатобумажной ткани.
Асмалдық – коврик для украшения верблюда.
Ат жамчи- попона для седел. Чехлы для сундуков. На этих изделиях вышивались сердцевидные фигуры и растительные узоры.
Жастық – подушка.
Қоржын – переметные сумы.
Аяққап – сумка для посуды.
Төсек қап – сумка для постельных принадлежностей.
Шыны қап – футляр для пиал.
Орамал – полотенце
Төсек жапқыш – покрывало.
Жюри подводит итоги.
Ведущий: У казахского народа также, как и у русского, имеется множество однотипных пословиц. Я вам напомню казахские, а вам следует сказать мне русские.
Пословицы:
а) «Если друг твой – человек плохой, это значит – ты и сам такой» «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
б) «Двум людям стоит потесниться, и третий может поместиться». «В тесноте да не в обиде».
в) «Хоть друга нового найдешь, старый друг по-прежнему хорош». «Старый друг лучше новых двух».
г) «Придет нетяжкая беда – поможет сладкая еда, поможет верный друг, коль у тебя беда». «Старый друг лучше новых двух».
д) «Сто джигитов, дружных меж собой, без труда одержат сто побед и над тысячью лихих героев, меж которыми согласья нет». «Один в поле не воин».
е) «Считайте в том изъяна нет, что друг нам подарил, хоть этого подарка цвет нам может быть не мил». «Дорог не подарок, дорого внимание».
Ведущий: Уважаемые зрители, а какие вы знаете казахские пословицы? «Без копейки нет рубля, без жеребенка нет коня». «Бедный всегда щедрый». «Человека украшает не одежда, а знание». «Дорогу одолее идущий». « Друзей много – шире дорога». «Лодырь спит до обеда, зевает до вечера». «У умельца десять рук». «Человек без знаний, что цветы без запаха». «Любитель чая кумыс не попросит». «За джигита говорит его сила, за женщину – ее дела». «Гость на пороге- счастье в доме». «Откуда огонь, оттуда его тепло». «Царь птиц – беркут, царь зверей – лев.
Ведущий: В народном костюме казахов нашли отражение специфика кочевого быта, сословная и возрастная иерархия, эстетические вкусы. Основными материалами для одежды у казахов были хлопчатобумажные и шерстяные ткани, меха, кожа и войлок. Комплект мужской одежды казахов был весьма устойчив. Он состоял из нательной рубахи и штанов, верхней одежды – халата и головного убора. Летом носили войлочные легкие шляпы, зимой – меховые шапки. В комплекс женской одежды входили рубахи – платья. Поверх платьев женщины надевали безрукавки. Головные уборы девушек украшались перьями, вышивкой, бисером.
Задание командам: 1. Назвать предметы одежды. 2. Назвать головные уборы.
Дополнительная информация.
Предметы одежды.
Қаттау – халат из тонкого белого войлока. Шеқпен – скатанный из вербюжьей шерсти широкий и длинный плащ для защиты от дождя, бурана, любой непогоды. Шапан – халат, основной древний вид одежды казахов. Его носили и мужчины, и женщины. Халаты шили не только из замши, но и из шелковых, шерстяных и хлопчатобумажных тканей. Жарған – халат из козьих шкур для верхней одежды. Көйлек – женское платье. Женсіз қамзол – женская безрукавка. Ішік – женская шуба из пуха и пера. Шалбар –брюки.
Головные уборы.
Қалпақ – мужской головной убор, островерхий войлочный. Разновидностью является телпек. Шапка бөрік – вид весеннего и осеннего мужского головного убора. По форме шапка бөрік бывает круглая, с высоким конусообразным верхом из нескольких клиньев с усеченным верхом, всегда отторочена мехом. Из женских головных уборов у казахов наиболее оригинад Льный и самобытный – свадебный, известный под названием сәукеле. Свадебный головной убор носят только в первое время после замужества, около года, а потом снимают и надевают только на больших праздниках. Через год после замужества женщины начинают носить более простой. Практичный и удобный головной убор – желек. После рождения детей женщины переходят к третьему виду головного убора – кимешек. Он шьется из белой ткани, часто вышивается гладью. Неотъемлемой частью казахского костюма, мужского и женского, были пояса из кожи, бархата, шерсти – белдік. Пояса вышиваются, украшаются тиснением. Фигурными металлическии накладками.
Чтец.
Умолкни, слово, струны пропоют До утренней сияющей зари, Под ровный бег задумчивых минут Прошу тебя, домбра, заговори! Пусть остальное просто помолчит. Напевы будем слушать до утра, Пусть две струны, Два сердца бьются в лад, Пускай нам душу изольет домбра.
Исполнение казахской народной песни в исполнении трио домбристов.
Ведущий: Я думаю, вы догадались, что следующий наш конкурс «Музыкальный». В настоящее время восстановлены и применяются в оркестрах более 25 видов музыкальных инструментов. Вам нужно назвать казахские национальные инструменты.
Дополнительная информация.
Духовые: - флейтовые: сыбызғы, саз, сырнай, үскірік. - язычковые:қамыс сырнай, қос сырнай. - мундштучные: мүйіз сырнай, ұран.
Струнные:
- щипковые: жетіген, шертер, домбыра. - смычковые: қылқобыз.
Мембранные:
-ударные: даңғыра, дабыл, дауылпаз, шыңдауыл.
Самозвучащие:
-щипковые: шаңқобыз. -ударные: асатаяқ.
Ведущий: Пока команды готовятся, мы опять поработаем со зрителями.
1. Назовите героиню казахских сказок, аналогичную Бабе Яге /Жалмауыз Кемпір/. 2. Что такое шоқпар? /Булава, палица на длинной рукояти/. 3. Назовите боевое оружие героев казахского героического эпоса /копье – найза, меч – семсер, лук – садақ, стрела – жебе, булава – шоқпар/ 4. Что отражает все виды народного творчества казахов? /Быт, культуру, обычаи, традиции народа/.
Ведущий: Следующее задание состоит в том? Что вам нужно записать на листах названия национальных блюд и напитков казахов.
Вопросы зрителям: Какие виды казахских сказок вы знаете? /Волшебные, бытовые, о животных, реалистические/
Ведущий: Следующий конкурс таков: я загадываю загадки нашим командам. Они должны мне дать правильный ответ на русском и казахском языках.
Вся мохнатенька, Четыре лапки, Сама усатенька. Кошка – мысық.
В воде купался, Сух остался. Гусь – қаз.
На сене лежит, Сама не ест И другим не дает. Собака – ит.
Ну, кто готов свои две шпаги Скрестить из-за клочка бумаги? Ножницы – қайши.
Могу ручаться головой, Что их не берегут: Они растут, а их долой Сбривают иль стригут. Волосы – шаш.
Двое ловят, Двадцать бьют – Оттого он и надут. Мяч – доп.
От старанья пенится, Грязь смывать не ленится. Мыло – сабын.
Серенька крошка Боится очень кошку. Но эта же малютка Слона пугает жутко. Мышка – тышқан.
Сидит дед В золотую шубу одет. Кто его раздевает, Тот слезы проливает. Лук – сарымсақ.
Всех кормлю с охотой я, А сама безротая. Ложка – қасық.
Стальной конек, Деревянный хвосток – По булочке скачет. Ножик – пышақ.
У родителей и деток Вся одежда из монеток. Рыба – балық.
Озера стеклянные, Берега деревянные. Окно – терезе.
Само с кулачок, красный бочок, Тронешь рукой – гладко, А откусишь – сладко. Яблоко – алма.
У наших ворот рассыпался горох, Ни лопатой не сгрести, Ни метлой смести, А как стало светать – нечего собирать. Звезда – жұлдыз.
Живут два братца через дорогу, А друг друга не видят. Глаза – көз.
Эх, мягка подушка, Да не взять под ушки. Снег – қар.
Без рук рисует, Без зубов - кусает, Мороз – аяз.
Нет ног, а хожу, Рта нет, а скажу, Когда спать, Когда вставать, Когда работу начинать. Часы – сағат.
Посередь двух озерков - горушка. Нос – мұрын. Ведущий: Нашим командам нужно назвать обычаи казахского народа и описать несколько из них.
Дополнительная информация.
Қарашаңырақ – юрта или дом. Дом – наследие, переходящее потомству. Он считается священным, почтенным. К қарашаңырақ всегда относятся с уважением и почтением. Наследник – по обычаю самый младший сын. Старшие сыновья отделяются от отцовского очага, а младший остается при қарашаңырақе. Блюсти все обычаи и традиции входит в обязанность наследника, т.е. младшего сына, как при живых родителях, так и после их кончины.
Қарыз – долг. Давать в долг – хороший обычай. Это проявление гуманности, человечности. Выручить человека в трудный момент является испытанием порядочности и доброты.
Сұйінші – Человек, который несет радостную новость, прежде, чем сообщить ее знакомому, близкому или соседу, говорит: «Сұйінші!» И все сразу понимают, что он пришел с добрым известием. За это сообщившему сұйінші дается подарок.
Шашу – это очень красивый и радостный обряд. Заключается он в том, что во время большого события, свадьбы, сватовства на виновников торжества бросают сладости, чаще всего конфеты или деньги. Это и называют шашу. Этот обряд любят и взрослые, и дети.
Блиц – турнир.
Ведущий: Выбрать из предложенных вариантов ответов то, что относится к творчеству казахского народа.
Сказки: Братья Лю. Джек – покоритель великанов. Сорок небылиц. Бей, дубинка! Снегурочка. Птица счастья. Златовласка. Қаңбақ – шал. Жадный Пак. Птица Козодой. Мудрый ана. Колобок. Ер – төстік. Про умного портняжку. Красавица Айбарша. Бременские музыканты.
Героический эпос: Рамаяна. Манас. Ер – Тарғын. Песнь о Нибелунгах. Олонхо. Эдда. Қобланды. Слово о полку Игореве. Алпамыс батыр. Песнь о Роланде. Калевала. Қамбар батыр. Джаңгір.
Народные песни: Гакку. Калинка. Сулико. Шестнадцать девушек. Дубинушка. Двадцать пять. Еркемай. Валенки. Ақ сиса. Пряха. Рушник. Жамал.
Народные музыкальные инструменты: Жалейка. Цымбалы. Домбра. Қобыз. Қөқле. Сыбызғы. Дутар. Чайгури. Балалайка. Сырнай.
Вопросы болельщикам:
1. Что такое айтыс?Песня – импровизация в форме состязания двух акынов. 2. Назовите волшебные сказочные предметы из казахских сказок. Золотой асық, золотой сундук, волшебный сундук.
Ведущий: И последнее наше домашнее задание. Командам было дано задание, подготовить две национальные казахские игры. Ұшты, ұшты.
Ойынды, үй ішіңде де, сыртта да ойнауға болады. Ойынға қатысушылар бастаушының сөзін қалт жібермей бағып тұруы шарт. Ұшатын кұс не зат айтылса, қолдарын жоғары көтереді де, ұшпайтын зат айтылса, тырап етпейді. Қателескен бала айыпталады. Тақпақ айтады не ән салады. Екі рет жаңылса, айып шарты ұлғайа түседі. Бастаушы ойынды былайша жүргізеді. - Ұшты, ұшты, сұңкар ұшты – қол көтеріледі. - Ұшты, ұшты, тұлпар ұшты – қол көтерілмейді. - Ұшты, ұшты, қарға ұшты – қол көтеріледі. - Ұшты, ұшты, арба ұшты – қол көтерілмейді. - Ұшты, ұшты, қыран ұшты – қол көтеріледі. - Ұшты, ұшты, ұзақ ұшты – қол көтеріледі. - Ұшты, ұшты, тұзақ ұшты – қол көтерілмейді. Осылайша жүргізілген ойында жаңылыспаған ойыншы жеңеді.
Қол добы.
Жазық жерге ені 4, ұзыңдығы 8 метрлік алаң сызылады. Ойынға екі команда қатысады , әр команда алты баладан кұралады. Ойыншылар алаң ішінде аралас – кұралас тұра береді. Бастауші допты алаңға әуелетіп тастайды. Оны қағып алған ойыншы дереу өз командасына, ойыншысына лақтырады. Егер ол да допты қағып алса, командаға ұпай жазылады. Әлгі ойыншы да бөгеліп қалмай, допты дереу келесі жақтасына тастайды. Жеңіп шығу үшін алты ұпай жинау керек. Ұпай жинау оңай емес. Егер допты тастаған кезде қарсы командаңың ойыншысы кағып алса немесе допка қолы тиіп кетсе, допты лақтырушы команда ұпайдан кұр қалады. Допты тастау кезегі келесі командаға көшеді. Ойын өте тез қимылдауды талап етеді. Тасталған допты бірде – бір команданың ойыншысы ұстай алмай қалған жағдайда допты жерден көтерген ойыншы оны лақтыру мүмкіндігіне ие болады.
Ведущий: Попрошу жюри подвести итоги нашего конкурса.
|
Категория: Уроки | Добавил: Аида (01.05.2013)
| Автор: Салихова Аида Латыповна E
|
Просмотров: 2203
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|