|
Роль прилагательного в нашей речи
Тема. Роль прилагательного в нашей речи.
Цели: сформировать у учащихся представление о роли прилагательных в речи, актуализировать опорные знания и умения по данной теме, совершенствовать навыки правописания прилагательных; развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний, мышление, память, орфографическую зоркость; воспитывать личностные качества учащихся. Тип урока: комбинированный. Методы :словесный, объяснительно- иллюстративный, практический, исследовательская деятельность. Оборудование: схема- таблица «Прилагательное», карточки для индивидуальной работы, карточки с отпечатанным текстом, картинки. Ход урока. I. Организационный момент. Великая радость- работа. В полях, за станком, за столом! Работай до жаркого пота, Работай без лишнего счета- Все счастье земли- за трудом! II.Сообщение темы и цели урока. -Мы продолжаем изучение темы «Имя прилагательное». Сегодня на уроке мы познакомимся с ролью имен прилагательных в нашей речи. На уроке мы должны научиться умению использовать прилагательные в речи, грамотно писать. III. Минутка чистописания. Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имен прилагательных в следующем порядке: м.р. ж.р с.р. -Напишите эту строчку до конца строки. IV.Словарная работа. -Замени предложение одним словом. -Огородное растение семейства пасленовых, округлый плод красного цвета. -Состояние атмосферы в данном месте, в данное время. -Хозяйственная утварь для еды, питья, хранения припасов. -Очень хороший, соответствует идеалу. Синоним слова красивый. -Сыпучие крупинки кварца или иных твердых минералов. -Коробочка для хранения ручек, карандашей и других принадлежностей. -Верхняя одежда. -Большая четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная. -Самец курицы. -Поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям. -Что общего у этих слов? Какое слово лишнее? Почему? -Составьте предложение со словом прекрасный. Разберите предложение по членам предложения. Назовите краткую форму этого слова. Составим с ним предложение и разберем по членам предложения. Сделаем вывод. Часть ребят работают по карточкам. V.Театрализация фрагмента «Недоросль» Фонвизина. Правдин. Грамматика, что ж в ней вы знаете? Митрофан. Много. Существительна да прилагательна. Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь? Котора дверь? Правдин. Котора дверь? Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему ж? Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешана: так та покамест существительна. Правдин. Да, в грамматике он силен. -Кто согласен с этим объяснением? Почему вы не согласны? VI.Актуализация знаний о прилагательном. Работа с опорами. -Завершите предложения: -Прилагательное- это… -Обозначает… -Отвечает… -Согласуется… -Изменяется… -В предложении является… VII.Знакомство с новой темой. 1. Ввод в тему урока. -По количеству употребляемых слов прилагательное занимает 3 место. - Когда же чаще всего мы используем прилагательные? 2.Наблюдение над ролью прилагательных. Работа в группах. Задание называется «Подари предмету признак». -За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным (картинки: осень, дождь, малина, сорока, медведь, пальто). -Так для чего нужны имена прилагательные? (Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.) Поэтому прилагательные о себе говорят так: С существительными подчас Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука. Но если нас к ним приложить Им веселее станет жить. Работа над стихотворением. -Велика роль прилагательных в художественной литературе, они используются при описании природы, создании портретных характеристик героев(чувства, настроения и т. д.). Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы. -Обратимся к поэтическому тексту- стихотворению С. Есенина. А кругом р_са ж_мчужная Отл_вала блестки алые, И над оз_ром серебряным Камыш_, скл_нясь, ш_пталися. -Назовите орфограммы, пропущенные в словах. Докажите. -Какую картину вы себе представили? -Какие слова помогли поэту создать яркую, образную картину? Как в литературе эти художественные средства называются? -Выпишите прилагательные вместе с существительными, от которых они зависят. Определите род, число. Физминутка. Игра «Найди лишнего» -Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово не является прилагательным: радостный, смелый, улыбка, ловкий, вкусный, конфета, топать, летающий, ревущий, ветер. Мы ходили в лес. Сколько там чудес! Посмотрели вправо, влево. Наклонились и присели. Заниматься тихо сели. 3.Редактирование текста. Незаметно подкралась __________________ осень. Нависло над головой _____________, ______________ небо. Его покрывают_______________ тучи. Как сквозь сито, сеет _________________ дождь. -Интересен ли текст? Что нужно сделать, чтобы он понравился? Самостоятельная работа учащихся. -Какой вариант вам больше нравится? -Какую роль играют имена прилагательные в речи, тексте? 4. Чтение вывода по учебнику (стр. 70). VIII. Закрепительные упражнения. Упражнения по выбору (стр. 71 упр. 212, упр. 215). У доски. Работа по карточкам. IХ.Рефлексия. Итог урока. -Какова была цель урока? Достиг ли каждый из вас этой цели? Если на уроке все было понятным поднимите желтый треугольник . Если что-то было не понятным на уроке поднимите зеленый треугольник. Ничего не понял- красный. Оцените свою работу на уроке. Я доволен своей работой- красный треугольник. Не совсем доволен- желтый. Работал недостаточно хорошо, много допускал ошибок- зеленый треугольник. Домашнее задание. Стр.71 упр.214.
|
Категория: Уроки | Добавил: ЛюдаРай (28.11.2013)
| Автор: Райкова Людмила Александровна E
|
Просмотров: 1385
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|