|
Решение задач по разделу «неметаллы»
Химия Урок в 9 классе Тема урока: Решение задач по разделу «неметаллы» Цели урока: 1.Образовательные: повторить химические свойства химических элементов-неметаллов и сложных веществ ими образованных, основные типы расчетных задач. 2.Развивающие: совершенствовать навыки учащихся в решении расчетных задач и стимулировать познавательную активность учащихся. 3.Воспитательные: воспитание чувство коллективизма и здорового соперничества. Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Ход урока. I. Вводная часть. Орг. момент. Вступительное слово учителя. При помощи стикеров, учащиеся определяют для себя, что они хотят взять с урока. Проверка домашнего задания. 1 задание: блеф-игра«Верите ли вы, что…» (некоторые высказывания) А) В эпоху палеолита, т.е. 800-1 000 тысячелетий тому назад, кремний помог человеку в борьбе за жизнь. Этот твердый камень, от которого легко отбить кусок с острыми краями, послужил материалом для первого оружия (наконечником копий и стрел) и первых орудий труда (топоров, ножей и т.д.). Позднее, когда на смену камню пришли медь, бронза, железо, кремень нашел использование в виде огнива. (верное высказывание); 2) Мировые компьютерные компании находятся в Силиконовой долине. Слово silicon в переводе с английского означает именно кремний, который служит материалом для изготовления полупроводников. Считается, что правильнее надо говорить «Кремниевая долина»? (верное высказывание); 3) Современный процессор является самым сложным готовым продуктом на Земле. Инженеры-технологи научились изготавливать процессоры из песка. Правильно ли это утверждение? (верное высказывание); Ответ: Коротко -процесс изготовления процессора выглядит так: из расплавленного кремния на специальном оборудовании выращивают монокристалл цилиндрической формы. Получившийся слиток охлаждают и режут на «блины», поверхность которых тщательно выравнивают и полируют до зеркального блеска. Затем в «чистых комнатах» полупроводниковых заводов на кремниевых пластинах методами фотолитографии и травления создаются интегральные схемы. После повторной очистки пластин, специалисты лаборатории под микроскопом производят выборочное тестирование процессоров – если все «ОК», то готовые пластины разрезают на отдельные процессоры, которые позже заключают в корпуса. 4) Правда ли, что пропитанные жидким стеклом, в состав которого входит кремний как элемент, изделия из дерева и тканей очень трудно загораются, поэтому им пропитывают материалы, идущие на изготовление театральных декораций? Демонстрационный опыт. Учитель вносит в пламя спиртовки одновременно два образца ткани. Ткань, пропитанная жидким стеклом, не загорается, а без пропитки мгновенно горит. (верное высказывание). Кремний открыт Ж. Гей-Люссаком и Л.Тенаром в 1811г. Второй по распространённости элемент в земной коре после кислорода (27,6% по массе). Встречается в соединениях. - Где в периодической системе химических элементов находится кремний? 2. задание работа по таблице ПС. Охарактеризовать по ТМ строение кремния Деление учащихся на группы. Азот, фосфор, кремний.
3. 1.задание К доске выходят по одному человеку от каждой группы и решают задачу (представители групп выбирают одну из предложенных задач №1, №2, №3, №4 и №5). (используется прием «Ромашка Блума», где на лепестках ромашки даются задачи.) Задача №1. При сжигании 1 кг серы получили 630 л оксида серы(IV). Сколько это составляет от теоретически возможного?(2 балла) Задача №2. Какой объем сероводорода можно получить при обработке 1 кг сульфида железа(II), содержащего 15% примесей, соляной кислотой? (2 балла) Задача №3. Сколько граммов 80% раствора серной кислоты необходимо для реакции нейтрализации со 148 г гидроксида кальция? (2 балла) Задача №4. Какой объем займет при нормальных условиях газ, выделившийся при взаимодействии 318 г карбоната натрия с соляной кислотой, если выход составляет 85%?( 2 балла) Задача №5. При пропускании 100 л воздуха при нормальных условия через избыток известковой воды выпало 0,2 г осадка. Определите массовую долю кислорода в данной порции воздуха. (2 балла) Пока учащиеся работают на доске, класс выполняет тестовое задание (5 минут). После выполнения задания учащиеся проверяют свои работы по слайду с ответами и выставляют себе баллы Тест 1. Количество вещества можно рассчитать по формуле 1. ν = m / M 2. ω% = mв • 100 / mр 3. V = ν • Vм 4. Dу(Х) = М(Х) / М(У) 2. Массовую долю растворенного вещества можно рассчитать по формуле 1. ν = m / M 2. ω% = mв • 100 / mр 3. V = ν • Vм 4. Dу(Х) = М(Х) / М(У) 3. Относительную плотность газа по другому газу можно рассчитать по формуле 1. ν = m / M 2. ω% = mв • 100 / mр 3. V = ν • Vм 4. Dу(Х) = М(Х) / М(У) 4. При взаимодействии 0,5 моль серной кислоты с 0,5 моль гидроксида калия образуется 1. 1моль сульфата калия 2. 1моль гидросульфата калия 3. 0,5 моль сульфата калия 4. 0,5 моль гидросульфата калия 5. Объем водорода, выделившегося при взаимодействии 13 г цинка с соляной кислотой равен 1. 2,24 л 2. 4,48 л 3. 44,8 л. 4. 11,2 л Ответы: 1-1; 2-2; 3-4; 4-4; 5-2 Суммируем баллы каждой команды Учащиеся, работавшие у доски, объясняют решение своих задач и получают заработанные баллы. Учитель. Мы выполнили различные задачи и вспомнили их решения. Поэтому следующее задание будет более сложным, ведь чаще всего нам приходится решать задачи смещенных типов, и чем сложнее задача, тем она интереснее. По желанию кто-то из учеников может выйти работать у доски. Вот такую задачу мы сейчас и попробуем решить. Газ, выделившийся при взаимодействии 3,2 г меди с 100 мл 60%-ного раствора азотной кислоты (плотностью 1,4 г/мл), растворили в 100 г 15%-ного раствора гидроксида натрия рассчитайте массовую долю нитрата натрия в полученном растворе. (3,3%) (5 баллов) Дополнительная задача. Установите молекулярную формулу предельной карбоновой кислоты, натриевая соль которой содержит 33,82% металла. (муравьиная) (3балла) После решения задачи группами представитель одной группы у доски объясняет решение. (Если есть другие способы решения задачи, то рассматриваются и они) Анализируется решенная задача. Подведение итогов. После выступления учеников подводятся итоги. Отмечаются группы, решившие задачу быстрее всех. За каждый способ решения учащиеся получают оценки Учитель. Учитель отмечает отличившихся учеников и творческие группы в целом. Учитель подводит итог, выставляет индивидуальные оценки. Уходя с урока, учащиеся пишут на стикере понравился им урок или нет, что нового для себя взяли, чему научились. Домашнее задание: повторить главу «неметаллы»
Оценочный лист ученика __________________ класса Ф.И.___________________________________________ Тема урока_____________________________________ дата ________________________
1.задание блеф -игра 2. задание работа по таблице ПС 3. решение задач 4. тест оценка учителя 1-3балла 1балл- справился (-лась)плохо 2балла - хорошо 3балла – очень хорошо Критерии оценивания: «5» - 11-12 баллов «4» - 8-10 баллов «3» - 5-7 баллов
|
Категория: Уроки | Добавил: Dametken (16.01.2014)
| Автор: Dametken Shaikenova E
|
Просмотров: 2503
| Рейтинг: 3.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|