Мамбеталиева Рита Касымгалиевна
Учитель русского языка и литературы
СОШ имени Е.Ниеткалиева
Жанибекского района
Западно-Казахстанской области
Тема урока Гостеприимство казахского народа
Цели урока:
Образовательная: развитие речи учащихся на материале национальных традиций.
Развивающая: развитие синтезирующего мышления и метода сравнительного анализа, расширение кругозора учащихся.
Воспитательная: воспитание уважения к национальным традициям и обычаям.
Метод урока: исследовательский.
Тип урока: урок развития речи.
Вид урока: урок практической работы.
Структура: закрепление и умение навыков.
Оборудование: интерактивная доска, картина «Гость – человек желанный», тексты по теме: из книги Адамбаева «Казахское народное ораторское искусство»; текст «Вокруг дастархана» из книги Б. Момыш-улы « Наша семья»; опорные слова; интеллектуальная лестница; кластер; использование стратегий критического мышления.
Эпиграф: « Казахское гостеприимство берет за душу любого, открывает перед гостем двери добра, внимания и тепла».
Ход урока.
- Оргмомент.
- Вступительное слово учителя.
- Казахская литература, язык, фольклор, музыка – все это неизмеримо обогащает каждого человека. Приобщение к одной из наиболее своеобразных и богатых культур Евразии - это и знак уважения к народу, давшему на своей земле приют другим в самые тяжелые годы. Ведь Казахстан в годы Великой отечественной войны предоставил кров полутора миллионам человек. Эвакуированные сюда воспитанники 149 детских домов и 16 интернатов нашли в Казахстане вторую родину. В Алматы трудились А. Толстой, К. Паустовский, С. Михалков, С. Маршак, сюда переехали и артисты 19 театров.
И всех их Казахстан встретил радушно и гостеприимно. В прошлом году мы отметили 23 года независимости РК. А независимость – это сохранение своих приоритетов, а значит, и народных ценностей. В этом году 6 марта Казахстан отмечает 20-летие Ассамблеи народов Казахстана. На казахской земле проживают народы более 100 национальностей, которые в трудные годы войны и репрессий, голода и разрухи были депортированы, либо вынуждены мигрировать в Казахстан. Благодаря гостеприимству и радушию казахского народа, все они на этой земле обрели вторую родину, получили достойную жизнь, образование.
Мы не случайно назвали нашу Ассамблею - Ассамблея народов Казахстана. Наша Конституция начинается словами - «Мы народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой». Ассамблея народа Казахстана поздравляет весь народ Казахстана с этим историческим событием, ставшим основой нашего единства, мира и покоя на благословенной казахской земле.
Пусть этот праздник придаст нам волю и стремление к достижению наших целей во благо нашей Отчизны, будущих поколений – построению благополучного и процветающего Казахстана.
Члены Ученого совета Казахской академии спорта и туризма (КазАСТ), ветераны спорта – представители разных национальностей в своем послании просят рассмотреть вопрос о возведении в столице нашего государства монумента, символизирующего благодарность и признательность казахскому народу за его гостеприимство, радушие, доброту и дружбу.
Образ жизни народа, его повседневный труд, взаимоотношения людей, народные обычаи и обряды, пожалуй, ярче всего познаются через национальную кухню, умение принимать и угощать гостей. Сегодня на уроке мы поведем разговор о казахском хлебосольстве.
Сегодня к нам на урок пришли гости – учителя нашей школы. Любите ли вы гостей?
Как вы их встречаете? Скажите, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «гость»? (составление кластера)
ночлег баурсаки стол
встреча Гост уважение
гостьго
угощение дастархан
почетное место
- А теперь давайте обратимся к нашей картине. Что вы видите на картине? Как хозяева встречают гостя? (работа по картине)
- А как встречают гостей другие народы? Сейчас мы познакомимся с традициями гостеприимства разных народов. В каждой стране – свои обычаи гостеприимства.
(выступления учеников)
1 ученик: Очень церемонно встречают гостей в Индии. Хозяева выходят им навстречу с гирляндами цветов. Какой бы бедной ни была семья, без цветов дело не обходится.
2 ученик: Англичане будут потрясены, если вы опоздаете на встречу даже минут на пять–десять, т.к. очень ценят пунктуальность. Они не станут уставлять стол яствами, а ограничатся очень скромным, по нашим понятиям, обедом. Нельзя обвинять англичан в скупости: у них так принято. Они считают, что в гости ходят не для того, чтобы поесть, а для встречи с людьми, которые вам симпатичны, и с которыми приятно провести вечер за интересной беседой.
3 ученик: В Японии, например, другая традиция. Хозяева долго будут извиняться за то, что им нечем угостить гостя, хотя стол ломится от еды. После чаепития хозяин предлагает гостю свою ванну. Для этой цели обычно служит бочка, наполненная чистой водой. Одевшись в кимоно, гости усаживаются ужинать.
4 ученик: В традиционной турецкой семье вас могут пригласить провести время в бане, которая является своеобразным клубом. Там беседуют, играют в шахматы, нарды, слушают певцов и рассказчиков.
5 ученик: Дом с гостями – полная чаша, а дом без гостей – что дверь без петель. Ну, а где пир – там гульба на весь мир! Набралось гостей со всех волостей. А у соседа веселая беседа: гуси – в гусли, утки – в дудки овцы – в донцы, тараканы – в барабаны. Это о русском гостеприимстве. Один из характерных его признаков – столование с приемом гостей. Стол, который в будни стоял в красном углу, выдвигали на середину и накрывали праздничной скатертью. Гостей встречали за порогом и приглашали за стол. От хозяина нередко требовалось знание обычаев, чтобы рассадить всех к общему удовольствию. В красный угол садился сам хозяин, справа от него, соблюдая при этом принцип старшинства, рассаживались мужчины. Перед пиром хозяйка с поклоном подносила каждому гостю чарку с вином, которую он должен выпить до дна. Не допивать и не доедать в гостях неприлично: иначе чарку или в тарелку проникнет нечистая сила. « Кто не выпил до дна, не пожелал добра», - гласит народная пословица.
- Спасибо, садитесь. Что мы узнали? Оказывается, разные народы встречают гостей по – разному. А теперь мы обратимся к обычаям и традициям казахского гостеприимства. Дома вы напишите сочинение по этой теме. На прошлом уроке мы уже знакомились с этими текстами, и поэтому вам легче будет ними работать. Сегодня вы разделитесь на три группы. Каждая группа будет работать по конкретному источнику. Во всех этих текстах говорится о казахском гостеприимстве. Сейчас каждая группа получит задание: еще раз ознакомьтесь с текстом, выпишите из текста пословицы и бата, кратко перескажите текст. (самостоятельная работа, ответы учеников)
Вопросы по текстам:
- Какой обычай существует у казахов?
- Какие бывают гости?
- Как относятся хозяева к приглашаемым и « божьим» гостям?
- Какие бывают еще гости?
- Какие пословицы и поговорки есть у казахов, относящиеся к гостям?
- Как хозяева ухаживают за гостем?
- Какие благие пожелания желают гости хозяевам?
- Как принимают гостей казахи?
- Расскажите о степном казахском этикете?
- Кто по обычаю садился на самое почетное место?
Проведение словарной работы.
Гостеприимство, угощение, благословение, дастархан, зазорным, традиции.
( объяснение значений слов, составление словосочетаний)
- А теперь обратимся к типам речи. Какие типы речи существуют? (описание, повествование, рассуждение). Как я вам уже говорила, дома вы должны будете написать сочинение. Я вам предлагаю 2 темы: « Гость - человек желанный», и «Казахское гостеприимство». Но чтобы написать сочинение, вам обязательно понадобится план. Сейчас мы и составим простой план для вашего сочинения.
План.
- Гостеприимство – национальная черта казахов.
- Такие разные гости.
- Священный закон гостеприимства.
- Радушный прием.
- Дастархан для гостя.
- Благословение дому.
- – Итак, мы с вами составили план к вашему сочинению. Но для того, чтобы добиться успеха в умении написать сочинение, в умении достичь цели, я думаю, вам необходимо подняться по « интеллектуальной лестнице». Эта лестница перед вами, она вам поможет и вспомнить то, о чем мы говорили на уроке.
Как?
Зачем? Во имя чего?
Что? Тип речи
о чем? Основная мысль
тема речи
предмет речи
- Итак, сегодня мы с вами поговорили о казахском гостеприимстве. Действительно, гостеприимство – национальная черта казахов. Сегодня, в наше время, сохранились традиции гостеприимства казахов. Если вы зайдете в любую семью – вас обязательно угостят чаем. Как говорил поэт Михаил Львов « казахское гостеприимство берет за душу любого, открывает перед гостем двери добра, внимания и тепла».
Какие правила и нравы открылись в Казахстане мне!
Как вы пленительны и правы в традициях и новизне!
Войду ли в дом – я гость желанный: тепло и в речи, и в глазах.
Той добротою необманной исполнен истинный казах.
По давним дедовским законам как степь весною дастархан,
Чтоб этот дом добром запомнил, заполнил щедрый Казахстан!
Итог урока.
Домашнее задание: написать сочинение.
Тексты для урока.
Гостеприимство – национальная черта казахов. Принять любого спутника – долг каждого. «Хлеб - соль бери, правду расскажи», - говорят в народе. При этом не принято расспрашивать гостя, кто он, откуда и куда держит путь, пока он не утолит жажду и голод.
Не подать руку человеку в трудную минуту, не пустить на ночлег, не угостить его, считалось зазорным.
Гости бывают званные и нежданные. Не так – то легко семье со скудным достатком принимать гостей – спутников. Вот почему народ полушутя –полувсерьез говорит: «Гость на одну ночь – благо, на две ночи – джут». У казахского народа есть пословицы и поговорки, в которых содержится совет не злоупотреблять великодушием и щедростью хозяев дома («Гость- смирнее овцы»). Не в меру загостившимся визитерам следует прислушаться к совету: «Гость, вспоминай и о своем доме». Если гость не знаком с народной мудростью или не желает следовать этим советам, хозяева дома обязаны ухаживать за гостем до тех пор, пока тот сам не поймет, что пора и честь знать.
Перед уважаемыми гостями хозяева ставят бас табақ, в которых жамбас, конские деликатесы, курдюк, берцовая кость, лопатка, поясничный позвонок. Самому почитаемому человеку подносят голову, детям – язык, уши, почки, сватам- курдюк с печенью, зятю – грудинку, сверстникам –лопатку.
Почетный гость срезает правое ухо и угощает детей хозяев или самых молодых за столом, желая им: « Пусть меченое ухо останется под крышей хозяйского дома, да будет ниспослано счастье наследникам, да внемлет молодежь нашим мудрым и добрым советам».
Небо, переданное уважаемому человеку, означает пожелание быть мудрым и красноречивым, гортань – обрести певческий дар, кожица со лба – быть первым среди равных, глаз – желание обрести в этом человеке опору, мясо с загривка – пожелание богатырской силы.
« Да не переведется пища в этом доме! Да будет ваш шанырак высоким! Да будет дверной косяк прочным! Да не потухнет огонь в вашем очаге! Да не покинет счастье ваш дом! Пусть будет богатым ваш дастархан!» - желали казахи друг другу, завершая любую трапезу.
( « Вокруг дастархана»)
Обычай предписывает казаху в любое время года, в любое время суток радушно принять гостя, представить ему кров, постель, расстелить перед ним дастархан. Считалось, что в доме казаха всегда должна быть « доля гостя». Народ утверждает, что қонақасы – тәңір ақысы (угощение гостей – это возврат долга всевышнему) и что құтты қонақ келсе қой егіз табады (когда приезжает добрый гость, овцы приносят близнецов). Тема гостеприимства – одна из важнейших в малых фольклорных жанрах. Однако гость гостю рознь: бывают приглашаемые гости – это родственники, друзья – приятели. И « божьи» гости – это случайные незнакомые проезжие, безвестные путники, остановившиеся в доме по дороге куда – либо.
Их угощают всем, что есть в доме, режут ягненка, барашка и так же радушно встречают. Есть и «гости – бродяги» - это односельчане – лодыри. Таких укоряют иронически «жиі келіп тұрмайсыз, жылт еткеннен қалмайсыз» ( Часто не навещаете , а блюдо не прозеваете). О проезжих гостях говорят иначе: «келгенше қонақ ұялады, келген сон үй иесі ұялады» ( Гость волнуется ,пока едет, а когда гость приехал, волнуется хозяин); Қонақ келсе, ет пісер, ет піспесе, бетпісер. (Гость приедет – сварится мясо, не сварится мясо – сварятся щеки, т. е. покраснеют).
Гостей – путников очень много – принимать их надо, но это нелегко. Семья со скудным достатком не могла содержать и угощать приезжих. Вот почему говорят и в шутку, и всерьез: Бір күн қонған қонақ – құт, екі қонған қонақ – жұт (Гость переночевал ночь – благо, переночевал две – разорение).
Немало « гостей», злоупотребляя традиционным гостеприимством, кормилось за счет единоплеменников, разъезжая по аулам. О гостях – хапугах, нахалах и попрошайках народ также складывал пословицы: күле кіріп, күнірене шыққаннан сақтасын (Спаси аллах от тех, кто входит, улыбаясь, и уходит, ругаясь); Айранды ішіп, киізінді тілгеннен сақтасын ( Спаси аллах от тех, кто, выпив айран, порезал кошму).
( Б. Адамбаев « Казахское народное ораторское искусство»)
Кокпар продолжался почти дотемна. Садык не отрывал глаз от несущихся коней .Казалось, что он был увлечен кокпаром, но его спокойные и сдержанные ответы говорили о том , что он вдумчиво искал ответа на вопросы в этой волнующейся в страстях конной толпе.
- Мамеке, - обратился он к своему отцу. – Я хочу найти покой на ночь.
- Я буду рад, если ты осчастливишь мой очаг своим приходам, Садык,
- ответил отец.- Я приму это за честь, и ты найдешь покой под моим кровом.
Отец знаком позвал дядю, и тот подлетел к нам в бешеном галопе на взмыленном коне.
- Садык у нас будет гостем, - сказал отец своему брату.
При последнем слове отца дядя круто повернул коня и поскакал в направлении нашего дома.
От аула неслись запахи приготовляемой пищи: варились в жиру баурсаки, в котлах готовились бесбармаки, дымились трубы самоваров. Когда подъехали гости, люди нашего аула, как по команде, бросились к ним навстречу и, подхватив за уздцы их коней, помогли им сойти, поддерживая их под руки. Когда же гости соскакивали со стремян, уводили из коней. Усталые седоки, чуть покачиваясь, делали несколько медленных шагов, проминая ноги.
- Добро пожаловать, Садык, вот моя юрта! – указал отец на откинутый полог двери.
- Да будет благополучие в вашем гостеприимном доме, Мамеке, - ответил Садык на приглашении и предложил войти первыми в юрту старшим по возрасту, говоря каждому:
- Дорога вам, аксакал!
Так пропустив перед собой пять – шесть аксакалов, Садык перешагнул и сам порог нашей юрты. Соблюдение этих тонкостей степного казахского этикета произвело на всех благоприятное впечатление и расположило к нему каждого.
Гости расселись, подобрав под себе ноги.
Дядя так расставил наших людей, что все шло как по расписанию: сначала разносили воду в кувшине и гости мыли руки, потом была расстелена большая скатерть. Одни люди рассыпали баурсаки, другие принесли бурдюк с кумысом,а третьи разносили пиалы, наполненные кумысом. Все исполняли свои обязанности, не мешая друг другу, и сделав то, что от них требовалось, бесшумно уходили.
Ужин начался с утоления жажды прохладительным кумысом. За кумысом шла беседа о кокпаре, своеобразном соревновании на ловкость в верховой езде. Садык вставлял свои замечания, предоставляя последнее слово« главному судье » - Аккулы. Старик был на седьмом небе и на этот раз мудро немногословен.
Преклоняющийся перед Аккулы дядя невпопад пытался вставить ряд замечаний, но, получив в ответ укоряющий взгляд своего старшего брата, вышел из юрты. Он вернулся через полчаса и, держа между ногами блеющего белого барана с черной головой, молитвенно протянул руки вверх в позе просителя бата.
- Аминь! – произнес он. – Ата, ваша дорога старше моей, доставьте нам удовольствие услышать ваше благословение гостеприимному дому.
- О, создатель! К тебе обращаюсь. Пусть вечно сияет солнце над нашей землей. Пусть народы процветают в счастье.
- Под этим солнцем и радуются жизни! Пусть юность ликует и резвится, и пусть старость пройдет в покое и довольствии, окруженная красотою жизни! Во имя Аллаха!
(Б.Момыш – улы «Наша семья ». )
|