6 б класс 27.10
Тема: Изготовление цилиндрических деталей ручным инструментом.
Цель: ознакомить учащихся с технологией изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом, научить правильно, изготавливать цилиндрические детали, воспитывать конструктивность и вариативность мышления.
Учебно-воспитательные задачи:
1. Сформировать у учащихся знания о графическом изображении деталей.
2. Развивать познавательный интерес при работе с древесиной.
3. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, бережное отношение к труду.
Оборудование, наглядные пособия: столярный инструмент, столярный верстак, рубанок, деревянные заготовки, ножовки, плакаты по ТБ.
Тип занятия: комбинированное
Форма обучения: групповая, практическая работа - индивидуальная деятельность.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Ввод учащихся в мастерскую.
II. Повторение пройденного материала.
На предыдущем уроке мы изучили тему «Графическое изображение деталей цилиндрической формы». А сегодня вы должны выполнить практическую работу «Изготовление цилиндрических деталей ручным инструментом».
III. Изложение программного материала.
Детали цилиндрической формы, которые в попереч¬ном сечении имеют форму круга постоянного диаметра, можно изготовить из брусков квадратного сечения. Бруски обычно выпиливают из досок (рис. 1а). Толщина и ширина бруска должна быть на 1...2 мм больше диаметра будущего изделия с учетом припуска (запаса) на обработку.
Перед изготовлением круглой детали из бруска производят ее разметку. Для этого на торцах заготовки пересечением диагоналей находят центр и циркулем описывают вокруг него окружность радиусом, равным 0,5 диаметра заготовки (рис. 1б). Касательно к окружности с каждого торца с помощью линейки проводят стороны восьмигранника и очерчивают рейс¬мусом линии 1 сострагиваемых граней шириной Б по боковым сторонам заготовки.
Заготовку закрепляют на крышке верстака между клиньями или устанавливают в специальном приспо¬соблении (призме) (рис. 1 д).
Рис. 1. Последовательность изготовления детали цилиндриче¬ской формы ручным инструментом: а — выпиливание бруска квадратного сечения из доски; б — разметка торцов и граней заготовки; в — восьмигранная форма заготовки; г — шестнадца¬тигранная форма заготовки; д — обработка круглой формы напиль¬ником; е — зачистка шлифовальной шкуркой
Ребра восьмигранника сострагивают шерхебелем или рубанком до линий разметки круга (рис. 1 в).
Еще раз проводят касательные к окружности, очер¬чивают по линейке линии 2 и сострагивают грани шестнадцатиугольника (рис. 1 г).
Дальнейшую обработку ведут поперек волокон с округлением формы вначале рашпилем, а затем на¬пильниками с более мелкими насечками (рис.1 д).
Окончательно обрабатывают цилиндрическую по¬верхность шлифовальной шкуркой. При этом один конец заготовки закрепляют в зажиме верстака, а другой обтягивают шлифовальной шкуркой и вращают ее. Иногда заготовку обертывают шлифовальной шкуркой, обхватывая левой рукой, а правой вращают ее и перемещают вдоль своей оси вращения (рис. 1 е). Аналогично шлифуют заготовку и с другого конца.
Диаметр детали измеряют кронциркулем вначале на детали (рис. 2 а), а затем проверяют его по линейке (рис 2 б).
Рис. 2. Контроль диаметра круглой детали: а — измерение размера кронциркулем; б — отсчет размера по линейке
Последовательность всех перечисленных операций при получении цилиндрической заготовки из бруска квадратного сечения можно записать в маршрутной карте. В этой карте записывают последовательность (маршрут, путь) обработки одной детали.
Маршрутная карта.
Изготовление черенка для лопаты.
№ п/п Последовательность выполнения работы
1 Подберите (отпилите) брусок квадратного сечения
2 Разметьте диагонали на торцах, начертите окружность нужного диаметра
3 Разметьте заготовку с торцов на восьмигранник, начертите на ребрах рейсмусом стороны восьмигранника
4 Закрепите заготовку на верстаке и сострогайте ребра до получения восьмигранника
5 Разметьте заготовку с торцов на шестнадцатигранник, начертите на ребрах по линейке стороны шестнадцатигранника
6
Закрепите заготовку на верстаке и сострогайте ребра до получения шестнадцатигранника
7 Зачистите деталь рашпилем до получения цилиндрической формы
8 Проконтролируйте диаметр детали кронциркулем и линейкой. При необходимости обработайте до нужного размера
9 Разметьте длину конуса и его диаметр на торце детали
10 Сострогайте конус рубанком
11 Обработайте рашпилем фаску с другого торца детали
12 Зачистите изделие шлифовальной шкуркой
IV. Практическая часть.
Разработайте чертеж и составьте маршрутную
карту на изготовление изделия цилиндрической или кони¬
ческой формы.
Разметьте и изготовьте черенок для лопаты
по чертежу) и маршрутной карте.
V. Текущий инструктаж.
Техника безопасности при работе с режущими инструментами.
Правильность закрепления заготовок.
Исправление типичных ошибок во время работы.
VI. Закрепление пройденного материала.
- Какова последовательность изготовления детали цилин-дрической и конической формы?
- Как измерить диаметр детали кронциркулем?
- Что записывают в маршрутной технологической карте?
VІІ. Заключительная часть.
Выставление оценок. Рефлексия.
Уборка рабочих мест и помещения мастерских
|