Алматинская область
Ескельдинский район
село Каратал
КГУ «Каратальская СШ с дошкольным миницентром акимата Ескельдинского района»
Учитель начальных классов
Серикбаева Светлана Васильевна.
Тема : Охрана животного мира
Цель: проверить умение классифицировать животных, знания об их жизни .
Познакомиться с названиями заповедников Республики Казахстан и их местами нахождения на карте .
Развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.
Воспитание мотивов , потребностей , привычек целесообразного поведения и деятельности .
Оборудование: Карта РК, презентационный материал, индивидуальные контурные карты Республики Казахстан, фломастеры, карточки с заданиями, «Запрещающие знаки», фишки, стикеры.
Ход урока.
1.Психологический настрой
- Здравствуйте, садитесь, Как вы себя чувствуете?
-Какое у вас настроение? Нарисуйте его. ( Дорисовывают рожицы)
Игра «Дерево»
- Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опущены вдоль тела. Закройте глаза, а теперь представьте, что вы дерево. Это может быть сильный могучий дуб или стройная тонкая березка.
Ноги- это ваши корни. Они крепки и устойчивы, они глубоко и прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно.
Ствол- тело. Оно покачивается из стороны в сторону под ласковым ветерком , но не ломается.
Ветки- руки. Они свободно растут вдоль ствола и колышутся вдоль ствола.
Листья- пальцы. Они шелестят от ветерка и задевают друг- друга.
Крона- голова. Она чистая и светлая.
Вы прекрасное молодое деревце, вы уверенны в себе и спокойны. Вы добры и успешны. У вас все получится. Открываем глаза. А теперь садитесь.
2. Повторение пройденного материала.
Ребята, мы с вами заканчиваем изучение раздела «Жизнь животных»
Итак,
1)Классификация животных( два ученика у доски распределяют названия животных – заселяют их в домики с названиями- рыбы, птицы, насекомые, млекопитающие.
2)Значение животных в жизни человека ( два ученика заполняют постер )
3) Викторина . Остальные учащиеся делятся на две команды и отвечают на вопросы викторины.
-Каких животных называют травоядными?
-Каких животных называют хищниками?
- Что необходимо животным для жизни?
-К зиме делают запасы?
-Зимой впадают в спячку?
-Кто такой шатун?
- Сколько гнезд у белки?( от 3-5 гнезд)
4) Решение задач
а)Сова съедает за ночь 8 мышей. Сколько мышей она съест за 2 ночи?
б) Кукушка съедает 40 гусениц. А личинок майского жука на 7 меньше. Сколько же личинок майского жука съедает кукушка за 1 день?
5) Игра «Найди животных» Как – то разукрасил мороз узорами окошки, да не простыми- в узорах спрятались животные. Найти их помогут загадки:
а)Кто по елке ловко скачет
И взлетает на дыбы?
Кто в дупле орехи прячет ,
Сушит на зиму грибы?
б)У косого нет берлоги
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги
А от голода- кора.
в)Хоть верь, хоть не верь,
Пробегал по лесу зверь.
Нес на лбу он не спроста
Два развесистых куста.
Г)Вперевалку зверь идет,
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
Д)За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.
Е)Съем червяка, попью водицы.
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу.
6. Физминутка . Объясните , что это за слова- Мышь- сова- корова- клевер-старик.
Подвижная игра «Сова и мыши»
7. Ведение в тему.
Чтения письма , принесенное птицей в клюве, о том что всем им грозит опасность.
- Что может угрожать животным?
- Чем им вредит человек?
- Нужно ли охранять животных?
Слушают легенду. Давным- давно это было. Добрый волшебник раздавал всем странам то моря, то прекрасные горы, то леса озера. А когда пролетал наш край, он обронил прекрасную жемчужину, которая упав, превратилась в сказочно красивый , богатыми лесами и озерами , горами край. И водились удивительные животные . А одна птица была среди них необычной- она приносила людям счастье. Эта гордая и красивая птица была лебедь. Этих птиц было великое множество.
-Как вы думаете, как человек поступил с этой птицей?
Действительно, люди, позарившись на лебединый пух и нежное мясо, стали их убивать и стало их совсем мало. Этих птиц пришлось занести в Красную Книгу Казахстана.
Рассказ учителя и учащихся о Красной Книге и ее страницах, показ .
Стихи о Красной Книге .
Красная Книга- красная
Значит природа в опасности!
Охраняется Красной книгой
Столько разных животных и птиц!
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц!
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтоб души не стали пусты
Охраняются звери.
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!
7. Знакомство с заповедниками.
- Как вы думаете, какую помощь оказывает наше государство?
На территории Казахстана создано 10 заповедников. Они служат для сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии. Здесь запрещается строительство., ловля рыбы, отдых.
Рассказ учащихся о заповедниках.
Учащиеся выходят к физической Карте Казахстана и знакомят с одним заповедником, отмечая его на карте фишкой красного цвета. Учащиеся работают в контурных картах.
Дорогие дети, помните, что жизнь животных в природе нелегкая. Беречь, любить и охранять животных , насекомых и растения – все живое на земле – это долг твой и мой и каждого жителя нашего государства.
8.Правила друзей природы.
Учащиеся выходят с «запрещающими» знаками и рассказывают , что запрещается на их рисунке.
- не разорять муравейники
- не ловить бабочек
- не брать из гнезд птичьих яиц.
- не оставлять мусор и.т.д
9. Домашнее задание.
Написать эссе «Письмо жителю заповедника, занесенного в Красную Книгу Казахстана»
10 Рефлексия. Запись на стикерах отзывов и впечатлений об уроке.
Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц -не небо!
А море без рыб- не море!
А земля без зверей – не земля!
|