СКО г.Тайынша
КГУ Тайыншинская СШ№1 Учитель начальных классов
I категории
Пензельская Людмила Анатольевна
Урок познания мира 3 класс
Тема: Органы чувств
Цель: развитие логического мышления учеников, через применение приемов и методов критического мышления.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи:
- углубить знания учащихся об органах чувств человека;
- развивать умение учащихся сравнивать, обобщать и использовать знания и навыки в новых ситуациях;
- воспитывать трудолюбие, любознательность и чистоплотность.
Планируемые результаты:
предметные: знать о значении и функциях органов чувств;
личностные: умение самостоятельно соблюдать правила личной гигиены;
системно-деятельностные: уметь сравнивать и обобщать информацию; проявлять познавательные, исследовательские и творческие способности.
Виды работ: работа в группах, индивидуально и в парах, работа с текстом.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер; карточки с заданиями.
Межпредметные связи: русский язык, литература, математика.
Методы и приемы:
-инсерт
- метод Джигсо
-мозговой штурм
- кроссворд
Ход урока
1.Психологический настрой.
Цель: создание колоборативной среды
- Сегодня по дороге к вам мне встретился солнечный зайчик. У него было прекрасное настроение. Узнав, что я иду к вам на урок он передал вам подарок, чтобы и у вас было хорошее настроение. (Просмотр презентации «Улыбка»)
- Теперь я вам предлагаю встать в круг и подарить друг другу улыбку с пожеланиями.
(Тренинг «Пожелания»)
2. Деление на группы.
Я тоже хочу пожелать вам удачи на уроке и подарить вам цветы(учитель раздает бумажные цветы - 5 цветов).
- С хорошим настроением мы приступаем к уроку. Сейчас я попрошу вас разделиться на группы в соответствии с цветом ваших жетонов.
3. Актуализация знаний.
Цель: сформировать умение анализировать сформулировать тему и цели урока
Для каждой из групп будет задание:
1- запечатанную коробки с яблоком и лимоном
2- на листе напечатанные яблоко и лимон- разукрасить
3- баночки 3 штуки с жидкостью сладкой, кислой, соленой
4 группа – коробочка с узким отверстием, где находятся различные предметы. Например: кубик, мячик, треугольник и т.д.
5- прослушать видеозапись
1 группа. Не открывая коробку, определите, что в ней находится. Как вы смогли понять, что находиться в коробке. Какой орган помог вам определить, что в коробке находится яблоко и лимон? (нос)
2 группа. Что нарисовано на картинке? Какой орган помог вам в выборе цвета? (Глаза)
3 группа. Определите, что находиться в баночках? Какой орган помог вам определить напитки? (язык)
4 группа. Определите с закрытыми глазами, что за предметы я дала вам в руки. Какой орган помог вам ответить на мой вопрос? (кожа)
5 группа. Скажите, какие песни вы прослушали? Какой орган помог вам определить, название и услышать текст песни? (уши)
4. Определение темы и цели урока.
Цель: сформулировать тему и цели урока
- Подумайте и сформулируйте тему нашего урока.
Для того чтобы составить критерии успеха я предлагаю вам заполнить таблицу.
Я знаю Я умею Я могу
5. Усвоение новых знаний.
Цель: учить выделять и передавать основную информацию из в текста, работать в группе Работа в группах с текстом.
Задание: прочитайте текст, выделите главное (приложение 1). Подготовьте рассказчика для передачи информации в другие группы.
После работы с текстом рассказчик идет в соседние группы и знакомит со своим органом. Слушатели оценивают рассказчика на стикерах.
6. Физ.минутка. - Мы хорошо потрудились, пришло время отдохнуть. Потанцуем вместе с ребятами по хорошую музыку.
7. Первичное закрепление знаний.
Цель: систематизировать знание о роли органов чувств -Прочитайте слова на карточках и соотнесите слова в соответствии с органами (работа в группах)
(Приложение 2)
8. Коллективная работа на интерактивной доске.
Цель: систематизация полученных знаний на уроке
-Разгадывание кроссворда.
1. Не лишился друг чтоб слуха,
Не кричи ему ты в ...
2. На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.
3. Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это…
4. Меж двух озер стоит утес,
В нем две пещеры - это…
5. Первым пробовать привык
Угощенья все…
9. Закрепление знаний. Самоконтроль.
Цель: учащиеся анализируют полученные знания на уроке
Тест проектируется на доску, учащиеся работают в тетради.
1. Глаза – орган ….
Уши - орган…
Нос - орган…
Кожа - орган ….
Язык - орган ….
2. В какой группе правильно перечислены органы чувств?
А) головной мозг, спиной мозг, нервы.
Б) глаза, уши, нос, язык, кожа.
В) пищевод, печень, желудок, кишечник.
3. Какие органы дают человеку больше всего информацию об окружающем мире?
А) орган зрения
Б) орган вкуса
В) орган слуха
4. Как называется способность человека чувствовать запахи?
А) обоняние
Б) осязание
В) зрение
5. Куда должны поступать сигналы от органов чувств?
А) в сердце
Б) в головной мозг
В) в спиной мозг
6. Как называется способность человека чувствовать прикосновение.
А) осязание
Б) обоняние
В) вкус
7. Какой орган определяет вкус пищи?
А) нос
Б) язык
В) кожа
Затем учащиеся проверяют правильность ответов с доски. Суммируют и выставляют себе оценку. За каждый правильный ответ 1 балл ( разбалловка оценивания на доске).
10. Рефлексия.
- Проанализируйте свою работу на уроке и на предложенных вам ладошках на каждом пальце напишите ответы на вопросы, которые вы видите на экране. Затем приклейте на ствол дерева.
Тренинг «Хлопки». Я предлагаю вам провести такой тренинг: вытяните руки вперед и медленно хлопаете в ладоши, поднимая руки вверх темп наших хлопков увеличивается. Вот мы и похлопали себе за работу на уроке. Я вас благодарю за урок.
Приложение 1.
Ухо- орган слуха. Орган слуха воспринимает звук. Ухом мы слышим речь человека, пение птиц, музыку и шорох, различаем звуки природных явлений. Маленький ребёнок слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Вот почему не слышащие люди не говорят. Слух – позволяет нам чувствовать себя в безопасности. Только он дает возможность услышать шум приближающейся опасности и вовремя среагировать.
Наши уши - очень тонкий и сложный орган, чутко реагирующий на любые, порой самые незначительные изменения в нашем организме.
Орган зрения – это глаза. С помощью глаз мы познаем окружающий мир. Они помогают нам видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму величину. Глаза дают возможность читать книги.
Брови и ресницы охраняют глаза от пыли и резкого света. Мышцы двигают глазное яблоко вверх, вниз, во внутреннюю и внешнюю стороны. Слёзы увлажняют и утепляют глаза, а также уничтожают вредные микробы. Если в глаза попадает пылинка, то слезы вымывают её наружу. Брови защищают глаза от пота со лба
Язык - орган вкуса. Язык позволяет нам различать вкусы, ощущать разность температур. Мы можем отличить соленое от кислого, сладкое от горького, холодное от горячего. Кончик языка в основном чувствует сладкое. Края языка ощущают солёное и кислое, а его основа – горькое. Языком человек различает около 10 000 вкусов. Вместе с этим язык помогает проглотить пищу.
Обоняние помогает человеку определить не только приятные, но и вредные запахи. Человек с хорошим обонянием почувствует запах несвежей пищи, заметит выделение газов и вовремя сумеет предупредить об опасности.
Кожа - орган осязания (т.е. способность человека чувствовать прикосновение, тепло, холод, боль). Это не просто оболочка нашего тела. Она защитник от многих опасностей. Ночью и днём, в жару и холод температура нашего тела не меняется. Об этом заботится наша кожа. Прикасаясь к предмету, мы ощущаем его поверхность, температуру, форму. У слепых людей орган осязания заменяет зрение, поэтому он очень хорошо развит. Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, еще более важная ее задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность, упругость, то есть растяжимость.
Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Чувствительность к запахам – одно из самых неразгаданных свойств окружающего нас мира. Хотя чувство обоняния – самое древнее из всех чувств по сравнению со зрением и слухом.
Нос – это орган обоняния. Он ощущает запахи. Но не только это может делать нос. Он является фильтром, печкой и сторожем. Внутри носа есть маленькие реснички, которые задерживают пыль, не пропускают грязь в лёгкие. Внутри нос покрыт слизистой оболочкой с кровеносными сосудами; по ним протекает тёплая кровь. И даже в сильный мороз в носу жарко, как в печке. А почему сторож? Нос связан с мозгом нервными нитями. Когда нам запах не нравится, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко, нервы успокаиваются. Запахи могут поглощаться, и потому часто одежда впитывает запах табачного дыма, пищи, духов. Влажный воздух повышает чувствительность к запахам. Вспомните, какую массу запахов вы чувствуете после дождя в саду, в парке. Огорчения, волнения временно притупляют обоняние.
Приложение 2
мелодичный
горячий
сладкий
визгливый
ароматный
красный
круглый
зелёный
подвижный
тихий
солёный
громкий
горький
кислый
шершавый
душистый
твёрдый
неподвижный
качающийся
|