|
Открытый урок по черчению
Материал открытого урока содержит методику и необходимый дидактический материал для проведения открытого урока по Черчению с применением технологии компьютерных демонстраций на 2-ом курсе специальности 1211000 Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта Представленный материал, созданный с использованием различных методов, предполагает разнообразие форм представления информации, что дает новые возможности для образовательного процесса.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Подготовительный этап
План урока
Структура урока
Методика проведения урока
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Компьютерные технологии, на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих студентов. Они зачастую воспринимают их с гораздо большим интересом, чем обычный учебник. Разумеется, что компьютерные технологии не могут полностью заменить, ни натуральный эксперимент, ни лабораторные работы, ни самого преподавателя, но использование их в разумных пределах и в хорошем сочетании дают более высокую оценку усвоения материала студентами. Современные мультимедийные компьютерные программы, возможности интернет - ресурсов открывают студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, дают возможность для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ, повышения эффективности развития познавательной самостоятельности, а также для творческого роста студентов. Использование технологии компьютерных демонстраций на уроках технической механики выбрано мною, как одно из основных направлений для проведения творческих уроков, а также для проведения учебных исследований во внеурочное время. Компьютерные демонстрации, как правило, проводятся непосредственно во время урока в кабинете технической механике с целью проиллюстрировать изучаемый материал. Демонстрации проводятся с помощью ноутбука и переносного мультимедийного проектора, проецируя изображение на большой настенный экран. Для демонстрации применяются несколько типов компьютерных материалов. В основном это краткие видеофильмы и анимации, электронные плакаты, фотографии и наглядные схематические рисунки. Компьютерная демонстрация рассматривается не как замена реального физического опыта, а как его дополнение. Сценарий урока представляет собой фактически его мультимедийный конспект, содержащий краткий текст, основные формулы, чертёжи, рисунки, видеофрагменты, анимации, и используется на уроке с применением мультимедийного проектора. Если традиционная форма ведения урока заставляет преподавателя постоянно обращаться к мелу и доске, то использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Сценарий используются как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного и опросе, они, в основном, выполнены в виде мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации представляют собой набор страниц (слайдов), содержащих, как и гипертекстовые документы, текст, формулы, рисунки анимации, звуковые и видеофрагменты, сделаннные с использованием программы Power Point, входящей в пакет Microsoft Office. Электронные презентации дают возможность преподавателю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени составить урок. Создавая презентацию, учитель на экран выносит основные технические понятия, формулы, выводы по данному уроку, рисунки, таблицы, схемы, видеофрагменты и демонстраций, необходимых для восприятия темы урока. В презентацию включены вопросы и задания на повторение и закрепление учебного материала, а так же осуществляется быстрый контроль за уровнем усвоения учебного материала. Принцип наглядности – важнейший принцип преподавания. Компьютерная демонстрация наглядного материала позволяет подать его последовательно по мере рассказа учителя, не нарушая его логики ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Подготовка преподавателя к уроку начинается задолго до начала урока. Готовясь к уроку, преподаватель должен прежде всего проанализировать материал урока, установить соответствует ли он требованиям программы, постараться обогатить материал темы новейшими данными, а для этого постоянно следить за новинками, достижениями в педагогической науке и новинками передового методического опыта и использовать их. Для установления уровня знаний и восстановления в памяти студентов вопросов прошедшего урока были созданы: мультимедийная презентация и электронные плакаты для изучения нового материала (Приложение 1); учебный фильм «Виды зубчатых передач» (Приложение 2) учебный фильм «Цилиндрический редуктор» (Приложение 3) учебный фильм «Червячный редуктор» (Приложение 4, 5) слайды с алгоритмом и расчета зубчатой передачи (Приложение 6), мультимедийная презентация интерактивной игры «Вопрос-ответ» (с гиперссылками) в программе Microsoft Power Point, дающая студентам самим выбирать ячейку с вопросом (Приложение 7).
План учебного занятия № 21 Курс 2 группа МР-21-13
Дисциплина «Черчение»
Ф.И.О. преподавателя: Алимбеков А. З.
Дата проведения: 10.12.2014 г.
Тема занятия: «Зубчатые передачи»
Тип занятия: урок сообщения новых знаний
Вид занятия урок с применением технологии компьютерных демонстраций
Цель занятия: научиться условно, изображать зубчатые колёса, цилиндрическую зубчатую передачу на эскизах; изучить требования, предъявляемые к оформлению и правила выполнения чертежей зубчатых колес; приобрести практические навыки по определению основных параметров зубчатого колеса
Задачи:
Обучающая: закрепить знания студентов по теме: «Зубчатые передачи» и научить правильно изображать цилиндрическую зубчатую передачу на эскизах; Воспитательная: развить пространственное воображение, память, способности мыслить творчески;
Развивающая: воспитать у студентов интерес к предмету и добросовестное отношение к труду.
Обеспечение занятия: компьютер, мультимедийная установка, мультимедийная презентация в программе Мicrosoft Power Point, электронные плакаты, учебный фильм «Типы зубчатых передач», учебный фильм «Червячный редуктор», учебный фильм «Цилиндрический редуктор»
Междисциплинарные связи: Инженерная графика «Зубчатые передачи»; Материаловедение «Конструкционные материалы»; Устройство автомобилей, раздел «Трансмиссия»
Ход занятия
Этапы занятия Дозировка времени Управленческая деятельность преподавателя Деятельность студентов на каждом этапе Средства каждого этапа занятия Организационный момент 2 мин Проверка готовности студентов к уроку Выявление отсутствующих, проверка по учебному журналу Подготовка студентов к уроку Учебный журнал группы Актуализация опорных знаний
10 мин Проверка уровня знаний студентов Прослушивание и составление конспекта по истории становления зубчатого колеса мультимедийная презентация в программе Microsoft Power Point Формирование новых знаний, способов действий
45 мин Сообщение темы и целей урока. Мотивация. Осознание и принятия их студентами мультимедийная презентация в программе Microsoft Power Point Изложение нового материала в форме презентации Microsoft PowerPoint и с использованием интерактивной доски 1. Общие сведения о зубчатых передачах. 2. Классификация зубчатых передач. мультимедийная презентация в программе Microsoft Power Point Выполнение практического задания по расчету зубчатого колеса, согласно заданных параметров модуля и количества зубьев зубчатого колеса Разбор примера по расчету цилиндрической зубчатой передачи Выполняют практическое задание по расчету и оформлению эскиза зубчатого колеса (расчет параметров зубчатого колеса) Составление конспекта по решению и расчету цилиндрической зубчатой передачи Карандаш, тетрадь, мультимедийная презентация в программе Microsoft Power Point Демонстрация учебного фильма «Типы зубчатых передач» Просмотр и составление конспекта по классификации зубчатых передач Учебный фильм «Типы зубчатых передач» Демонстрация учебного фильма Червячный редуктор» Просмотр и составление конспекта по теме «Червячный редуктор» Учебный фильм «Червячный редуктор» Демонстрация учебного фильма «Цилиндрический редуктор» Просмотр и составление конспекта по теме «Цилиндрический редуктор» Учебный фильм «Цилиндрический редуктор»
Закрепление знаний
28 мин Фронтальный опрос студентов «Блиц-опрос» по теме «Зубчатые передачи» Отвечают на поставленные вопросы мультимедийная презентация в программе Microsoft Power Point «Блиц-опрос» по теме «Зубчатые передачи»
Подведение итогов урока: Оценивание знаний. Домашнее задание. 5 мин Выставление и комментирование оценок за урок. Просмотр работ по расчету и выплнения эскизов зубчатого колеса. Объяснение домашнего задания. Заполнение журнала. Прослушивают выставленные отметки за урок, записывают домашнее задание
Учебный журнал группы.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Перед началом урока должны быть приготовлены средства обучения. Дежурные проверяют санитарное состояние аудитории, проветривают помещение. Студенты должны привести в порядок свой внешний вид и приобрести внутреннюю готовность.
Организационный момент
Преподаватель ещё раз проверяет готовность аудитории и студентов к уроку, отмечает присутствующих, их настроение
Актуализация опорных знаний
Слово преподавателя: Зубчатые механизмы являются наиболее распространенным в машиностроении и приборостроении видом механических передач. Такие передачи применяют для передачи вращательного движения с одного вала на другой или для преобразования вращательного движения в поступательное и изменение скорости вращения валов. Первое упоминание о зубчатых передачах уходит глубоко в историю. Из истории зубчатого колеса Первое применение зубчатых передач началось несколько тысячелетий назад. В Древнем Египте на берегах Нила для орошения плодородных земель уже использовались оросительные устройства, состоявшие из деревянной зубчатой передачи и колеса с большим числом ковшей. Такое устройство приводилось в действие быком. Вода поднималась на более высокий уровень и по каналам доставлялась к потребителю. Первоначально зубчатые колеса изготовлялись ремесленниками и имели самую простую форму. Вместо зубьев применяли деревянные цилиндрические или прямоугольные пальцы, которые устанавливали по периферии деревянных ободьев. Для откачки воды из шахт или подъема воды для орошения в древности использовались как архимедовы винты, так и водочерпальные колеса. Это устройство – «архимедов винт» - состояло из наклонной деревянной трубы, погруженной одним концом в воду, подлежащую откачке. Внутри трубы была укреплена винтовая переборка. «Улитка» вращалась мускульной силой рабов или животных. Вода выливалась из верхнего конца трубы. Использовался «архимедов винт» и для откачки воды из трюмов больших грузовых судов. Сами по себе нехитрые механизмы, тем не менее они означали гигантский технологический прорыв человечества, сравнимый с высадкой на Луну. Часто древними для привода этих механизмов использовался труд рабов и осужденных преступников, практически ничего не стоивший. В середине 20 века была попытка вернуться к подобной системе (ГУЛАГ) ради достижения благой цели – построения идеального коммунистического общества. Всем известно, чем она закончилась. А в античности различного рода механизмам и автоматам была уготована участь потешных диковинок, призванных развлекать богатых и власть имущих, но никак не облегчать труд человека. В книге Герона Александрийского «Механика», дошедшей до нас полностью лишь в арабском переводе, Герон подробно рассматривает простые механизмы (ворот, рычаг, блок, клин, винт), зубчатые передачи и другие более сложные механизмы. «Механика» Герона являлась своеобразной энциклопедией античной техники. По-настоящему полезным было следующее изобретение Герона. Герон изобрел механизм, названный им годометром (измерителем пути). В настоящее время такие приборы называются в зависимости от назначения спидометрами и таксометрами. Годометр Герона состоял из системы зубчатых колес, приводившихся в движение при езде повозки. Пройденный путь фиксировался стрелками на циферблате с делениями. Усовершенствовав водяные часы (клепсидру), известные в Греции с V в. до н. э., древнеримский изобретатель Витрувий в I в. до н. э. присоединил к клепсидре механизм, где зубчатое колесо, приводимое в движение поплавком, передвигало стрелки на циферблате. Это был один из первых примеров создания привода с постоянной заданной скоростью вращения. Однако в конструкции древних часов входили зубчатые колеса, но регулирование их движения, т. е. измерение времени, производилось скоростью истечения воды. Поэтому отличительным признаком клепсидры служат не сами зубчатые колеса и не гири как движущая сила, а именно течение воды. Древними римлянами в это же время была изобретена и широко начала использоваться мельница на водяном колесе, в которой применялись зубчатые передачи. Витрувий описывает большое лопастное колесо, которое приводилось в движение водой с помощью двух поставленных под углом зубчатых колес. Это колесо и вращало жернова, на которых размалывалось зерно. А вот найденный в 1901 году археологами на затонувшем судне античный астрономический прибор, известный как «компьютер Антикиферы», изготовленный из бронзы, служил для определения положения Луны и Солнца. Это оказался очень сложный прибор, состоящий из десятков зубчатых колес. Механизм загадочного артефакта сложнее любого другого устройства, относящегося к древнегреческой культуре. В нем применены дифференциальная передача (считалось, что она была изобретена не ранее XVI века), бронзовые шестерни, циферблаты со стрелками. При этом уровень механической обработки деталей (их размеры и сложность изготовления) сравним с тем, что был достигнут в производстве механических часов XVII века. Изготовленный в 1 веке до н.э., этот древний «компьютер» предвосхитил и массовое появление астролябий и механизмов на основе зубчатых колес (первых редукторов) в Западной Европе в Средние века, и создание механических арифмометров в 20 веке. Несомненно, это меняет наши представления об уровне развития античной цивилизации и о влиянии технологий на ход исторического развития. Чем же является «компьютер Антикиферы» - результатом технической эволюции некой исчезнувшей «цивилизации Атлантиды» или прорывом античного духа, преобразившего косную материю в упорядоченный механизм? Слово преподавателя: С тех пор прошло много времени, развивалась промышленность, индустрия и зубчатое колесо совершенствовалось. Зубчатые передачи нашли широкое распространение в современном машиностроении. О разнообразии зубчатых передач мы с вами сегодня и поговорим. ФОРМУЛИРОВКА ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
Сообщение темы, целей и задач урока. Мотивация.
От актуализации опорных знаний студентам необходимо сделать переход к новой теме. Например, так: «Как вы думаете, какие самые распространенные механические передачи?» Можно с уверенностью сказать, что поднимется «лес рук». Студенты назовут – зубчатые передачи. Далее нужно задать вопрос: «А где в автомобилях применяются зубчатые передачи»? И на этот вопрос студентам нетрудно найти ответ. После этого преподаватель называет и проецирует на экран тему урока. Студенты записывают тему в тетрадях. Прежде чем поставить цель урока пере студентами, преподаватель предлагает им проследить связь данной темы с другими темами и дисциплинами, обращая внимание студентов на то, что процесс познания истины идет непрерывно, все больше развиваясь и совершенствуясь, что после изучения данной темы студенты должны приобрести не только новые знания, но и умения производить необходимые расчеты. После чего преподаватель демонстрирует алгоритм изучения общих сведений о зубчатых передачах и объясняет (ставит) цель урока: сегодня на уроке мы должны знать: классификацию зубчатых передач; область применения зубчатых передач; основы теории зубчатого зацепления; геометрические параметры зубчатых колес. После этого преподаватель переходит к объяснению нового материала.
Изложение нового материала
Изучение нового материала – основной этап данного урока, поэтому на него отводится большее количество времени, так как на данном этапе реализуется несколько целей урока, следовательно, применяются разные приемы и методы. Изложение нового материала проводится форме презентации Microsoft PowerPoint и с использованием электронных плакатов. В конце изучения нового материала демонстрировался учебный фильм «Типы зубчатых передач», «Цилиндрический редуктор», «Червячный редуктор» (Приложение 2, 3, 4, 5). Студенты всегда положительно относятся к демонстрации кинофильмов. После просмотра фильма необходима заключительная работа - проверка, обсуждение, выводы или обобщение по увиденному и сказанному. Во время просмотра фильма надо следить за реакцией ребят, привлекая их внимание к сложным вопросам, понятиям, новым терминам. Использование в наше время технических средств обучения как раз способствует активизации познавательного интереса, повышает наглядность обучения, развивает мышление и самостоятельность студентов, способствует формированию ключевых и профессиональных компетенций. После просмотра фильма необходима заключительная работа - проверка, обсуждение, выводы или обобщение по увиденному и сказанному. Во время просмотра фильма надо следить за реакцией ребят, привлекая их внимание к сложным вопросам, понятиям, новым терминам. Использование в наше время технических средств обучения как раз способствует активизации познавательного интереса, повышает наглядность обучения, развивает мышление и самостоятельность студентов, способствует формированию ключевых и профессиональных компетенций.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
На данном этапе углубляются и закрепляются знания об общих сведениях о зубчатых передачах. Фронтальный опрос в виде расчета параметров зубчатого колеса (Приложение 6). Фронтальный опрос с использованием интерактивной игры «Вопрос-ответ» (Приложение 7). Перед студентами на экране номера вопросов, выбирая номер вопроса, высвечивается его формулировка. Давая возможность дополнить или поправить своих одногруппников. Оценка ответов студентов должна быть краткой: «хорошо», «правильно», «молодцы». При необходимости дается правильная формулировка или пояснения. Также на данном этапе закрепляются: умение студентов определять основные геометрические параметры зубчатых колес. При решении задач студентам разрешается (рекомендуется) пользоваться мини-лекцией. Преподаватель постоянно наблюдает за работой студентов, помогая им советом или одобрением. Алгоритм задач и их решение демонстрируется на экране.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Подведение итогов урока.
Подведение итогов урока – это анализ познавательной деятельности студентов и оценка её результатов. Отмечается активность всей группы, так и отдельных студентов. Всем студентам выставляются положительные отметки. К анализу результатов работы привлекаются студенты, это вызывает у них положительные эмоции и способствует стимулированию познавательной деятельности.
Задание на дом
Преподаватель объясняет задание на дом, проецируя его на экран 1. Боголюбов С. К. «Черчение» Машиностроение 1989 г. с 227-237. 2. Боголюбов С. К. «Индивидуальные задания по курсу черчения. Практическое пособие» Машиностроение 1989 г. с 317 задание 78.
|
Категория: Уроки | Добавил: amirtaialimbekov (09.01.2015)
|
Просмотров: 1616
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|