Тема: Способы подчинительной связи. Примыкание
Цели урока:
познавательные: 1) актуализировать знания о способах связи слов в словосочетании;
2) формировать умение устанавливать связи слов в предложении и словосочетании;
3) учить выделять словосочетания из предложения; 4) учить определять способ подчинительной связи в словосочетании;
воспитательная: воспитывать умение внимательно слушать одноклассников, уважать чужое мнение;
развивающие: 1) развивать логическое мышление; 2) развивать языковое чутьё;
3) развивать умение работать в группе; 4) развивать умение систематизировать изученный материал.
Ход урока
1. Объединившись в группы по четыре человека, вспомните, что называется словосочетанием, что не является словосочетанием, выполните в тетрадях задание 1.
Задание 1.
Выпишите из предложенных слов только словосочетания:
1) подо мной, 2) красивую тетрадь, 3) вышли из дома, 4) дом высок, 5) две подруги,
6) четырёх мальчиков, 7) улыбающийся нам, 8) радуясь встрече, 9) чесать языком,
10) восьми карандашей, 11) будем танцевать, 12) желание спеть, 13) то дерево
14) второй дом, 15) каждый из нас, 16) мини юбка, 17) видеть это, 18) петь громко,
19) весело и быстро;
2. Выступления от групп, обсуждение затруднений.
В этом задании ученики часто отмечают сочетания дом высок, чесать языком, будем танцевать как словосочетания.
Учитель не даёт готового ответа, сочетания, вызвавшие затруднения, отмечаются вопросительным знаком.
3. Прочитайте следующий материал, внесите, если необходимо, изменения в свои записи.
Словосочетание—это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова к зависимому задаётся вопрос.
Не являются словосочетаниями:
1) сочетание самостоятельного слова со служебным: в течение лета, пусть расскажет и др.;
2) сочетания слов в составе фразеологизмов: обетованная земля, точить лясы, не покладая рук;
3) подлежащее и сказуемое: мальчик умён, начался дождь;
4) составные словоформы: менее красивый, будешь знать;
5) однородные члены: снег и ветер; ни сегодня, ни завтра.
4. После прочтения и обсуждения ученики выясняют, что не являются словосочетаниями слова под номерами 1, 4, 9, 11, 19. Остальные словосочетания записываются в тетрадь.
5. Вспомните и расскажите, какие есть способы подчинительной связи в словосочетании, как определить этот способ.
Ученики называют три способа: согласование, управление, примыкание, рассказывают, что в словосочетании нужно определить главное и зависимое слово, затем выяснить, какой частью речи выражено зависимое слово, и уже по этому зависимому слову определить способ подчинительной связи.
6. Выполните самостоятельно, а затем обсудите в группах задание 2.
Задание 2.
Определите способ подчинительной связи в словосочетаниях из задания 1.
7. Выступления от групп.
При определении способа подчинительной связи затруднения вызывают словосочетания с количественными числительными ( две подруги, четырёх мальчиков, восьми карандашей) В словосочетаниях типа улыбающийся нам, радуясь встрече, мини юбка, каждый из нас ученики могут неправильно определить главное и зависимое слово.
В ходе обсуждения учитель не даёт готового ответа, словосочетания, вызвавшие затруднения, отмечаются знаком вопроса.
8. Прочитайте следующий материал, внесите, если необходимо, изменения в свои записи.
Новую для вас информацию подчеркните и отметьте знаком V.
В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением, примыканием.
Согласование—такая связь, при которой зависимое слово—имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного ( причастие, местоимение, порядковое числительное): весёлая песня, поющие птицы, моё послание, пятый день и др.
При согласовании с изменением формы главного слова (имени существительного) изменяются и все формы зависимого: весёлую песню, весёлой песне, весёлых песен.
Управление—такая связь, при которой зависимое слово—имя существительное и все слова с признаками существительного ( местоимение, числительное): рассказал (кому?) другу (дат. п.), рассказал (кому?) всем (дат. п.), четверо (из кого?) из десяти (род. п.), четверо(из кого?) из вас (род. п.), выпеченный ( кем?) мамой (твор. п.), выпеченный(из чего?) из теста (род. п.).
При управлении главное слово (глагол, причастие, деепричастие, прилагательное, числительное) требует от зависимого постановки в определённом падеже с предлогом или без предлога. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого не изменятся: напишу письмо, написал письмо, напишем письмо.
В сочетании слов типа три дерева (с неодушевлённым существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.
В сочетаниях типа три дочери ( с одушевлённым существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах—согласование.
Примыкание—такая связь, при которой зависимое слово—неизменяемое знаменательное слово ( наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное): быстро говорить, говорил улыбаясь, очень легко, цвета беж.
При примыкании зависимое слово связано с главным ( глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное) только по смыслу и интонационно.
Притяжательные местоимения его, её, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, её слова, их дети. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу его, окликнул её, вызвал их.
9. Что нового вы узнали из этой статьи? Обсуждение, выступление учеников.
10. Исправьте допущенные ошибки.
Правильный ответ должен выглядеть следующим образом:
красивую тетрадь—согласование
вышли из дома—управление
две подруги—управление
четырёх мальчиков—согласование
улыбающийся нам—управление
радуясь встрече—управление
восьми карандашей—согласование
желание спеть—примыкание
то дерево—согласование
второй дом—согласование
каждый из нас—управление
мини юбка—примыкание
видеть это—управление
петь громко—примыкание
11. Создайте в группах кластер или таблицу, в которых отразите всю важную информацию о способах связи слов в словосочетании.
12. Презентация групповых работ. Обсуждение преимуществ каждого кластера и таблицы.
Ученики могут представить такой вариант:
Согласование
Управление
Примыкание
Главное слово Зависимое
слово Главное слово Зависимое слово Главное слово Зависимое
слово
существительное прил.
причастие, местоимение, порядковое числительное
вопрос
какой? чей?
глагол, причастие, дееприч., прил.,
числительное
местоимение, числительное,
сущ.
личные мест. его, её, их
падежные вопросы глагол, дееприч, прич., наречие, прил., сущ. наречие, дееприч.,
инфинитив, сравнит. форма, неизмен. прил.,
притяжат. мест. его, её, их
13. Выполните задание 3. Один ученик работает у доски, остальные—в тетрадях.
Задание 3.
Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите из него все подчинительные словосочетания, определите в них способ связи.
Он выслал слугу заж…гш…го свеч…ки и бросившись в кресло около к…мина закрыл лицо руками.
Ответ:
Он выслал слугу, зажёгшего свечки, и, бросившись в кресло около камина, закрыл лицо руками.
Выслал слугу—управление
слугу зажёгшего—согласование
зажёгшего свечки—управление
бросившись в кресло—управление
кресло около камина—управление
закрыл лицо—управление
закрыл руками—управление
закрыл бросившись—примыкание
Обращается внимание, что деепричастие бросившись зависит от глагола-сказуемого закрыл.
14. Выполните задание 4 по вариантам.
Задание 4
Вариант 1. Выпишите из предложения словосочетания со связью согласование.
Вариант 2. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
Вариант 3. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.
На эту тему острят эстрадные сатирики, глубокомысленно философствуют политтехнологи.
Ответ:
Вариант 1—эту тему, эстрадные сатирики
Вариант 2—острят на тему
Вариант 3—глубокомысленно философствуют
15. Выполните задание 5 (проверочный тест).
Задание 5.
1.Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.
И вдруг приказ выходить в море: где-то на островке испортился автоматический маяк, и надо было сменить горелку.
2. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.
Время от времени мы слышим сетования на то, что книг написано великое множество и что прочитать их невозможно.
3. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.
Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты.
4. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.
Радость познания возбуждает в человеке потребность учиться.
5. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
Постепенно облетали листья с его ветвей.
6. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
Парнишка смущённо, недоверчиво шмыгнул носом, сморщился так, что нос его вздёрнулся кверху.
Определите способ подчинительной связи.
7. Мой рисунок
8. Очень голодный
9. Рассказанный вчера
10. Родился зимой
11. каждый год
12. указывая нам
Ключ к тесту
№ 1 2 3 4 5 6
Ответ Автомати
ческий маяк великое множество высадят сейчас Потреб
ность
учиться облетали с ветвей шмыгнул носом
№ 7 8 9 10 11 12
Ответ Согласова
ние примыкание Примыка
ние Примыка
ние Согласова
ние Управле
ние
Оценка Тестовый балл
5 12
4 11-10
3 6-9
16. Выставление оценок. Подведение итогов урока.
Какие задания вызвали у вас затруднения? Какие задания выполнили без ошибок? Какие ошибки вызваны незнанием, а какие—невнимательностью? Что необходимо сделать, чтобы не допустить больше ошибок по этой теме?
17. Домашнее задание:упр.180,стр.138
|