Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Ход урока: 1. Активизация познавательной деятельности учащихся. 2. Повторение и опрос пройденного материала. 3. Объяснение нового материала. 4. Закрепление. 5. Домашнее задание 6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
1. Активизация познавательной деятельности. 2. Повторение и опрос пройденного материала. - Устный опрос ( коллективная работа) а) Что изучает синтаксис; что такое предложение , словосочетание? б)Какие предложения называются сложными? в) В чем различие между союзными и бессоюзными предложениями? г) Виды сложных союзных предложений. - Цифровой диктант ( если ученик согласен с утверждением, то ставит цифру 1, если не согласен , то ставит О )
№ Утверждения 1. В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных. 2. Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой. 3. Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны. 4. Придаточное предложение с главным связано сочинительной или подчинительной связью. 5. В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова. 6. Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль. 7. Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные. 8. Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову. 9. Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.
Проверка. - Расставить знаки препинания. Произвести синтаксический разбор предложений , дать полный анализ. ( у доски один ученик от каждой группы): Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. ( Мамин- Сибиряк Д.Н.) Все молчали ,чтобы расслышать шорох цветов. ( К. Паустовский) Работай так, чтоб от плодов и злаков ломилась вся земля. ( Исаковский И.) 3. Объяснение нового материала. - чтение материала учебника (стр.107-109) -пользуясь материалом прочитанного составить схему « Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»
СПП с придаточными изъяснительными
Придаточные относятся к тем словам в главном, которые требуют пояснения
Отвечают на падежные вопросы
Присоединяются к главному при помощи союзов: что, чтобы. будто и союзными словами кто, что. где, куда, как
В главных предложениях может быть указательное слово ТО в разных падежных формах
Придаточное изъяснительное обычно стоит после главного предложения
В казахском языке отсутствуют придаточные изъяснительные 4. Закрепление. А)Нужно стремиться к тому, чтобы каждый день узнавать что- то новое. - предложение сложное ( две грамматические основы) - предложение сложноподчиненное ( есть главное предложение и придаточное) -придаточное предложение присоединяется к главному при помощи союза ЧТОБЫ - придаточное изъяснительное , потому что отвечает на падежный вопрос К ЧЕМУ? Б) Работа в группах по карточкам ( по 2 предложения группе) Произвести синтаксический разбор предложений, дать анализ, составить схемы (защита у доски). 1)Всю ночь мы лежали у костра и слушали, как бушевало море. 2) Бабушка не была уверена, приедет ли внук на летние каникулы. 3)Я сказал мальчикам, что заблудился и подсел к ним. 4) Казалось, что в доме происходило мытье полов и сюда на время перенесли всю мебель. 5)Важно было то, что его никто не заметил. 6)Мне стало известно, где было спрятано письмо.
В) Работа в группах. Продолжите предложения, подобрав к главным предложениям придаточные. Какой тип придаточных предложений вы использовали? Запишите предложения, выделив грамматические основы и подчинительные союзы .К придаточному предложению задайте вопрос. Постройте схемы. Ей кажется, будто … Им очень хотелось, чтобы … Нехорошо, если вы … Нам пока неизвестно, кто … Мне было безразлично, где … Хорошо слышно, откуда … Невозможно понять, откуда … Невозможно рассказать, какое … 5. Домашнее задание : выучить таблицу, упр.174 стр.111 6. Подведение итогов. Рефлексия. Р.S.: каждое отдельное задание проецируется на интерактивной доске