Воскресенье, 22.12.2024, 16:26
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Уроки [284]
Статьи [79]
Презентации [11]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 400
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Статьи » Материалы педагогов » Уроки

Урок по биологии
Цели: Образовательная: обобщить знания о биологической роли цветков растений; ознакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и значением в жизни растений.
Развивающая: продолжить формирование умений сравнивать, систематизировать материал, делать выводы, работать с натуральными объектами, учебником и дополнительной литературой.
Воспитательная: формирование умений осуществлять взаимоконтроль, воспитать бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный.
Методы и методические приёмы: беседа, рассказ, частично-поисковый метод.
Средства обучения: таблицы «Плоды», «Строение цветка», модель цветка; коллекция плодов и наборы семян; фильм «Распространение семян и плодов», проверочные тесты, раздаточный материал, компьютер для презентации.

Эпиграф урока:
«Для тех, кто мало знает и этого много,
а для тех, кто хочет знать, много и этого мало».
(Л. Зорина)
Структура урока:
 Организационный момент.
 Актуализация ранее полученных знаний.
 Изучение нового материала.
 Лабораторная работа.
 Закрепление пройденного.
 Итог урока. Выставление оценок.
 Домашнее задание.
 Рефлексия.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент «Настроимся на урок»

Сообщение темы, постановка цели урока, обращаю внимание на эпиграф (Приложение, слайд №1)

II. Актуализация знаний.
Тестирование:
1. Цветок-это:
а) яркий венчик;
б) околоцветник;
в) видоизменённый побег;
г) часть побега.
2. Главные части цветка:
а) лепестки и чашелистики;
б) пестик и тычинки;
в) цветоножка;
г) столбик и рыльце.
3. Часто ярко окрашены:
а) чашелистики;
б) тычинки;
в) лепестки венчика;
г) пестик.
4. У раздельнополых цветков есть:
а) тычинки и пестик;
б) лепестки и чашелистики;
в) только тычинки;
г) только пестик.
5. Околоцветник состоит из:
а) чашечки и венчика;
б) пестика и тычинки;
в) цветоложа и венчика;
г) цветоложа и чашечки.
6. В пестике различают следующие части:
а) тычиночная нить, пыльник, пыльцы;
б) завязь, столбик, рыльце;
в) цветоложе, завязь, рыльце;
г) пыльник, завязь, рыльце.
Код правильных ответов: 1-в,2-б, 3-в,4-в,г,5-а,6-б.
Ученикам предлагается обменяться тетрадями и проверить ответы ( путём взаимоконтроля)
0 ошибок-5 1 ошибка-4 2 ошибки-3

Учитель: Какое значение имеют цветы в жизни растений?
Ответы учащихся: Образование плодов и семян, размножение, красота, лекарство. Приложение , слайд № 2
Учитель: Действительно, из всего сказанного самое главное - это то, что цветок нужен растению для образования плодов и семян, а семена - для размножения, независимо от того, насколько он красив и каковы его размеры. А всё остальное человек находит в цветке в зависимости от своих вкусов.

III.Изучение нового материала.
1. Особенности строения плодов. (Рассказ учителя с использованием таблиц, презентации, коллекции плодов, рисунков учебника.)
Учитель: Плоды у растений, как и цветки, очень разнообразны как по форме и размерам, так и по окраске, количеству семян и многим другим признакам. В каждом плоде можно выделить две основные части: семена и околоплодник. Именно околоплодник определяет характерный облик плода.

Семена + околоплодник = плод

2. Классификация плодов. (Приложение , слайд №3)



Плоды

Настоящий
(образуется из завязи пестика)
Слива Ложный
(Образуется из других частей цветка)
Шиповник
Рассказ учителя с использованием таблиц; работа с учебником – беседа.
Приложение , слайд № 4

Плоды

Сочные

Сухие

Яблоко
(груша) Костянка
(слива)
Стручок
(редис)
Орех
(лещина) Семянка
(Подсолнечник) Зерновка
(пшеница) Боб (горох) Коробочка
(мак)

Ягода
(смородина) Тыквина
(дыня)

3. Учитель: Какова основная функция плода?
Ответы учащихся: Защита семян и их распространение.
Учитель: Ребята у нас гость – начинающий садовод-любитель. В корзинке у него природные гостинцы, собранные с участка. Он раздаст эти гостинцы, а вы помогите ему определить, что это за плоды.

IV. Лабораторная работа.
а) рассмотрите имеющиеся у вас плоды. Разделите их на сочные и сухие;
б) сочные плоды разделите на односемянные и многосемянные, с помощью учебника определите их названия;
в) разделите сухие плоды на односемянные и многосемянные; определите их название. Заполните схему.

Название плода Типы плода Какие растения имеют такой плод
Сочный / сухой Односемянный /
Многосемянной
Натуральные объекты: пшеница, подсолнечник, помидор, фасоль, рябина, мак, виктория, яблоко, арахис, виноград, вишня.

4.Интересные факты: 2 ученика готовят сообщения на тему « Это интересно знать»
Приложение
4. Учитель: Как распространяются плоды и семена?
Ответы учащихся: с помощью ветра, водой, саморазбрасыванием,с помощью животных и человека. ( просмотр фрагментов кинофильма)
5. Опорная схема(Приложение , слайд №4)

V.Закрепление пройденного.
Учитель: Ребята, я буду называть особенности семян и плодов для распространения, а вы скажете, как распространяются такие плоды и семена:
1)плоды имеют выросты, крылатки, парашютики;
2)плоды очень мелкие, легкие, их много;
3)плоды имеют вздутия, заполненные воздухом;
4)у плодов яркая окраска, они содержат много питательных веществ, снаружи покрыты крючочками и прищепками.
(Тому, кто правильно ответит, в знак поощрения – яблоко.)
Интересные факты: 3 ученика готовят сообщения на тему « Это интересно знать»
приложение

Учитель: Два товарища просят разрешить их спор: один утверждает, что у капусты плод-кочан, а другой картофель-клубень. Другой с ним не согласен, т.к. плоды под землёй не образуются. Кто из товарищей прав и почему?
Учитель: Отгадайте загадки и ответьте, каков тип плода у этого растения.

1) Ягода красна,
Ягода вкусна.
Режь да соли,
Ешь да хвали.
(Томаты - ягода.)
2. Над лугом парашютики
Качаются на прутике.
(Одуванчик – семянка.)
3. Круглый да гладкий-
Он рос не на грядке.
На ветке висел,
На солнышке зрел
Белка нашла –
В дупло принесла.
( Лесной орех – орех.)
4. Из растений, чей портрет
Выбить на монете?
Чьих плодов нужнее нет
На заемной планете?
(Пшеница – зерновка.)
5. На жарком солнышке подсох,
И рвётся из стручков …
(Горох – боб.)
6.Берега зелёные, вода
красная, рыбки чёрные.
(арбуз – тыквина.)
VI. Подводятся итоги урока, выставляются оценки.
VII. Домашнее задание:
1)Изучить §23,24
2)Ответить на вопросы
3)Подготовить сообщения:
-«О плодах – гигантах в жизни человека»;
-«Плод и семена в жизни человека»;
-«Плоды в жизни животных».

VIII. Рефлексия
– Я довольна вашей работой, но моей оценки недостаточно, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: (Приложение, слайд № 6)
– Спасибо за внимание. (Приложение, слайд № 7)

Источник: http://kovalenko__nadya@mail.ru
Категория: Уроки | Добавил: МаринаВ (03.04.2015) | Автор: Колос Марина Викторовна E W
Просмотров: 886 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика