|
Урок по биологии
Цели: Образовательная: обобщить знания о биологической роли цветков растений; ознакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и значением в жизни растений. Развивающая: продолжить формирование умений сравнивать, систематизировать материал, делать выводы, работать с натуральными объектами, учебником и дополнительной литературой. Воспитательная: формирование умений осуществлять взаимоконтроль, воспитать бережное отношение к природе. Тип урока: комбинированный. Методы и методические приёмы: беседа, рассказ, частично-поисковый метод. Средства обучения: таблицы «Плоды», «Строение цветка», модель цветка; коллекция плодов и наборы семян; фильм «Распространение семян и плодов», проверочные тесты, раздаточный материал, компьютер для презентации.
Эпиграф урока: «Для тех, кто мало знает и этого много, а для тех, кто хочет знать, много и этого мало». (Л. Зорина) Структура урока: Организационный момент. Актуализация ранее полученных знаний. Изучение нового материала. Лабораторная работа. Закрепление пройденного. Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание. Рефлексия.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент «Настроимся на урок»
Сообщение темы, постановка цели урока, обращаю внимание на эпиграф (Приложение, слайд №1)
II. Актуализация знаний. Тестирование: 1. Цветок-это: а) яркий венчик; б) околоцветник; в) видоизменённый побег; г) часть побега. 2. Главные части цветка: а) лепестки и чашелистики; б) пестик и тычинки; в) цветоножка; г) столбик и рыльце. 3. Часто ярко окрашены: а) чашелистики; б) тычинки; в) лепестки венчика; г) пестик. 4. У раздельнополых цветков есть: а) тычинки и пестик; б) лепестки и чашелистики; в) только тычинки; г) только пестик. 5. Околоцветник состоит из: а) чашечки и венчика; б) пестика и тычинки; в) цветоложа и венчика; г) цветоложа и чашечки. 6. В пестике различают следующие части: а) тычиночная нить, пыльник, пыльцы; б) завязь, столбик, рыльце; в) цветоложе, завязь, рыльце; г) пыльник, завязь, рыльце. Код правильных ответов: 1-в,2-б, 3-в,4-в,г,5-а,6-б. Ученикам предлагается обменяться тетрадями и проверить ответы ( путём взаимоконтроля) 0 ошибок-5 1 ошибка-4 2 ошибки-3
Учитель: Какое значение имеют цветы в жизни растений? Ответы учащихся: Образование плодов и семян, размножение, красота, лекарство. Приложение , слайд № 2 Учитель: Действительно, из всего сказанного самое главное - это то, что цветок нужен растению для образования плодов и семян, а семена - для размножения, независимо от того, насколько он красив и каковы его размеры. А всё остальное человек находит в цветке в зависимости от своих вкусов. III.Изучение нового материала. 1. Особенности строения плодов. (Рассказ учителя с использованием таблиц, презентации, коллекции плодов, рисунков учебника.) Учитель: Плоды у растений, как и цветки, очень разнообразны как по форме и размерам, так и по окраске, количеству семян и многим другим признакам. В каждом плоде можно выделить две основные части: семена и околоплодник. Именно околоплодник определяет характерный облик плода.
Семена + околоплодник = плод
2. Классификация плодов. (Приложение , слайд №3)
Плоды
Настоящий (образуется из завязи пестика) Слива Ложный (Образуется из других частей цветка) Шиповник Рассказ учителя с использованием таблиц; работа с учебником – беседа. Приложение , слайд № 4
Плоды
Сочные
Сухие
Яблоко (груша) Костянка (слива) Стручок (редис) Орех (лещина) Семянка (Подсолнечник) Зерновка (пшеница) Боб (горох) Коробочка (мак)
Ягода (смородина) Тыквина (дыня)
3. Учитель: Какова основная функция плода? Ответы учащихся: Защита семян и их распространение. Учитель: Ребята у нас гость – начинающий садовод-любитель. В корзинке у него природные гостинцы, собранные с участка. Он раздаст эти гостинцы, а вы помогите ему определить, что это за плоды.
IV. Лабораторная работа. а) рассмотрите имеющиеся у вас плоды. Разделите их на сочные и сухие; б) сочные плоды разделите на односемянные и многосемянные, с помощью учебника определите их названия; в) разделите сухие плоды на односемянные и многосемянные; определите их название. Заполните схему.
Название плода Типы плода Какие растения имеют такой плод Сочный / сухой Односемянный / Многосемянной Натуральные объекты: пшеница, подсолнечник, помидор, фасоль, рябина, мак, виктория, яблоко, арахис, виноград, вишня.
4.Интересные факты: 2 ученика готовят сообщения на тему « Это интересно знать» Приложение 4. Учитель: Как распространяются плоды и семена? Ответы учащихся: с помощью ветра, водой, саморазбрасыванием,с помощью животных и человека. ( просмотр фрагментов кинофильма) 5. Опорная схема(Приложение , слайд №4)
V.Закрепление пройденного. Учитель: Ребята, я буду называть особенности семян и плодов для распространения, а вы скажете, как распространяются такие плоды и семена: 1)плоды имеют выросты, крылатки, парашютики; 2)плоды очень мелкие, легкие, их много; 3)плоды имеют вздутия, заполненные воздухом; 4)у плодов яркая окраска, они содержат много питательных веществ, снаружи покрыты крючочками и прищепками. (Тому, кто правильно ответит, в знак поощрения – яблоко.) Интересные факты: 3 ученика готовят сообщения на тему « Это интересно знать» приложение
Учитель: Два товарища просят разрешить их спор: один утверждает, что у капусты плод-кочан, а другой картофель-клубень. Другой с ним не согласен, т.к. плоды под землёй не образуются. Кто из товарищей прав и почему? Учитель: Отгадайте загадки и ответьте, каков тип плода у этого растения. 1) Ягода красна, Ягода вкусна. Режь да соли, Ешь да хвали. (Томаты - ягода.) 2. Над лугом парашютики Качаются на прутике. (Одуванчик – семянка.) 3. Круглый да гладкий- Он рос не на грядке. На ветке висел, На солнышке зрел Белка нашла – В дупло принесла. ( Лесной орех – орех.) 4. Из растений, чей портрет Выбить на монете? Чьих плодов нужнее нет На заемной планете? (Пшеница – зерновка.) 5. На жарком солнышке подсох, И рвётся из стручков … (Горох – боб.) 6.Берега зелёные, вода красная, рыбки чёрные. (арбуз – тыквина.) VI. Подводятся итоги урока, выставляются оценки. VII. Домашнее задание: 1)Изучить §23,24 2)Ответить на вопросы 3)Подготовить сообщения: -«О плодах – гигантах в жизни человека»; -«Плод и семена в жизни человека»; -«Плоды в жизни животных».
VIII. Рефлексия – Я довольна вашей работой, но моей оценки недостаточно, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: (Приложение, слайд № 6) – Спасибо за внимание. (Приложение, слайд № 7)
Источник: http://kovalenko__nadya@mail.ru |
Категория: Уроки | Добавил: МаринаВ (03.04.2015)
| Автор: Колос Марина Викторовна E W
|
Просмотров: 886
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|