|
Урок по химии на тему "Фосфор" 9 класс
Ход урока: I. Оргмомент: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о неметаллах. Мы уже изучили серу, азот и их соединения. Сегодня вам предстоит изучить – фосфор. Но прежде чем приступить к изучению новой темы, вспомним особенности азота и его соединений. II. Содержательная часть 1. Повторение пройденного материала. Выполним небольшой, химический диктант. Я перечисляю некоторые утверждения содержащие сведения о строении и свойствах изученных соединений азота, а вы решаете о каких из них идет речь. Если утверждение справедливо для аммиака, то учащиеся I варианта, записывают номер данного утверждения. Учащиеся II варианта записывают утверждения, справедливые для азотной кислоты. Ответы: Вариант №1 аммиак NH3: 2, 4, 6, 9, 10, 12, 13, 15 Вариант №2 азотная кислота HNO3: 1, 3, 5, 7, 8, 11, 14 2. Объяснение нового материала. 1) Положение фосфора в периодической системе. Фосфор – элемент III периода, 3 ряда, главной подгруппы V группы (VА), порядковый номер 15, относительная атомная масса 31. 2) Строение атома. Порядковый номер фосфора 15, значит, в ядре фосфора содержится 15 протонов и 16 нейтронов (Ar=31), общее число электронов 15. 3) Нахождение в природе. Из-за большой химической активности фосфор встречается в природе только в виде соединений. Важнейшие минералы, содержащие фосфор, - это фосфориты и апатиты, в состав которых входит ортофосфат кальция Ca3(PO4)2. Фосфориты и апатиты встречаются в месторождении Каратау. Фосфорные заводы, работающие на основе этого сырья, находятся в Жанатасе, Шымкенте и Таразе. 4) Аллотропные видоизменения фосфора. Фосфор встречается в природе в трех аллотропных видоизменениях: белый (желтый), красный и черный. Чаще встречается красный фосфор. При нагревании без доступа воздуха белый фосфор постепенно превращается в красный; а при высоком давлении белый фосфор превращается в черный. 5) Получение фосфора. Фосфор получают из фосфоритов и апатитов, нагревая их в электрической печи без доступа воздуха в присутствии оксида кремния (IV) и угля: t Ca3(PO4)2 + 5C + 3SiO2 → 3CaSiO3 + 2P + 5CO↑ 6) Химические свойства фосфора. а). взаимодействие с простыми веществами: с галогенами: 2P + 3CI2 → 2PCI3 c металлами: 3Ca + 2P → Ca3P2 с кислородом: 4P + 5O2 → 2P2O5 с серой: 2P + 3S → P2S3 б). взаимодействие со сложными веществами: при взаимодействии фосфора с гидроксидом натрия образуются фосфин (PH3) и гипофосфит натрия: t 4P + 3NaOH + 3H2O → 3NaH2PO2 + PH3↑ белый фосфор используется при получении фосфорной кислоты, для изготовления горючих смесей: P + 5HNO3(конц) → H3PO4 + 5NO2 + H2O 7) Применение фосфора. Красный фосфор применяется в производстве спичек. Его вместе с тонко измельченным стеклом наносят на боковую поверхность коробка. При трении спичечной головки, в состав которой входят хлорат калия и сера, происходит воспламенение. Белый фосфор в военное время использовали в зажигательных бомбах и для создания дымовых завес. III. Аналитическая часть: 1. Закрепление нового материала. Ребята теперь вам предстоит выполнить разноуровневые задания по данной теме. Задания состоят из трех уровней сложностей. Самый простой первый уровень. Максимальное количество балов которое вы можете набрать – 9, это оценка «5», если набираете 7 баллов – оценка «4», меньшее количество баллов оценивается «3». Разноуровневые задания по теме «Фосфор» I уровень: (5 баллов) 1. Сравните строение атомов серы, азота и фосфора. Запишите формулы типичных соединений, образованных атомами указанных химических элементов. Назовите их. 2. Напишите уравнения химических реакций, происходящих между: а. Фосфором и кислородом; б. Фосфором и водородом; в. Фосфором и серой. 3. Укажите вид химической связи в соединениях азота и фосфора: а. С металлами; б. С неметаллами. 4. Приведите два примера бинарных соединений фосфора с элементом, электроотрицательность которого: а) ниже; б) выше электроотрицательности фосфора. 5. По приведенным ниже схемам составьте уравнения реакций: а. Mg + P → б. Ca + P → в. P + CI2 → II уровень: (3 балла) 1. Установи соответствие. Сравни атомы азота, фосфора и серы. Какой из этих химических элементов: а. Имеет наибольший атом; б. Имеет наименьший атом; в. Легче других отдает электроны; г. Труднее других отдает электроны; д. Сильнее других притягивает электроны; е. Является наиболее сильным окислителем; ж. Является наиболее сильным восстановителем.
азот фосфор сера 2. Напишите уравнения химических реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:
PCI3 1). ____________________________________ 1 2↑ 3 2). ____________________________________ P2S3 ← P → Ca3P2 3). ____________________________________ 4 5↓ 6 4). ____________________________________ H3PO4 P2O5 NaH2PO4 5). ____________________________________
3. В железной ложечке подожгли красный фосфор и поместили его в закрытый сосуд, на дне которого находится нейтральный раствор индикаторора – фиолетового лакмуса. Через некоторое время окраска индикатора изменилась. Как? Почему? Запишите уравнения происходящих химических реакций. III уровень: (1 балл) 1. При ожогах горящим фосфором накладывают повязки, обильно смоченные а). раствором сульфата меди (II)с массовой долей в растворе 2% или б). раствором гидрокарбоната натрия (NaHCO3) с массовой долей соли 5%. Вычислите массы солей и воды, необходимые для приготовления 100 г каждого раствора. 2. Подведение итогов урока, выставление оценок. 3. Домашнее задание: § 21 Упр А №3 №7 стр 74
|
Категория: Уроки | Добавил: Люба3677 (16.05.2015)
| Автор: Стогний Любовь E W
|
Просмотров: 1214
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|