Ход урока: 1. Активизация познавательной деятельности. 2. Устный опрос. 3. Практические задания. 4. Итоги урока. 5. Домашнее задание
1. Активизация познавательной деятельности. 2. Устный опрос ( коллективная работа) слайд № 3 - из каких частей состоит слово? - что такое корень? - что такое окончание? - что такое приставка, суффикс?
- что входит в состав основы слова? - что такое форма слова? - какие слова являются однокоренными? Приведите примеры однокоренных слов.
Работа в группах 1 задание (Слайд № 4) ( Вниманию учащихся представлены тексты) Прочитать текст. Произвести синтаксический разбор выделенного предложения. ( 1 ученик у доски ,остальная группа в тетрадях) Найти в тексте однокоренные слова, разобрать их по составу. ( По 1 ученику от каждой группы) 1 текст. Зима. Зимние дни холодные и снежные. Звери зимуют в теплых в теплых норах.Медведь перезимует в своей берлоге. 2 текст. Наступила снежная зима. Снегом покрыта земля. Дети катаются на санках и играют в снежки.
2 задание. (Слайд № 5) Разобрать данные слова по составу , определить являются ли они однокоренными
1 группа 2 группа пена пенка пенек вода водный проводник железо желток желтый горка горе горный циркуль циркач цирк полет лето летний диво диван дивный город городской загородка
3 задание К данным словам напишите их формы ( слайд № 6)
1 группа 2 группа труд работа друг враг веселый грустный умный глупый 4 задание Разобрав слова по составу, укажите слова , в которых ПРО- является приставкой ( слайд № 7)
1 группа 2 группа пробег прощать проба противный проходить проверю простой пролет
5 задание ( слайд № 8) Разобрав слова по составу, указать слова, в которых О-, ДО- являются частью корня. (Обе группы разбирают все слова, выполняют задание самостоятельно. По окончании выполнения взаимопроверка по группам.)
1 группа 2 группа оружие добежать окружать доброта осень доверие огонь добрый осмотреть доска
6 задание (слайд № 9) Кто быстрее! (Ученики каждой группы поочередно выбегают к доске и выделяют только одну морфему). Побеждает та группа , которая быстрее и верно закончит разбор).
7 задание ( слайд № 10) От каждой пары слов образовать новые слова
1 группа 2 группа Сам, варить Луна, ходить Вода, падать Физическая культура Главный врач Детский сад Спортивная школа Каша варить Заведующий хозяйством Диван и кровать
8 задание (слайд № 11) Образуйте новые слова при помощи
1 группа 2 группа Приставок ОТ-, ВЫ-, ЗА-, РАЗ-, и слова ДАТЬ Приставок РАС-, ПОД-, ПЕРЕ-, ВЫ- и слова СКАЗАТЬ Суффикса ОВ- и слов БЕРЕЗА, ДУБ,ПУХ Суффикса ЕНЬК- и слов ДОБРЫЙ, СИНИЙ, ЖЕЛТЫЙ
Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание: составить тесты ( по 5 вопросов) по теме «Состав слова»