«ФОРМЫ И МЕТОДЫ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)»
Обухов В.В. учитель трудового обучения высшей категории
Главная цель школьного образования - достижение учащимися уровня образованности, соответствующего их личному потенциалу и обеспечивающему возможность продолжения образования и дальнейшего развития личности.
Одной из главных задач вспомогательной школы является коррекция недостатков психофизического развития школьников. Для ее успешного решения необходима правильная организация урока и индивидуальная коррекционно-воспитательная работа с детьми.
Для учащихся с ОВЗ характерно нарушение нормального развития высших психических функций: восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функций речи.
Формирование познавательных процессов неразрывно связано с развитием работоспособности школьни¬ков. При снижении работоспособности теряется интерес к деятельности, появляется непреодолимое желание бросить начатое дело, возникает неуверенность в себе. Вместе с тем в этих условиях у учащихся снижается способность к запоминанию и концентрации внимания, появляется сонливость, головные боли и т.д. При регулярном переутомлении у одних детей наблюдается общая вялость, у других - повышенная раздражимость, излишняя подвижность.
Основной задачей вспомогательной школы является подготовка детей с ОВЗ к самостоятельной жизни. Поэтому необходимо применять особые методы обучения для развития познавательного интереса учащихся на занятиях.
Развитие ключевых компетенций у школьников с ОВЗ возможно только при учете состояния их здоровья и возможностей (природные и социальные задатки). В этом случае занятия могут стать мотивированными. Мотивацию можно развить, опираясь на внутренние и внешние возможности и склонности, которые есть у каждого ребенка, несмотря на его дефекты. Чем раньше начнется эта работа, тем она будет успешнее. При этом не решаю за ребенка, что, как и когда делать, а предоставляю ему возможность выбрать вид деятельности, посильное и интересное занятие. Путь от простого действия к сложному стимулирует положительную мотивацию детей к занятиям и позволяет ненавязчиво обучить их многим необходимым навыкам. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Одним из условий успешного включения учащихся с ОВЗ в учебную деятельность, является выбор доступных для них способов обучения, т.к. у таких обучаемых нет достаточной самостоятельности в выполнении учебных заданий, они не проявляют инициативы и активности.
Добиваться усвоения знаний можно разными способами: многократные повторения, тематические игры для развития интереса и стимулирования активной мыслительной деятельности учащихся, и т. п. Стараюсь на каждом уроке максимально использовать наглядность (в том числе и компьютерные презентации, видеофрагменты, флипчарты – использую свой нетбук).
Игра – это единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно заставлять играть, они играют спонтанно, охотно, с удовольствием. В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли. Игры способствуют развитию кругозора ребенка, раскрывают его таланты и способности. Но главное – доброе отношение к любому ребенку и создание условий, направленных на повышение работоспособности и снятия напряжения.
Ученики вспомогательных классов быстро утомляются, внимание их рассеивается, эффективность урока снижается. Устранению и предупреждению подобных явлений, а также сохранению устойчивого уровня работоспособности школьников с нарушением интеллекта способствует чередование различных видов деятельности. Методики обучения, используемые мною, включают различные этапы: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося.
Использую следующие методические приемы:
поэтапное разъяснение заданий;
последовательное выполнение заданий;
обеспечение аудиовизуальными средствами обучения;
близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности:
подготовка учащихся к перемене вида деятельности;
чередование занятий и физкультурных пауз;
предоставление дополнительного времени для завершения задания;
работа на компьютерном тренажере;
использование упражнений с пропущенными словами/предложениями;
дополнение печатных материалов видеоматериалами;
Для предупреждения быстрого утомления и сохранения устойчивого уровня работоспособности способствует выполнение простых физических упражнений. Оно создаёт возможность кратковременного отдыха тех участков коры головного мозга, раздражение которых проходило во время учебных занятий. Время проведения динамической паузы полностью зависит от состояния учащихся и может быть включено в любой момент урока.
Несмотря на нарушения восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функций речи учащихся, они активно и успешно осваивают новые технологии в обучении: информационно-коммуникативные (ИКТ). С удовольствием выполняют задания на компьютерных тренажёрах, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук, образного мышления, укрепления памяти и т.п.
Считаю, что достижение учащимися уровня образованности, соответствующего их личному потенциалу является главной составляющей, обеспечивающей возможность дальнейшего развития и социализации личности.
«ФОРМЫ И МЕТОДЫ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
С
ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(ОВЗ)»
Обухов В.В.
учитель трудового обучения
высшей категории
|