Западно-Казахстанская область
Жанибекский район
СОШ-сад им.Г.Сарбаева
Педагог-психолог: Д. Адлялиева
Чем может помочь психолог при ЕНТ?
Тренинг с учащимися 11-го класса на тему:«Психологическое сопровождение учащихся при подготовке к ЕНТ».
Цель тренинга:
Рассказать учащимся о последствиях стресса;
Научить учащихся снятию переживаний и стрессовых ситаций, используя метод психологической помощи- сказкотерапия;
Развивать навыки рефлексии и метофорическое мышление;
Тренировать умение расслабляться и снимать напряжение;
Развивать креативность у учащихся;
Дать психологические рекомендации .
Ход тренинга: (1 час 30 минут)
1 часть тренинга:
Мини-лекция для учащихся: Что же такое стресс? Как его преодолеть. Рекомендации.
«Стресс», в переводе с английского, означает напряжение, сжатие, давление, подавленность.
Стресс — это состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и неподвластные.
Стресс, выражаясь научным языком, это физическая, психическая, эмоциональная и химическая реакция тела на то, что пугает человека, раздражает его или угрожает ему.
Многие из нас осознают и понимают, какой вред нашему организму и душе наносит стресс, а точнее то, что мы не предпринимаем никаких действий по ликвидации негативных ощущений
Симптомы стресса найдут у себя многие: нарушение концентрации внимания, агрессивность, тревожность без повода, бессонница, депрессия.
Рекомендации учащимся об эффективных способах подготовки к ЕНТ.
Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверх цели. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
Если очень трудно собрать с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала. Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.
Что делать, если устали глаза?
В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Выполни два любых упражнения:
посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево-вправо (15 секунд);
напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;
попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (10 секунд), нарисуй квадрат, треугольник - сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.
Режим дня
Раздели день на три части:
готовься к экзаменам 8 часов в день;
занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку потанцуй;
спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе
тихий час после обеда.
Как развивать мышление
Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.
Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний.
Развивать мышление - это насыщать свой ум знаниями.
Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.
Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них.
Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления - свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ другому лицу того, что не до конца понимаешь сам.
Питание
Питание должно быть 3-4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.
2 часть тренинга:
Снятие стресса.
Упражнение «Деревья –Характеры из волшебного леса».
Сказкотерапия - это направление практической психологии использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитания, образования...
Элемент из сказкотерапии . (30 минут).
Психолог: Сядьте поудобней. Глаза можете закрыть. Я прошу вас представлять только то ,о чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки , а я расскажу вам сказку...
Звучит сказка. (Неполный текст).
В некотором удивительном мире , в долине , раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу,где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли... Деревья-Характеры....
После прочтения сказки нужно нарисовать свое персональное Дерево-Характер. Подумайте : а кто мог бы жить возле вашего Дерева?
По завершению работы, смотрим все рисунки вместе с учащимися и обсуждаем их. Можно задать вопрос относительно каких-то аспектов или деталей изображения, уточнить , правильно ли понят образ на рисунке.
Дальнейшая работа будет связана с изображениями этих рисунков. Учащихся делим на три команды. Каждой группе нужно придумать свою сказку используя нарисованных персонажей. Можно придумать сюжет , исходя из особенностей возникших героев, а можно начать сочинять сказку по кругу, поочередно вводя персонажей,можно не просто сочинить, но и инсценировать сказку.
После инсценирования сказки организуется обсуждение по следующим вопросам:
Можете ли вы сказать,что символизировали придуманные вами существа?
Как проявили себя эти существа в созданных вами сказках?
Как вы можете охарактеризовать эти существа?
Трудно ли вам было объединить своих существ в едином сюжете сказки?
Обсуждение строим по следующей схеме:
Основная тема. (темы).
Главный герой. (Его личностные качества).
Отношения между главным героем и другими персонажами.
События сказки.
Трудности , которые приходится преодолевать главному герою.
Средства совладания с трудностями.
Имеющие ресурсы.
Недостающие ресурсы.
Актуализированные в сказке чувства.
Образы и символы сказки.
После сказкотерапии у учащихся 11-х классов развиваются навыки рефлексии и метафорического мышления, что очень нужно для поддержания своего самочувствия во время подготовки к ЕНТ.
Благодаря этой методике мы помогли учащимся осознать черты собственного характера , а самое главное, научили тренировать умение расслабляться и снимать напряжение.
3 часть тренинга:
Проективная методика арттерапии «Моя семья в виде цветов». (15 минут).
Каждый учащийся рисует свою семью в виде цветов. Обсуждая рисунок, сначала о рисунке высказывается вся группа, а потом автор.
Готовые рисунки можно демонстрировать одновременно все, сравнивать их, находить общее и отличия в содержании.
После проведения арттерапии учащиеся восстанавливают свои эмоциональные нарушения в случае трудностей в общении , замкнутости , стеснительности .
Чтобы выразить свои чувства , не обязательно что-то говорить , можно взять краски или карандаши и выразить свои чувства в рисунке.
Если сразу же после того, как человека что-то расстроило, он сядет и начнет рисовать, его отрицательные эмоции станут менее острыми и постепенно уйдут, а сам же человек полнее и глубже осознает свои эмоции, возникшие в данном случае.
Ведь арттерапия-это вид терапии, использующий искусство как терапевтический фактор.
В конце тренинга учащиеся поработали с психологическими открытками: «Время мудрее всего,ибо оно раскрывает все».
Время-помеха, противник, враг? Или заботливый лекарь, мудрый друг и внимательный помощник?
Как наладить отношения со временем , не торопиться, но всегда успевать самое главное, быть в потоке важных событий и приятных забот, испытывать удовольствие от каждого прожитого дня?
Притчи, метафоры, истории о времени на наших открытках помогут в этом всем учащимся.
Инструкция : надо выбрать свою открытку и прочитать про себя данную вам аффирмацию и притчу.
Психологическая открытка- помощник в деле познания себя и решения своих проблем.
В завершении тренинга проводится обратная связь.
Рефлексия:
Мне понравилось............................................
Мне не понравилось.......................................
Педагог-психолог: Д. Адлялиева
|