25 марта 2013 года я стал слушателем «Курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан», третьего базового уровня. «Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» основывается на современных научных подходах в обучении, где наиболее подробно рассматриваются популярные конструктивистские теории. Поэтому основной целью данной программы является «формирование у учеников навыков обучения тому, как обучаться и, как следствие, - становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях».[1,стр.110] Изучая данную программу, я поставил перед собой цель усовершенствовать свою педагогическую практику. Освоение данной программы проходило через изучение семи модулей, которые в ходе обучения изучаются во взаимосвязи. Программа подразделена на три этапа: первый этап – «Лицом к лицу» - это аудиторные занятия, на которых я был в качестве ученика и изучал материалы о том, как нужно учиться, и что представляет собой качественное современное образование. Сложность состояла в том, что готового материала не предоставляли, а нужно было его найти, самому работая в группах малого состава. В течение четырех недель, изучая программу я обращался к руководству для учителя, своему тренеру, раздаточному материалу, и постепенно ломал свои стереотипы о «традиционном» преподавании. «Идеальный учитель», «обсуждение очередного раздаточного материала». «Имитация урока». В течение первого этапа я и другие слушатели старались научиться работать по- новому. Все, что я изучил на первом этапе курсов, старался применить на практике, но это было все «сырое» и мало осмысленно. Сейчас я взглянул на идеи Программы по новом. С другой стороны. По истечении первого этапа, изучив новые подходы в обучении и преподавании через семь модулей Программы, я разработал план среднесрочного планирования серии последовательных уроков в 8 классе по биологии, используя идеи Программы. Среднесрочное планирование применил на втором этапе обучения – «Практика в школе». Ранее, при подготовке к урокам я готовил план урока, использовав только материалы учебника, и дополнительную литературу из своей библиотеки, сайты учителей биологии. Сейчас при подготовке к уроку, уходит много времени. При планировании урока я смотрю через «призму» семи модулей Программы. Проводя серии последовательных уроков, я выполнял 8 заданий, обращаясь к брошюре «Задания для выполнения в период практики в школе», благодаря чему реализовывал идеи Программы в школе.
К подбору задания для учеников я отношусь очень серьезно, и в этом мне помогает моя библиотека, и интернет. Где можно подобрать много интересного и занимательного материала, с разными уровнями сложности. Каждый урок начинается с приветствия учеников друг друга, т.к. это пожелание добра и здоровья. При использовании идеи модуля «Обучение тому, как учится» создание в классе коллаборативной среды, позволило мне при помощи различных игр. Это активирует учащихся на весь урок. Такая форма организации урока детям нравится , они могут раскрепоститься и почувствовать себя свободней и в классе создается атмосфера доверия и сотрудничества. Каждый человек обладает индивидуальностью, и мы должны общаясь с детьми, учитывая этот факт, создать все условия, чтобы мои ученики чувствовали себя комфортно на уроке и не только на биологии. На уроках биологии учащиеся в основном говорят, и отвечая на вопросы часто отвлекаются от темы, и хотят поделиться своими переживаниями, из опыта личной жизни. Я закрывал на это глаза, и не давал им выговорится. Уроки часто напоминали лекции, или монологи, где я объяснял новый материал, и постоянно говорил. Ученики в свою очередь были слушателями. Сейчас же я стараюсь давать урок так, чтобы дать ученикам возможность вступить в диалог. Так как диалог является основной формой общения людей в жизни. Через диалог учащиеся получают новые знания, обмениваются информацией. Через диалог я могу узнать, на сколько ученики усвоили материал. И на коком уровне обучения они находятся. Такие формы диалога как «ученик – учитель», «ученик – ученик» на моих будущих уроках, будут присутствовать очень часто. Потому что эти диалоги позволяют ученикам высказывать свои мнения. Проходя практику, я увидел, что дети активно включаются в работу используя диалоги. Пример: - Данил: Рефлекторная теория поведения человека напрямую зависит от условных и безусловных рефлексах человека. - Константин: А почему ты так считаешь? - Данил: человек рождается с безусловными рефлексами. А условные он приобретает в течении жизни. И на их тесном взаимодействии у человека вырабатывается определенный характер поведения. - Константин: А я думаю, что поведение человека заложено в его генетическом коде, и только благодаря условным рефлексам поведение раскрывается постепенно с течением времени. Анализируя этот диалог можно сделать вывод, что детям нравится размышлять, они учатся правильно строить диалоги, и выделять главное из сказанного обоими участниками диалога. Форма работы в группах малого состава для меня была новым видом работы. Потому что в своей преподавательской практике я её использовал только во время лабораторных работ. В настоящее время, я увидел. Что работа в группах позволяет ученикам сотрудничать между собой, терпению, учит слушать и слышать каждого собеседника, при обсуждении задания, учащиеся находят компромисс во мнениях, и принимают общее решение проблемы. На своих уроках, я вместе с учениками учимся работать в группах, т.к. не все еще получается. Для этого мы с учениками изучаем правила работы в группах, благодаря которым, можно выбрать правильное решение. Роли в группах распределяются самими детьми, и каждый ученик пробует разные роли. «Учитель лучше знает, что нужно ученику», я могу сказать, что в отношении этого высказывания у меня категорически поменялось мнение, когда я узнал о идеи Программы «Голос ученика». Эта идея использовалась мной практически на каждом уроке, так как это позволило мне узнать, что ученики думают о процессе урока, каким они хотят видеть урок. Ученики почувствовали, что я прислушиваюсь к их мнению, это вызвало у них уверенность в своих высказываниях и ответах. И я увидел. Что «Голос ученика» вызывает у учеников позитивное отношение не только к процессу обучения, и к школе в целом. Учащиеся с удовольствием приходили на мои уроки, и постоянно спрашивали, что следующий урок будет таким же, или нет. Данная идея Программы позволила установить между мной и учениками ещё большие доверительные отношения. Раньше я в классах на своих уроках, опирался только на «сильных» учеников, а «слабые» ученики просто отмалчивались тихонько. В связи с этим возникал такой стереотип, что «все дети делятся на способных, и неспособных». Сегодня я точно знаю, что каждый ребенок уникален по своей натуре, по своему внутреннему миру. К нему нужно подобрать правильный подход, как ключ к замку, что бы ребенок смог раскрыться, и показал свои возможности. На своих уроках использую задания. Которые помогают развивать у учащихся способности в познавательной деятельности. Учащиеся с высоким уровнем успеваемости, помогают ученикам с низким уровнем успеваемости приобрести знания. Они вступают в диалог, и при помощи наводящих вопросов пробуждают желание говорить, и высказывать свою точку зрения. Модуль «оценивание обучения и оценивание для обучения» помог мне сломать многие стереотипы традиционного обучения, такие как «оценка – это результат обучения», или «ученик не должен ошибаться. И всегда давать только правильные ответы». На своих уроках я использую идеи этого модуля. Техники оценивания помогают мне узнать, как усвоили ученики пройденный материал, на какой стадии обучения они остановились. Позволяет определить возможности как улучшить учебный процесс на моих уроках, используя различные методы и формы. При неправильном ответе ученика, я снижал ему оценку, не выслушивал его, то сегодня, я научился слушать и слышать учеников, давая возможность высказаться до конца, если даже неправильно, даю шанс исправить свою ошибку. Если не получается, то его товарищи поправляют, и он находит правильное решение проблемы. Задав вопрос, я стал выдерживать паузу, «7 секунд», тем самым давая ученикам обдумать заданный вопрос. Ранее я не давал ученикам долго думать, давая ответ самостоятельно. И когда ученик отвечает я его не тороплю, т.к. все дети разные, и речь и мышление у них разное. Кто-то быстро говорит и мыслит, кто и медленно. Поэтому при выполнении задания, четко задается промежуток времени, что бы все ученики смогли ответить на поставленный вопрос. Как я уже говорил. Я научился задавать ученикам вопросы. Которые развивают у них критическое мышление, делать выводы, анализировать о сказанном. У многих детей мыслительная деятельность очень хорошо развита. Когда ученик давал правильный ответ это хорошо, я молодец научил, и не задумывался над этим. Я не развивал мысли учащихся, ограничиваясь только поверхностными вопросами, на которые получал односложные ответы. Сегодня изучив, идеи Программы «обучение критическому мышлению», я понял, что благодаря этому ученики смоги грамотно излагать свои мысли, анализировать, аргументировать свои ответы и ответы одноклассников. Для этого используются вопросы глубокие, высокого порядка, которые побуждают к мыслительной деятельности. Проводя уроки на практике, я в полной мере, как и прежде, использовал ИКТ. Использование информационно-коммуникационных технологий способствует повышению эффективности овладения предметом. Такая организация работы является средством повышения результативности учебного труда школьников, особенно на среднем и старшем этапах, когда учащиеся утрачивают в какой-то мере интерес к предмету и веру в успех. Применяя компьютер и мультимедийные технологии на серии последовательных уроков, я сделал вывод: • мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения; • они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету; • улучшают качество усвоения материала; • позволяют индивидуализировать процесс обучения; • дают возможность избежать субъективности оценки, Создаваемые самим учителем программы рассчитаны не на какого-либо абстрактного ученика, а на тех конкретных детей, которых и обучает учитель. Компьютерные программы предоставляют интерес и для слабого ученика, и для мотивированного ученика. Слабые ученики успевают сделать немного, но получают удовлетворение от своего учебного труда. Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей, проявить инициативу и углубиться в поисковую работу. Дидактическая ценность использования информационно – коммуникационных технологий очевидна, т.к. решаются сразу несколько дидактических задач: •усвоить базовые знания; • систематизировать усвоенные знания; • психологически настроить на урок; • сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием компьютера; • сформировать навыки самоконтроля; • сформировать мотивацию к учению в целом; • готовить учеников к экзамену, формируя у них общеучебные навыки. Самым интересным было видеть реакцию коллег. когда я вернулся в школу на практику. Я очень рад, что попал на эти курсы, которые изменили не только мое представление об учебном процессе, но изменили меня, моё мировоззрение. Но при проведении серии последовательных уроков я увидел полное равнодушие администрации, к моим изменениям, в проведении уроков. Несмотря на это мои уроки прошли в хорошем темпе, все, что я хотел, провести, все получилось. Проводя уроки по новому, с использованием идей Программы, я увидел, как на моих глазах меняются ученики, как горят их глаза, когда они идут на мои уроки. Дети уверены, что на уроках биологии их выслушают, что будет интересно. В дальнейшей своей педагогической практике я обязательно буду применять идеи Программы. Я увидел, что новые подходы в обучении положительно влияют на учебный процесс.
Надо работать над слабостями и учиться на своих ошибках. Но для этого сначала нужно признать их, а не скрывать. Курт Хёртенхубер [2]