Кощанова Сауле Жабаевна
Учитель физики
Георгиевская средняя школа
Город Актобе
Открытый урок «Фотоэффект», 11 класс
Тема: «Фотоээфект»
Цель: Формирование знаний, умений учащихся по атомной физике
Образовательная задача: Знакомство с явлением «фотоэффект»
Развивающая задача: Развитие умений сравнивать, сопоставлять, работать с графиками зависимости, делать выводы.
Воспитательная задача: Воспитание ответственности, внимательности
План урока
1. Орг момент
2. Проверка домашнего задания
3. Подготовка к получению новых знаний
4. Новая тема
5. Закрепление
6. Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Тест «Найти соответствие»
А) Величины
1 R A Постоянная Стефана-Больцмана
2 r Б Энергетическая светимость
3 a В Постоянная Планка
4 δ Г Поглощательная способность
5 b Д Испускательная способность
6 h Е Постоянная Вина
Б) Постоянные
7 δ Ж 2,9*10-3 м*К
8 b З 6,63*10-34 Дж*с
9 h И 5,67*10-8 Вт/м2*К4
В) Законы
10 r=f( ν,T) К Закон Планка
11 λmax=b/T Л Закон Стефана-Больцмана
12 E=h ν М Закон Вина
13 R=δT4 Н Закон Кирхгофа
Проверь себя
Ключ: 1Б,2д,3г,4а, 5е, 6 в, 7и, 8ж, 9з, 10н, 11м, 12 к, 13л.
Самопроверка
11-13 –«5»
7-10 – «4»
3-6 = «3»
0-2 = «2»
3. Подготовка к получению новых знаний
В конце 19 века существовало две теории, которые объясняли поглощение и испускание энергии. Назовите их. Как поглощается и испускается энергия с точки зрения каждой теории?
Классическая теория
Квантовая теория
Энергия испускается и поглощается телом непрерывно. Энергия поглощается и испускается отдельными порциями – квантами. Энергия каждого кванта равна E=h ν
4. Новая тема
Слайд с демонстрацией опыта: Цинковую пластину, соединенную с электроскопом, заряжают отрицательно и облучают ультрафиолетовым светом.
Она быстро разряжается. Если же её зарядить положительно, то заряд пластины не изменится. Вывод: Свет вырывает электроны с поверхности пластины
Фотоэффект – это вырывание электронов из вещества под действием света
Это явление было открыто немецким учёным Генрихом Герцем в 1887 году.
Количественные закономерности фотоэффекта были установлены русским физиком А. Г. Столетовым.
Воль-амперная характеристика
А) При неизменной частоте падающего излучения, но при разных интенсивностях
Б) При одинаковых интенсивностях, но разной частоте падающего излучения
• Чтобы остановить все электроны необходимо подать обратное напряжение
mv2/2=eU
законы фотоээфекта
1) Максимальная скорость фотоэлектронов не зависит от интенсивности падающего излучения, а зависит от его частоты.
2) Сила фототока насыщения не зависит от частоты, а зависит от интенсивности падающего излучения
3) Для каждого металла существует предельная минимальная частота (или максимальная длина волны) при которой возможен фотоэффект – красная граница фотоэффекта
Классическая теория не смогла объяснить 1 и 3 закон. Объяснение дал в 1905 году Альберт Эйнштейн:
Поглотив квант света, электрон получает от него энергию и, совершая работу выхода, покидает вещество.
hν=Aвых +mv2/2
1) чем больше ν, тем больше скорость электронов
2) чем больше интенсивность, тем больше сила тока
3) hνмин=Aвых или красная граница фотоэффекта
νмин=A/h λмакс=hc/A
5. Закрепление
Задача: Красная граница фотоэффекта для серебра 0,29 мкм. Найти работу выхода.
Что называют фотоэффектом?
Кто открыл фотоэффект? Кто вывел законы фотоэффекта? Кто дал объяснение фотоэффекту?
Какая теория смогла объяснить фотоэффект?
Объясните формулу Эйнштейна.
Что называют красной границей фотоэффекта?
6. Домашнее задание
7. §6.4, задачи№6.4.1 и 6.4.2
|