Виды теплопередачи. Теплопроводность"
Сейдалы Бакытгуль Кожахановна
Учитель физики
Алматинская область
Панфиловский район
город Жаркент
Средняя школа имени Жамбыла
План урока физики. 8 класс.
Тема: «Виды теплопередачи. Теплопроводность»
Цели урока:
- ознакомить учащихся с механизмом процесса переноса энергии при теплопроводности, показать зависимость теплопроводности от химических свойств вещества и их агрегатного состояния
- формирование навыков самостоятельного исследования физических явлений и умений сделать вывод из поставленных экспериментов
- воспитание командного духа, лидерских качеств.
Тип урока: урок-исследование
Ресурсы:
1. Лабораторный штатив, стеклянный стакан, термометр, спиртовка, железный и медный стержни, спички и парафин.
2. Интерактивна доска, презентация, электронный учебник
Методы урока: эксперимент, исследование
Подходы, приемы и стратегии: групповая работа, диалоговое обучение, листы оценивания, «Корзина идей», «Светофор»
Ход урока:
I. Орг. момент. Психологический настрой. Деление на группы.
II. Стадия вызова. Демонстрация видеоролика «Теплопередача»
- О чем мы будем говорить на уроке?
III. Выборы спикера группы. Раздаются листы оценивания с критериями оценивания. Раздаются карточки с заданиями – опытами каждой группе (выбирают вслепую)
IV. Итак, каждая группа должна сделать свое исследование и выводы. Время 10 минут
1 группа:
Опыт: В нагретую до кипения воду положить алюминиевый цилиндр (с просверленным под носик градусника отверстием), предварительно измерив его температуру. Спустя 2-3 минуты цилиндр вытащить из воды и измерить температуру снова.
Вывод: Внутренняя энергия может передаваться от одного тела к другому.
2 группа: К медному стержню парафином приклеено несколько спичек. Один конец стержня нагревают в пламени спиртовки. При нагреве парафин плавится, и спички отпадают от стержня, начиная от нагреваемого края по очереди.
Вывод: тепло передается от одного тела к другому и от одной части тела к другой на основе движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело.
3 группа: Концы двух одинаковых по размерам, но различных по материалу стержней с приклеенными парафином спичками одновременно нагревают в пламени спиртовки. В первую очередь начинают отпадать спички, приклеенные к медному стержню.
Вывод: Различные вещества имеют разную теплопроводность.
V. Презентация результатов исследований каждой группы
VI. Обратная связь. «Светофор» - самооценивание
VII. Сравним теплопроводность твердых тел, жидкостей и газов
1 группа:
С внутренней стороны к боковой поверхности стеклянного стакана прижат теплоприемник демонстрационного термометра. Наружную часть боковой поверхности стакана нагревают в пламени спиртовки. Термометр отмечает быстрое повышение температуры.
2 группа:
Опыт 1 группы повторяется, но теперь в стакан налита вода, а теплоприемник термометра отделен от стенки стакана слоем воды. Термометр фиксирует медленное изменение температуры
3 группа:
Опыт 2 группы повторяется, но на этот раз теплоприемник термометра отделяют от стенки стакана слоем воздуха. Термометр фиксирует очень медленное изменение температуры.
VIII. Обощение урока.
Металлы и стекло имеют хорошую теплопроводность. У жидкостей теплопроводность меньше. Газы имеют плохую теплопроводность.
IX. Домашнее задание.
X. Итоги урока. Листы оценивания.
XI. Рефлексия. «Корзина идей»
|