Крупская Т.И.,учитель информатики
гимназии №25 им.И.Есенберлина г.Алматы
Класс: 9 Предмет: Информатика № урока __1__ Дата_________
Тема урока: Структура программы. Операторы ввода/вывода.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: Рассмотреть структуру программы Паскаль, операторы ввода/вывода.
Задачи урока:
1. Образовательная: Знакомство со структурой программы Паскаль. Научить учащихся создавать простейшие программы с использованием операторов ввода/вывода.
2. Развивающая: Развитие логико-структурного мышления. Умение сравнивать, обобщать и систематизировать, вырабатывание навыков работы и поведения в компьютерном классе.
3. Воспитывающая: Формирование школьного патриотизма (бережного отношения к имуществу школы), ответственности за принимаемые решения, объективности в оценке и работы товарищей, интереса к предмету информатики, навыков самостоятельности и дисциплинированности.
Ожидаемый результат: Иметь представление о структуре программы. Уметь создавать простейшие программы с использованием оператора ввода/вывода.
Форма организации урока: Работа в группах, индивидуальная работа.
Методы обучения: Диагностика, метод «ДЖИГСО», практическая работа.
Дидактическое обеспечение урока: ПК, язык программирования Паскаль, карточки для деления, листы оценивания, раздаточный материал.
Этапы урока
Образовательные задачи Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный этап 1. Раскрытие общих целей урока и плана его проведения Приветствие, проверка отсутствующих
Проверка подготовки учащихся к уроку
Целевая установка урока и план его проведения
1. Учащиеся готовы к уроку – наличие рабочих тетрадей, дополнительного материала .
2. Включение школьников в деловой ритм
2. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. 1. Обеспечить мотивацию учения школьников.
2.Актуализировать субъективный опыт учащихся. Контроль домашнего задания.
Диагностика по карточкам – проведи соответствие.
Деление на домашние группы для дальнейшей работы (используются знания полученные на предыдущем уроке):
1 гр. Знаки арифметических операций ( /, *, Div, Mod, +).
2 гр. Разделители ( @, :=, {M}, [m], ;).
3 гр. Знаки отношения или сравнения ( <>, <=, >=, >, <).
4 гр. Знаки логических операций ( AND, OR, NOT, XOR, SHL). 1. Учащиеся отвечают на вопросы.
2. Учащиеся находят принцип деления на группы, и рассаживаются на места
3. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.
1. Выделение главного в учебном материале. Метод «ДЖИГСО» - - учащиеся получают названия параграфов для самостоятельного изучения, далее учащиеся пересаживаются в рабочие группы для совместного изучения темы. Прочитав и обсудив материал в рабочей группе, ученики возвращаются в домашние группы и рассказывают материал.
1 тема «Структура программы»
2 тема «Раздел операторов»
3 тема «Оператор ввода»
4 тема «Оператор вывода» Учащиеся делятся полученными знаниями в группах.
4. Обобщение и систематизация знаний. 1. Обеспечить формирование у школьников целостной системы ведущих знаний учащихся.
2.Обеспечить возможность работы с ИКТ
1. Прием «Лови ошибку»: ученикам в группах раздаются карточки по новому материалу с ошибками в тексте.
2. На доску выводят изображения псевдографики. Дети выбирают один из них и пишут программу, которая выводит на экран монитора рисунок.
3. Работа с одаренными детьми - индивидуальное задание, оказывает консультацию слабым учащимся. Ученики в группах проверяют правильность структуры пройденных операторов.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу на ПК
5. Подведение итогов урока.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Работа с оценочными листами. Подсчет баллов и перевод в оценки (в листе оценок прописать критерии по которым дети себя оценивают).
Учащиеся подводят итог.
6. Информация о домашнем задании.
1. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Информация о домашнем задании в соответствии с учебными возможностями школьников.
Мотивация деятельности учащихся по выполнению домашнего задания.
Записывают д/з. Повторение и закрепление полученных на уроке знаний.
7.Рефлексия 1.Инициировать рефлексию учащихся на самооценку своей деятельности
2. Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Закончи предложения:
Я понял….
Я не понял…
Я смог…
Я не смог…
Учащиеся проводят самоанализ полученных знаний, записывают на стикеры и прикрепляют на доску.
Класс: 9 Предмет: Информатика № урока __2__ Дата_________
Тема урока: Программирование линейных алгоритмов.
Тип урока: Применение знаний, навыков и умений.
Цель: Закрепить навыки составления программ для решения задач с использованием линейной алгоритмической структуры.
Задачи урока:
1. Образовательная: Закрепить у учащихся навык по созданию программ с линейной алгоритмической структурой.
2. Развивающая: Развитие логико-структурного мышления. Умение сравнивать, обобщать и систематизировать, вырабатывание навыков работы и поведения в компьютерном классе.
3. Воспитывающая: Формирование школьного патриотизма (бережного отношения к имуществу школы), ответственности за принимаемые решения, объективности в оценке и работы товарищей, интереса к предмету информатики, навыков самостоятельности и дисциплинированности.
Ожидаемый результат: Иметь представление о структуре линейного алгоритма и его применении. Уметь создавать линейные алгоритмы, переводить линейный алгоритм в программный код.
Форма организации урока: Работа в группах, индивидуальная работа.
Методы обучения: метод «Жокей и лошадь», практическая работа.
Дидактическое обеспечение урока: ПК, листы для деления, листы самооценки, карточки с задачами.
Этапы урока
Образовательные задачи Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный этап 1. Раскрытие общих целей урока и плана его проведения Приветствие, проверка отсутствующих
Проверка подготовки учащихся к уроку
Целевая установка урока и план его проведения
1. Учащиеся готовы к уроку – наличие рабочих тетрадей, дополнительного материала .
2. Включение школьников в деловой ритм
2. Повторение опорных знаний. 1. Обеспечить мотивацию учения школьников.
2.Актуализировать субъективный опыт учащихся. Контроль домашнего задания.
Метод «Жокей и лошадь». Ученики делятся на две группы: «жокеев» и «лошадей». Одни получают карточки с вопросами, вторые правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
Деление на группы:
Структура программы ( Program, Begin, End, Var, Uses)
Блок схемы ( Процесс, Выбор, Цикл, Ввод/вывод, Начало/конец)
Типы данных ( Byte, String, Integer, Real, Char)
Арифметические функции ( Abs (x), pi, Sqr(x), Sqrt(x), Sin(x))
Алфавит языка ( Имена, Цифры, Разделительные знаки, Специальные символы)
4. Учащиеся отвечают на вопросы.
5. Учащиеся находят принцип деления на группы, и расселись на места
6. Организация восприятия и осмысления информации, т. е. усвоение знаний.
1. Выделение главного в учебном материале. Кластер «Программирование линейных алгоритмов»
(эстетика, содержание).
Оценивание работы проводят другие группы за содержание и эстетику. Учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные ранее на уроках.
4. Обобщение и систематизация знаний. 1. Обеспечить формирование у школьников целостной системы ведущих знаний учащихся.
2.Обеспечить возможность работы с ИКТ
Индивидуальная работа на ПК:
4. Учащимся выдаются карточки с алгоритмами которые они переводят в программный код и выполняют его на ПК.
5. Работа с одаренными детьми – учащиеся оказывают консультацию более слабым ученикам по выполнению практических работ Учащиеся выполняют самостоятельную работу на ПК
5. Подведение итогов урока.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Работа с оценочными листами (в листе оценок прописать критерии по которым дети себя оценивают)
Учащиеся подводят итог.
6. Информация о домашнем задании.
.1. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Информация о домашнем задании в соответствии с учебными возможностями школьников.
Мотивация деятельности учащихся по выполнению домашнего задания.
Записывают д/з. Повторение и закрепление полученных на уроке знаний.
7.Рефлексия 1.Инициировать рефлексию учащихся на самооценку своей деятельности
2. Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Метод «Автобусная остановка»: по изученным темам учащиеся записывают вопросы, что не понятно, какие вопросы остались не выясненными. С этих вопросов начнется следующий урок.
Учащиеся проводят самоанализ полученных знаний, записывают на стикеры и прикрепляют на доску.
Класс: 9 Предмет: Информатика № урока __3__ Дата_________
Тема урока: Контрольная работа №1 «Программирование линейных алгоритмов».
Тип урока: Урок контроля и коррекции знаний, навыков и умений.
Цель: Проверить уровень понимания и навыки составления программ для решения задач с использованием линейной алгоритмической структуры.
Задачи урока:
1. Образовательная: Проверить у учащихся уровень осмысления пройденного материала и навык по созданию программ с линейной алгоритмической структурой.
2. Развивающая: Развитие логико-структурного мышления. Умение сравнивать, обобщать и систематизировать, вырабатывание навыков работы и поведения в компьютерном классе.
3. Воспитывающая: Формирование школьного патриотизма (бережного отношения к имуществу школы), ответственности за принимаемые решения, объективности в оценке и работы товарищей, интереса к предмету информатики, навыков самостоятельности и дисциплинированности.
Ожидаемый результат: Уметь создавать блок схемы линейные алгоритмы, переводить линейный алгоритм в программный код.
Форма организации урока: Индивидуальная работа.
Методы обучения: метод «Да/нет», метод «Автобусная остановка», практическая работа по карточкам.
Дидактическое обеспечение урока: ПК, стикеры, карточки с задачами.
Этапы урока
Образовательные задачи Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный этап 1. Раскрытие общих целей урока и плана его проведения Приветствие, проверка отсутствующих
Проверка подготовки учащихся к уроку
Целевая установка урока и план его проведения
1. Учащиеся готовы к уроку – наличие рабочих тетрадей, дополнительного материала .
2. Включение школьников в деловой ритм
2. Повторение опорных знаний. 1. Обеспечить мотивацию учения школьников.
2.Актуализировать субъективный опыт учащихся. Контроль домашнего задания.
Метод «Да/нет». Один ученик получает стикер со словом (он его не видит), задавая вопросы классу и получая в ответ только да/нет должен угадать слово
7. Учащиеся отвечают на вопросы.
8. Организация восприятия и осмысления информации, т. е. усвоение знаний.
1. Выделение главного в учебном материале. Метод «Автобусная остановка»
По вопросам рефлексии предыдущего урока разработаны карточки для лучшего усвоения полученной информации.
Оценивание работы проводится ученик-ученик, за содержание и понятное объяснение. Учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные ранее на уроках.
4. Контроль и систематизация знаний. 1. Обеспечить формирование у школьников целостной системы ведущих знаний учащихся.
2.Обеспечить возможность работы с ИКТ
Индивидуальная работа на ПК:
6. Учащимся выдаются карточки с заданием (по желанию – уровень «А», «Б», «С») которые они выполняют на ПК.
7. Работа с одаренными детьми – учащиеся выполняют задание уровня «С»
8. Работа оценивается учителем. Учащиеся выполняют самостоятельную работу на ПК
5. Информация о домашнем задании.
.1. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Информация о домашнем задании в соответствии с учебными возможностями школьников.
Мотивация деятельности учащихся по выполнению домашнего задания.
Записывают д/з.
6.Рефлексия 1.Инициировать рефлексию учащихся на самооценку своей деятельности
2. Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. «Как мы идем к успеху»
Учащиеся проводят самоанализ полученных знаний, записывают на стикеры и прикрепляют на доску.
Класс: 9 Предмет: Информатика № урока __4__ Дата_________
Тема урока: Операторы ветвления языка Паскаль.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: Рассмотреть структуру оператора ветвления.
Задачи урока:
1. Образовательная: Знакомство со структурой операторов ветвления. Научить учащихся переводить разветвляющийся алгоритм в программный код.
2. Развивающая: Развитие логико-структурного мышления и творческого потенциала. Умение сравнивать, обобщать и систематизировать, вырабатывание навыков групповой работы.
3. Воспитывающая: Формирование школьного патриотизма (бережного отношения к имуществу школы), ответственности за принимаемые решения, объективности в оценке и работы товарищей, интереса к предмету информатики, навыков самостоятельности и дисциплинированности.
Ожидаемый результат: Иметь представление о структурах алгоритма ветвления и их применении.
Форма организации урока: Групповая работа
Методы обучения: Ассоциативный куст, диктант значений, , «Конкурс шпаргалок», заполнение «бортового журнала»
Дидактическое обеспечение урока: ПК, листы для деления, листы взаимооценки.
Этапы урока
Образовательные задачи Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный этап 1. Раскрытие общих целей урока и плана его проведения Приветствие, проверка отсутствующих
Проверка подготовки учащихся к уроку
Целевая установка урока и план его проведения
1. Учащиеся готовы к уроку – наличие рабочих тетрадей, дополнительного материала .
2. Включение школьников в деловой ритм
2. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. 1. Обеспечить мотивацию учения школьников.
2.Актуализировать субъективный опыт учащихся. Контроль домашнего задания.
«Диктант значений»
9. Учащиеся должны по определениям записать термин.
10. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.
1. Выделение главного в учебном материале. Ассоциативный куст «Ветвление»
Оценивание работы проводят другие группы за содержание и эстетику.
1. Заполнение «бортового журнала»
Учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы: 1. Что я знаю по данной теме? 2. Что я узнал нового из текста по данной теме? Левая колонка заполняется на стадии вызова. При чтении, учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала.
Учащиеся записывают слова ассоциации к слову «ветвление»
Учащиеся выполняют самостоятельную работу в тетрадях.
4. Обобщение и систематизация знаний. 1. Обеспечить формирование у школьников целостной системы ведущих знаний учащихся.
2.Обеспечить возможность работы с ИКТ
1. Деление на пары.
2. Прием «Конкурс шпаргалок»
Ученики за пять минут должны качественно, быстро, кратко, точно и разборчиво записать всю важную информацию на небольшом листке бумаги.
3. Работа с одаренными детьми – учащиеся создают презентацию по теме «Операторы ветвления языка Паскаль»
Учащиеся выполняют самостоятельную работу на листках.
Выполняют работу за ПК
5. Подведение итогов урока.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Работа с оценочными листами (в листе оценок прописать критерии по которым дети себя оценивают)
Учащиеся подводят итог.
6. Информация о домашнем задании.
1. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Информация о домашнем задании в соответствии с учебными возможностями школьников.
Мотивация деятельности учащихся по выполнению домашнего задания.
Записывают д/з. Повторение и закрепление полученных на уроке знаний.
7.Рефлексия 1.Инициировать рефлексию учащихся на самооценку своей деятельности
2. Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. «Выбери верное утверждение»
• Я сам не смог справиться с затруднением;
• У меня не было затруднений;
• Я только слушал предложения других;
• Я выдвигал идеи….
Учащиеся проводят самоанализ полученных знаний, записывают на стикеры и прикрепляют на доску.
Приложение к уроку №1
Найдите ошибки в записях оператора:
a) Readln (‘X’)
b) Writeln
c) Writeln (Введите любое число)
d) Write X,Y
e) WRITELN (‘воскресенье, нерабочий день’)
f) Programm
g) And
Оценочный лист
«_____» _________________2013г.
__________________________________________________9 «___» класс
Диагностика
а
б
в
г
д
Практическая работа
Программа не составлена Программа составлена самостоятельно с допущением ошибок Программа составлена самостоятельно, без ошибок Программа взята из учебника, допущены ошибки при решении Программа взята из учебника, выполнена без ошибок.
0 баллов 3 балла 4 балла 1 балл 2 балла
Оценочный лист
«_____» _________________2013г.
Группы __________________________________________________9 «___» класс
Ф.И. участников группы Работа с текстом Работа «исправить ошибки» Баллы за диагностику и практическую работу Итоговый балл
(Мах балл =14) Оценка Оценка учителя
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Критерии оценивания
Работа с текстом:
0 баллов – Ничего не делал
1 балл – Участвовал в работе группы, но не смог раскрыть тему.
2 балла – Не все члены группы смогли понять тему.
3 балла – Тема раскрыта полностью, всем понятна. Работа «исправить ошибки»:
0 баллов – не нашел ошибку.
1 балл – нашел ошибку, но не смог исправить её.
2 балла – нашел и исправил ошибку.
Перевод баллов в оценку:
0-5 баллов – «2» 6-8 баллов – «3» 9-11 баллов – «4» 12-14 баллов – «5»
Практическая работа «Псевдографика»
Установите соответствие между переменной и типом данных:
а) A:=3.214
б) Z:=14
в) B:=10351
г) K:=–0.5
д) C:= 'as' 1) Real
2) Integer
3) string
4) Byte
5) char
a- б- в- г- д- _________________________9 «___»
Приложение к уроку №2
Прием «Жокей и лошадь»
1. Программа Последовательность инструкций и правил, которые сообщают компьютеру с помощью специального текста определенный порядок выполнения заданий.
2. write Оператор вывода данных.
3. read Оператор ввода данных.
4. Способы представления алгоритмов На естественном языке;
Через определенные ключевые слова;
Графическое изображение с помощью блок схем;
Запись на языке программирования.
5. Система команд исполнителя Множество команд, которые может выполнять исполнитель.
6. Исполнитель То, что выполняет действия, согласно заданным инструкциям.
7. Алгоритм Понятное и точное предписание для исполнителя.
8. Основные блок-схемы Процесс, выбор, цикл, ввод, вывод
9. Вспомогательные блоки Пояснение, начало, конец, линии связи.
10. Линейный алгоритм Алгоритм в котором все действия выполняются один раз и последовательно друг за другом.
11. Алфавит языка Состоит из множества символов, используемых при составлении элементов программы.
12. Арифметические операции +, -, *, /, div, mod
13. Арифметические функции Abs(x), cos(x), pi, sqr(x)
14. Арифметические выражения Служат для обработки числовых данных и задают порядок вычисления значения.
15. Логические выражения Служат для сравнения различных данных и других логических действий.
Лист самооценки ученика
Фамилия, имя______________________________________________
Критерии Я справился с заданием.
Я с трудом справился с заданием.
Я не справился с заданием.
Найди пару
Деление на группы
Кластер
Задание на ПК
Приложение к уроку №3
Задача.
Уровень С
Найти среднее арифметическое трех вещественных чисел, заданных с клавиатуры.
1. Составить блок-схему алгоритма«Средне арифметическое трех чисел».
2. Перевести алгоритм в программный код языка Паскаль.
Уровень В
Найти среднее арифметическое трех вещественных чисел, заданных с клавиатуры.
1. Составить блок-схему алгоритма «Средне арифметическое трех чисел»
2. Исправить ошибки в программе.
program l;
in uses crt;
var
a, b, c: real;
begin;
clrscr;
wrаte('a='); read('a=');
wrаte('b='); read('b=');
wrаte('c='); readln('c=');
wrаte('Среднее арифметическое a, b и c = ');
wrаte(((a+b+c)*3):4:2);
readkey;
end.
Уровень А
Найти среднее арифметическое трех вещественных чисел, заданных с клавиатуры.
1. Заполнить блок-схему алгоритма «Средне арифметическое трех чисел»
2. Исправить ошибки в программе.
program l;
uses crt;
a, b, c: real;
begin
clrscr;
write(a=); read(a)
write(b=); read(b)
write(c=); readln©
write(Среднее арифметическое a, b и c = )
write(((a+b+c)/3):4:2)
readkey;
end.
Приложение к уроку №4
«Диктант значений» и деление на пары
1. Программа Последовательность инструкций и правил, которые сообщают компьютеру с помощью специального текста определенный порядок выполнения заданий.
2. write Оператор вывода данных.
3. read Оператор ввода данных.
4. End Ключевое слово, которым заканчивается любая программа.
5. Буквы латинского алфавита, цифры. Имя программы может состоять из …
6. Begin … end; Операторные скобки.
7. Алгоритм Понятное и точное предписание для исполнителя.
8. Основные блок-схемы Процесс, выбор, цикл, ввод, вывод
9. Вспомогательные блоки Пояснение, начало, конец, линии связи.
10. Линейный алгоритм Алгоритм в котором все действия выполняются один раз и последовательно друг за другом.
11. Алфавит языка Состоит из множества символов, используемых при составлении элементов программы.
12. Арифметические операции +, -, *, /, div, mod
13. Арифметические функции Abs(x), cos(x), pi, sqr(x)
14. Арифметические выражения Служат для обработки числовых данных и задают порядок вычисления значения.
15. Логические выражения Служат для сравнения различных данных и других логических действий.
|