Воскресенье, 22.12.2024, 11:40
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Педагогика и психология [8]
ИЗО и черчение [6]
Русский язык и литература [36]
Казахский язык и литература [61]
Иностранные языки [22]
Физика и математика [64]
Химия и биология [25]
История и география [26]
Технология труда и экономика [18]
НВП и физкультура [11]
Музыка и пение [9]
Начальная школа [47]
Внеклассная работа [6]
Самопознание [5]
Информатика [15]
Основы права [1]
Воспитательный час [6]
Доклады [6]
Авторские программы [6]
Работы учеников [2]
Нормативная база [1]
Презентации [10]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 400
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Файлы » Иностранные языки

Нестандартные уроки в начальной школе как условие эффективности современного урока
[ Скачать с сервера (44.0 Kb) ] 13.11.2014, 10:04

ЧСОУ “FRIENDSHIP”

 

 

 

 

 

Тема:

Нестандартные уроки в начальной школе как условие эффективности современного урока

Учитель начальных классов: Беспечная Вероника Павловна

Место работы: ЧСОУ "FRIENDSHIP"

г. Караганда
 
Нестандартные уроки в начальной школе как условие эффективности современного урока

                Одним из путей активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира является проведение нестандартных уроков. По определению И.П. Подласова, нетрадиционный (нестандартный) урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру». В разряд нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, заимствованные из внеклассных форм организации учебной работы. Отношения педагогов к таким формам проведения уроков различны: одни видят в них правильный шаг в направлении демократизации школы, другие, наоборот, считают такие уроки нарушением дидактических принципов, искажением структуры урока.

Необычные по замыслу и организации нетрадиционные уроки нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Такие уроки не только радость для младших школьников, но и определенный стимул, побуждающий интерес, вселяющий уверенность в свои силы и способности. Нетрадиционные уроки отвечают возрастным особенностям детей, полезны для их развития. Задания, которые получают младшие школьники на этих уроках (заполнить анкету, создать рекламу, взять интервью, подготовить доклад, провести экскурсию и другие), помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действуют на детей вдохновляющее и постоянно развивают их речь.
            По мнению Т.Б. Кропочевой, нетрадиционный урок не только может но и должен быть использован в начальной школе, в частности, на уроках окружающего мира. «Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Все это осложняет работу учителя. Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом нетрадиционные уроки» (Кропочева, 2002, с. 58).
          Нетрадиционные уроки приносят пользу лишь тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. Только проанализировав весь материал по предмету, который предстоит изучить в текущем учебном году, учитель сможет определить, какие уроки целесообразно провести в нестандартной форме. Чаще нетрадиционные уроки имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них (уроки-путешествия, интегрированные уроки, уроки-сказки и другие) можно использовать и при изучении нового материала.
         Проводятся нетрадиционные уроки не чаще одного-двух раз в четверть, обычно при завершении изучения какого-либо раздела окружающего мира, поэтому желательно ставить их по расписанию последними, так как дети увлекаются игрой, что может помешать проведению следующих уроков.

К данному виду урока готовится заранее не только учитель, но и весь класс, а иногда и родители.
         Нетрадиционные уроки можно объединить в следующие группы.

1. Уроки в форме соревнований и игр: викторина, КВН, конкурс и другие.

Урок-КВН проводится в форме соревнований между командами. Этапами урока являются задания для команд: приветствие, разминка, домашнее задание, практические задания, поединок капитанов и другие. Вопросы и задания по содержанию могут носить познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.

Урок-викторина предполагает индивидуальную работу учащихся и проводится, как и урок-КВН, с целью повторения учебного материала.

Уроки-игры могут быть построены по аналогии с одноименными телевизионными играми «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звездный час» и другие. Интересна и такая форма игры как «Крестики-Нолики». Учебная задача данных уроков – обобщение и систематизация знаний.

2. Уроки, напоминающие публичные формы общения: интервью, аукцион, конференция, телепередача и другие.

3. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие.

4. Уроки-путешествия.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: сказки. Такой вид нетрадиционного урока лучше проводить в 1-2 классах. Он может быть построен по сказкам В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, по русским народным сказкам, или учитель сам сочиняет новую сказку. Как и в любой сказке, на таком уроке должны быть положительные и отрицательные герои. В сказке должна быть завязка, кульминация и развязка.

6. Интегрированные уроки.
 

          Нестандартные урок – всегда праздник, праздник души, интеллекта. Провожу я их чаще при обобщении знаний учащихся, в конце изучения больших тем или в конце четверти, но хороший эффект дают нестандартные уроки и при изучении нового материала.

          Нестандартные уроки играют далеко не последнюю роль в развитии творческих способностей детей, позволяют повышать их познавательную деятельность, учитывая индивидуальные особенности. Уроки в школе – это значительная часть жизни детей, требующая элементарного комфорта, благоприятного общения. Однообразие урока вызывает скуку. Можно ли избежать этого? Как сделать урок эффективным? Поиск новых форм и приемов повышения эффективности урока – явление не только закономерное, но и необходимое.   Проведение нестандартных уроков позволяет повысить эффективность обучения, вызывает познавательный интерес к обучению, решает развивающие и воспитывающие задачи. На таких уроках учащиеся могут оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, свою самостоятельность, и совсем другое психологическое состояние. Именно на таких уроках удается создать атмосферу сотрудничества, создать оптимальные условия обучающимся в соответствии с их возможностями, сделать их активными участниками урока. Анализ педагогической литературы позволяет выделить более двадцати типов нестандартных уроков.

             В начальной школе активно используются уроки – путешествия, как уроки обобщения. Эти уроки красочные, на них применяется наглядность, элементы игр, во время проведения таких уроков дети необыкновенно активны, почти каждый получает оценку своим знаниям и серьезнее, ответственнее относится к изучению нужного материала. Особенно хочу остановиться на интегрированных уроках. Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.

          На интегрированных уроках повышается мотивация учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно), рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях, организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д., показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

         На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объёму материал. Приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных ситуациях, но и дают выход для появления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

          КВН, КВМ, интеллектуальные игры «Умники и Умницы», урок – зачет, урок-экскурсия, урок с элементами сюжетно-ролевой игры, урок – аукцион, урок- конкурс знатоков и т. д. Это далеко не весь перечень нестандартных уроков, используемых в начальной школе.

          Для младших школьников игра является ведущим типом деятельности, главным инструментом познания мира.

         Игра – это то, что делает детство золотым веком человеческой жизни, сказочной порой удивительных открытий. Игра – один из главнейших способов становления личности ребенка, овладения им основными навыками общения, формирования творческой индивидуальности. Слова Шиллера «Человек только тогда по-настоящему человек, когда играет», – отнюдь не броский парадокс: ведь именно в игре человек раскрывает свои порой дремлющие, неожиданные для окружающих возможности. Именно игра позволяет почувствовать истинную свободу творчества.

        Игру нельзя рассматривать только как развлечение, только как возможность заполнить несколько свободных минут. Каждая хорошая игра – это еще одна ступенька вверх по лестнице личностного развития (и не только ребенка, но и взрослого).

Элементы театрализации в процессе обучения.

Малыши на уроках быстро устают не только от сидения за партой, но и от невозможности общаться друг с другом, потому что нельзя нарушать тишину. Нужна коллективная игра, в которой каждый имеет возможность принять участие на равных с другими, привыкая к очередности без необоснованной обиды. Такой игрой может стать коллективное сочинение рассказа, сказки, невероятной истории. Чтобы дети не перебивали друг друга и не старались раньше времени вступить в игру, необходим предмет, который дает право говорить и передается в определенном порядке, заранее объявленным и принятым детьми как условие игры. Это может быть игрушка – герои сказки, мультфильма или символ «власти» – корона, скипетр, флажок им и т. д. В зависимости от выбранного предмета выстраивается содержание игры.

Еще один мощный «стимулятор» урока – интонация. Дети любят произносить фразы с различной интонацией. Особенно им нравится игра, требующая умения четко выговаривать различные скороговорки, которые надо сочинить самим. Сначала ребята выбирают определенную букву, затем собирают слова, в которых она встречается, и рифмуют их. Подобное задание позволяет улучшить дикцию ученика.

Например, очень простая скороговорка «Семь слонов сломали семь стульев и семь столов». Детям предлагается произнести ее с различными эмоциями и интонацией: радостно, грустно, весело, со страхом, осуждающе, поощрительно, гневно, недоуменно, с возмущением, иронично, жалуясь, ябедничая, по секрету, удивляясь, восхищаясь, невозмутимо, дразня…

В 1-м классе возникает еще одна проблема: дети не хотят учить стихи наизусть или испытывают трудности при этом. Такое случается, если ребенок с дошкольного возраста не приучен слушать и рассказывать стихи. Для того чтобы развить способность запоминать слова на слух в определенном порядке, мы играем в игры «Королевский бутерброд», «Венок», «Птичий рынок», «Собачья площадка», «Магазин». Их суть заключается в том, что на выбранную тему дети называют предметы. Каждый последующий игрок повторяет все предыдущие слова в том же порядке, в каком они были сказаны. Для своей игры вы можете выбрать любую тему. Например, играя в «Венок», мы перечисляем цветы.

Улучшению памяти, развитию речи, обогащению лексического запаса способствуют игры с рифмующимися словами, например, «Продавец слов», «Литературный магазин». Последнее название, которое придумали дети для этой игры, – «Супермаркет для поэтов». Ведущий – продавец слов – продает рифмы к словам, которые называют остальные участники. Игра строится как непрерывное стихотворение, которое управляется задаваемыми вопросами и ответами.

Иногда 10–15 мин веселой игры решают сразу несколько проблем. Скучные цифры и правила оживают, воплощаются в реальные действия и предметы. Используя таблички, картинки, настоящие предметы и игрушки, можно театрализовать условия задачи и решить ее как маленькую инсценировку. Запоминая правописание словарного слова, можно выстроить его из «живых» букв, а ту букву, которую нужно запомнить, выделить нарядом или действием, вызывающим ассоциации.

Сотрудничество в парах.

Умение сотрудничать играет большую роль в жизни ребенка. Успешное сотрудничество в паре способствует повышению эффективности работы и дает ощущение эмоционального комфорта, удовлетворение и радость от взаимодействия с другим человеком. Для этого можно предложить ребятам игру «Раскрашивание варежек». Раздаются шаблоны варежек. Одному на левую руку, другому – на правую. Нужно раскрасить свою пару варежек. У ребят только один набор фломастеров, время ограничено – 4 минуты. Дети должны договориться между собой, учесть желания свои и партнера. Обсуждение в группе имеет развивающее значение для каждого ребенка. Он сам анализирует свой опыт в паре и узнает о практике других. Таким образом, его личные знания обогащаются, он начинает понимать, как нужно работать в паре, чтобы добиться большей эффективности. Ребенок осознает и принимает идею договора.

Нестандартному уроку должна предшествовать тщательная подготовка. Для начала необходимо определить выгодно ли тратить достаточно сил и времени на подготовку нестандартного урока по теме, носящей прикладной характер, не имеющей особой практической ценности и не играющей большой роли при изучении темы.

Выбор класса, в котором будет проведен нестандартный урок, определяется его особенностями: уровнем обучаемости, работоспособностью, организованностью и другими. В одном классе учителю легче и интереснее работать, реализуя собственные возможности, апробируя новые идеи и задумки, творчески подходя к своему труду. В таком классе можно проводить уроки в любой нетрадиционной форме.

В другом по уровню подготовленности и обучаемости классе, использование нетрадиционных форм урока не только будет способствовать поднятию у учащихся интереса к предмету, но и позволит учителю успешно решить ряд задач учебного и воспитательного характера.

Разработка новых, продуктивных учебных технологий заслуживает самого пристального внимания, так как без обновления методов обучения, как и без обновления его содержания, невозможно решения задач, стоящих сегодня перед современной школой.

Урок может быть ошеломляюще нестандартным и вполне традиционным, азартно - увлекательным и размеренно – спокойным. Важно не это. Важно, чтобы форма высвечивала, а не затмевала содержание.

Литература:

1. Агафонова И.Н. Формирование у детей умения сотрудничать в паре// ж. «Управление начальной школой», № 3, 2009

2. Жиленкова О. Н. Урок математики с элементами экономики// ж. «Начальная школа», № 6, 2010

3. Макарова Т. А. В гостях у деда Всеведа// СОИУУ, Смоленск, 1996.

4. Минкин С. И., Удальцова Э. Д. Необыкновенный урок, или зеленый заяц, сирень и фантазия// СОИУУ, Смоленск, 1992

5. Содержание и методы современного урока: учеб. пособие. – Волгоград: ВА МВД России, 2009.

6. Чадова Н. А. Игры в обучении младших школьников// ж. «Управление начальной школой», № 2, 2009

7.  Якименко С. И., Абрамов В. В. Учебные сказки, уроки – сказки//НМО «Педагог», Витебск, 1996.

8.  Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе / Начальная школа, 2002. - № 1. – С. 57-63

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Категория: Иностранные языки | Добавил: Kairat
Просмотров: 1604 | Загрузок: 50 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика