Костанайская область
Карабалыкский район
ГУ «Карабалыкская СШ им.А.Кунанбаева»
Учитель истории: Нурмагазумова Гульжан Канзадиновна.
История Казахстана 7 класс.
ТЕМА УРОКА: Карлукский каганат (756-940гг.)
Цель: познакомить учащихся с историей Карлукского каганата, с территорией, этническим составом, хозяйством, культурой и причинами распада Карлукского каганата.
Задачи:
Образовательная: Раскрыть сущность политических событий и систематизировать знания учащихся.
Развивающая: Способствовать развитию формирования навыков работы с источниками, умение высказывать собственную позицию.
Воспитательная: Воспитать чувство патриотизма; показать учащимся значение каганата, который внес определенный вклад в тюркскую цивилизацию, в ее культуру и экономику.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент:
- Приветствие!
- Сообщение темы и цели урока.
2. Проверка домашнего задания:
1) Индивидуальная работа по карточкам
№1 Территория и население (напиши ответ)
Время существования Тюргешского каганата:
Территория каганата охватывала земли на юго-востоке Средней Азии начиная с города: Шаш
В Восточном Туркестане территория каганата доходила до городов:
Административный центр Тюргешского каганата:
Первые сведения о тюргешах встречаются в:
Основатель тюргешской династии:
Каган Ушлик разделил племена на две орды:
Столица Большой Орды:
Ставка Малой Орды на р.Или:
Тюргеши делились на две части:
№ 2 Внутреннее и внешнее положение каганата (напиши ответ)
Количество административных единиц в каганате:
Каждый административный округ должен был выставить в случае войны:
На западе каганат противостоял натиску:
С востока нависла опасность вторжения со стороны:
В борьбе с арабами тюрки действовали совместно с народами:
«Бодающимся» каганом арабы прозвали кагана:
Столицей каганата при Сулу стал город:
В 1717 г. Сулу посетил:
Своего сына Сулу женил на дочери:
Сам Сулу женился на дочери:
№3 Внутреннее и внешнее положение каганата (напиши ответ)
В 737 г. тюргеши одержали крупную победу над иноземными захватчиками в союзе:
Сулу был убит своим военачальником:
Полководец, изгнавший арабов из Согдианы в 720-721 годах:
После гибели Сулу каганом стал его сын:
Противостояние между чёрными и жёлтыми тюргешами длилось в течении:
В 748 году Суяб захватили:
В Атлахской битве близ Тараза тюргеше-арабские войска нанесли поражение китайским войскам в:
В 749-753 гг. власть в каганате захватил тархан:
В 756 году власть в каганате захватили:
№4 Хозяйство каганата (напиши ответ)
Основной вид хозяйства каганата:
Лучшие пастбища и водные источники принадлежали:
Центрами торговли в каганате являлись города:
Тюргешские монеты чеканили в:
Развитию торговли в каганате способствовал:
№5 Согдийцы в Жетысу (напиши ответ)
Ираноязычная народность, живущая в Средней Азии:
Переселение согдийцев в Жетысу связано :
Главные занятия согдийцев:
Известный учёный-востоковед:
Массовое переселение согдийцев в Жетысу произошло:
Переселившись в Жетысу, согдийцы:
Знаменитый тюркский учёный, живший в XI веке:
М.Кашгари писал, что согдийцы говорили:
2) Вопросы
Покажите на карте территорию Тюргешского каганата и найдите его столицу.
Какие племена входили в состав Тюргешского каганата?
В каком историческом памятнике встречаются сведения о тюргешах?
Расскажите о внутреннем положении Тюргешского каганата.
Расскажите о внешней политики каганата.
Какими видами хозяйства занималось население?
Какое историческое значение имело переселение согдийцев в Жетысу.
3. Изучение нового материала.
Учитель: дорогие ребята, сегодня мы совершим увлекательное путешествие по территории Карлукского каганата.
Тема нашего урока: Карлукский каганат (756-940гг.)
Ребята самостоятельно делятся на группы, каждая группа получает карточку с заданием.
1 группа: Географы – ваше задание: дать характеристику основным местам расселения племен и указать какие племена населяли каганат. (карта)
2 группа: Этнографы – ваше задание: определить на основании каких документов какие племена населяли предгорья Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи
3 группа: Политологи – ваше задание: исследовать политическое положение каганата.
4 группа: Исследователи– ваше задание: изучите хозяйство карлуков, докажите что у них было много городов.
Каждая группа представляет свой наработанный материал в виде схем, таблиц, карт, рисунков. Заслушав результаты работы каждой группы, дают оценку каждый в своей группе.
Подведение итогов урока.
4. Рефлексия:
Какую территорию включает в себя Карлукский каганат?
Как был создан Карлукский каганат?
Каким был этнический состав каганата?
Расскажите о хозяйстве каганата.
Каковы причины распада каганата?
5.Д/З читать и пересказывать текст по теме Карлукский каганат
6. Выставление оценок:
Учитель: На ваших столах лежат оценочные бланки с фамилиями, где вы сами выставите оценки друг другу за работу на уроке (выставляют оценки)
Урок окончен, желаю вам успехов на следующих уроках.
|