Урок на тему:« Внутреннее строение костистой рыбы.Лабораторная работа №6 Наблюдение за живыми рыбами. Изучение их внешнего строения. Определение возраста рыб по чешуе».
Цель урока: сформировать представление о внутреннем строении рыб.
Задачи урока:
Образовательные: закрепить знания об общих чертах хордовых, продолжить формирование представления о позвоночных животных на примере речного окуня, его внутреннего строения, сформировать представление о системах органов позвоночных.
Развивающие: развивать логическое мышления, умение сравнивать, выделять главное.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, культуру общения.
Оборудование: компьютерная презентация, компьютер.
Ход урока.
1 Изучение нового материала.-Здравствуйте, ребята!
Сегодня, работая на уроке, мы будем открывать очередную тайну биологической науки
Вспомните, с какими животными вы познакомились на прошлом уроке? (рыбы)
? Какое место они занимают в системе животного мира? (к какому типу и классу относятся)(Тип Хордовые Классу Костные) Молодцы, спасибо!
Какие особенности внешнего строения рыб вы узнали на прошлом уроке? (обтекаемая форма тела, наличие плавников, кожа покрыта чешуей и слизью и др.)
Сегодня на уроке мы проведем исследование, в ходе которого постараемся выяснить: «Внутреннее строение рыб»
Начнем знакомство с внутренним строением рыб - со скелета.
Как вы думаете, зачем нужен скелет? (опора, защита).
На слайде вы видите костный скелет рыбы. Из каких основных частей он состоит? Я предлагаю обсудить вам этот вопрос в парах, на обсуждение 1 минута. Слушаем ваши ответы……
А теперь посмотрим, так ли это. Да вы были правы, скелет рыбы состоит из черепа, позвоночника и скелета плавников (запишите в тетрадь).
В состав черепа входят: черепная коробка, верхние и нижние челюсти, кости глазниц, жаберные крышки.
А из чего состоит позвоночник рыбы? Молодцы, это позвонки.
Все ли они одинаковы в скелете рыбы? (нет)
Как мы видим, позвоночник рыбы состоит из разных позвонков, которые образуют два отдела: туловище и хвост. Туловищные позвонки особые, они состоят из тела и трех остистых отростков – один отросток направлен в вверх, а два смотрят вниз, к ним примыкают ребра.
Как вы думаете, ребята, а зачем нужны ребра? (правильно, для защиты внутренних органов.
В полости тела рыбы расположены органы и системы органов.
А какие системы органов вы уже знаете? (называют) Молодцы.
Продолжаем наше исследование. Перед вами пищеварительная система.
Какие органы образую пищеварительную систему? (ответы) Хорошо, молодцы, давайте посмотрим, правильно ли мы назвали органы пищеварительной системы.
Как вы думаете, какая особенность есть в пищеварительной системе рыбы, что отличает ее от других ранее изученных животных? Предлагаю это обсудить с соседом по парте или найти ответ в учебнике ( ) (ответ зубы) Запишите это в тетрадь.
Следующая система, с которой мы познакомимся – дыхательная.
Назовите основную среду обитания рыб? (водная) правильно.
Все водные животные имеют особый орган дыхания – жабры.
Рыбы постоянно заглатывают воду. Из ротовой полости вода проходит через жаберные щели, омывает жабры и из под жаберных крышек выходит наружу.
Жабры состоят: из жаберной дуги, тычинок и лепестков
Тычинки – защищают нежные жабры от засорения пищевыми частицами.
Лепестки – пронизаны мельчайшими кровеносными сосудами - капиллярами. Через стенки капилляров происходит газообмен: кровь насыщается кислородом, а в воду уходит углекислый газ.
Следующий объект нашего исследования – кровеносная система.
Какую особенность в строении кровеносной системы вы можете отметить? Предлагаю обсудить это с соседом (замкнутая, есть сердце, один круг кровообращения).
Сердце у рыб двухкамерное – состоит из предсердия и желудочка. Сердце сокращается очень слабо и редко – всего 20 ударов в минуту.
Крупные кровеносные сосуды рыбы это артерии и вены.
Какое определение вы бы дали кровеносному сосуду – артерия? Посмотрите на рисунок, может быть он вам поможет, или обсудите ответ в парах.
И так: артерия - это …
Вена - это… (запишите в тетрадь) щелчок определение на слайде.
Слаженную работу органов и систем органов, обеспечивает нервная система.
Какие особенности в строении нервной системы вы можете назвать? (состоит из г/м и с/м и нервов, отходящих от них; расположена на спинной стороне).
Головной мозг рыбы имеет пять отделов: продолговатый, передний, промежуточный, средний и мозжечок. Благодаря такому строению головного мозга у рыб возможно образование простых условных рефлексов.
Есть ли среди вас рыбаки? Объясните, для чего перед рыбалкой рыбу втечениии нескольких дней прикармливают? (правильно или объясняю сама)
Наблюдать образование простого условного рефлекса можно на аквариумных рыбах (рассказ).
Наше исследование продолжается я предлагаю вам выполнить лабораторную работу и проверить, что вы запомнили при изучении нового материала.
Лабораторная работа№6 Изучение их внешнего строения. Определение возраста рыб по чешуе
Цель работы: познакомиться с особенностями внешнего строения рыб; выявить черты приспособленности рыб к среде обитания.
Оборудование:
Ход работы.
Задание 1.
1. Опишите форму тела рыбы, какая она? Объясните, какое значение такая форма имеет в жизни рыбы?
2.Установите на какие отделы можно разделить тело рыбы, где находятся границы между ними? Как отделы тела соединяются друг с другом?
3.Подумайте может ли рыба повернуть голову в правую или левую сторону?
Задание 2.
1.Рассмотрите, чем покрыто тело рыбы. Как располагаются чешуи? Все ли они одинаковые? Подумайте, какое значение имеет такое расположение чешуи?
2.Пользуясь текстом и рисунком учебника, определите возраст рыбы по предложенной чешуе на рисунке.
3.Тело рыбы покрыто слизью. Найдите в тексте учебника чем выделяется и какое она имеет значение для жизни в воде?
4.Изобразите на рисунке расположение чешуи.
Сделайте вывод
Сегодня мы узнали, как устроены рыбы. Я хотела бы, чтобы вы не только на уроке, но и в жизни следовали этому девизу.
Спасибо вам ребята, мне было приятно с вами работать.
Д/З выучить термины
рефлексия
синквейн о рыбах
|