Воскресенье, 22.12.2024, 11:15
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Педагогика и психология [8]
ИЗО и черчение [6]
Русский язык и литература [36]
Казахский язык и литература [61]
Иностранные языки [22]
Физика и математика [64]
Химия и биология [25]
История и география [26]
Технология труда и экономика [18]
НВП и физкультура [11]
Музыка и пение [9]
Начальная школа [47]
Внеклассная работа [6]
Самопознание [5]
Информатика [15]
Основы права [1]
Воспитательный час [6]
Доклады [6]
Авторские программы [6]
Работы учеников [2]
Нормативная база [1]
Презентации [10]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Профессия учителя-это
Всего ответов: 423
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Файлы » Химия и биология

Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении химии, биологии
[ Скачать с сервера (121.0 Kb) ] 19.01.2013, 14:00
Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении химии, биологии

Общая средняя школа № 36 имени Казыбек би

Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении химии, биологии

Учитель химии, биологии высшей квалификационной категории:
Палжанова А.Ш.

Шымкент

Аннотация

В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.
Цели использования информационных технологий: 1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через: - развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером; - развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; - формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных). 2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: - подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности 3. Мотивация учебно-воспитательного процесса: - повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; - выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
В изучении школьного курса химии и биологии выделяют несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера: - наглядное представление объектов и явлений микромира; - изучение производств химических продуктов; - моделирование химического эксперимента и химических реакций; - система тестового контроля - подготовка к ЕНТ. Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств. Главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии – его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого.
Формы использования ИКТ:
1 Использование готовых электронных продуктов
2 Использование мультимедийных презентаций
3 Использование ресурсов сети Интернет
4Использование программного обеспечения ACTIVBoard (ПО предназначенное для интерактивной доски)
5 Использование ИКТ в сочетании с методом проектов
Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика?
- ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету;
- ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
- ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
- ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
- ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя?
ИКТ дают:
- экономию времени на уроке;
- глубину погружения в материал;
- повышенную мотивацию обучения;
- интегративный подход в обучении;
- возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
- возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
- привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Не в количестве знаний заключается
образование, а в полном понимании
и искусном применении всего
того, что знаешь.
Дистерверг

Введение

ХХI век - век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально - экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в ХХI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, обладать высоким уровнем толерантности. Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту задачу невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможности:
1.Вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс;
2.Совместная работа в сотрудничестве для решения разнообразных
проблем;
3.Широкое общение со сверстниками из других школ, регионов;
Свободный доступ к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.
И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства, в первую очередь глобальные телекоммуникационные сети Интернет.
Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. Это совершенно новое направление в школьной педагогике.

I. Организация учебного процесса с использованием информационно- коммуникационных технологий при обучении химии, биологии

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Необходимо, потому что урок с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет работать ученику в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет: а)обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, чертежи, рисунки и т.д.);
б)создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;
использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
в)организовать работу с электронным учебником на уроке;
применить учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
г)осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
д) организовать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;
е)разрабатывать тесты, используя готовые программы - оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.
В принципе, ученики сегодня готовы к урокам разных дисциплин с использованием ИКТ. Для них не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами и процессорами, ни использование ресурсов Интернета, ни компьютерное тестирование. Со всем этим ученики знакомятся на уроках информатики, здесь они получают как представление о возможностях тех или иных ИКТ, так и конкретные практические умения.
Проводятся ли сегодня уроки с использованием ИКТ по другим дисциплинам, кроме информатики? В нашей школе да. Да и то только некоторая часть учителей заинтересована в применении ИКТ. Почему?
Сегодня основная проблема в учителях - не все из них готовы (не могут или не хотят) использовать ИКТ на своих уроках, не хотят уходить от традиционных методов обучения. Вторая проблема заключается в недостаточной обеспеченности школ современными компьютерами и компьютерными программами.
Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляет использование ИКТ.
Информационные технологии позволяют:
1 построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;
2 коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;
3 рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно- воспитательного процесса;
4 использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
5 изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и химических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;
6 представлять в удобном для изучения масштабе различные физические и химические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
7 проводить лабораторные работы в условиях имитации реального опыта или эксперимента.

1.Цели и задачи использования ИКТ

В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.
Цели использования информационных технологий:
1.Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:
развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).

2.Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности
3. Мотивация учебно-воспитательного процесса:
повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

2.Направления использования ИКТ

В изучении школьного курса химии и биологии выделяют несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:
1.наглядное представление объектов и явлений микромира;
2.изучение производств химических продуктов;
3.моделирование химического эксперимента и химических реакций;
4.система тестового контроля
5.подготовка к ЕНТ.
Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.
Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств.
Но я считаю, что главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии – его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого.

Знает каждый до полной ясности,
Что опасно в лаборатории:
Чуть ошибся, и в крематории.
Ну, а здесь ты как в санатории,
Это техника – без опасности!

3.Формы использования ИКТ

1 Использование готовых электронных продуктов
позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.
2 Использование мультимедийных презентаций
позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. На сегодняшний день мною разработано 180 презентаций по 60 темам, для уроков химии и биологии.
3 Использование ресурсов сети Интернет.
Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.
4 Использование интерактивной доски и программного обеспечения ACTIV board (ПО, предназначенное для интерактивной доски).
Преимущества для преподавателя:
позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса.
поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.
позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.
вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для учащихся:
1)делает занятия интересными и развивает мотивацию.
2)предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
3)учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
4)позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.
5)учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
6)отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями.

II.Методика применения возможностей ИКТ на уроках химии,
биологии

В 2009 году я прошла курсы по использованию интерактивного оборудования в учебных классах и уже третий год применяю на своих уроках химии, биологии ИКТ. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных организованных заданий, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами уроков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности. Это следует из того, что учащийся управляет работой программы за компьютером ( на интерактивной доске). На традиционном уроке учитель четко по времени разделяет этапы урока и отводит определенное время на решение каждой задачи. При этом некоторые учащиеся < уже все сделали, что дальше?>, а другие не успевают за учителем. Следовательно, на таких уроках у нас есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, а также индивидуальное обучение каждого ученика. В начале хотелось бы остановиться на методике преподавания химии.
Химия – очень непростой предмет. И если несколько лет назад интерес к предмету прививался через проведение демонстрационных и практических работ, то сейчас весь запас реактивов во многих школах практически исчерпан, часть экспериментов и явлений демонстрировать в школьных условиях просто небезопасно. Кроме того, задачей учителя химии является развитие пространственного воображения ребенка, умение «увидеть» невидимое, смоделировать химические процессы.
Все это легко решают уроки с использованием интерактивной доски.
Работа с доской:
облегчает работу учителя при создании наглядных пособий;
организации фронтального контроля;
позволяет многократно демонстрировать видеозаписи химических опытов.
Подсветка и затемнение экрана акцентируют внимание учащихся при объяснении нового материала, удачно используются в контроле знаний.
Средства записи и копирования позволяют:
создать преемственность и непрерывность подачи материала от урока к уроку, создавать дидактические материалы и конспекты уроков для самостоятельной работы учащихся, записывать ход урока и решение задач для последующего анализа и использования, динамично и наглядно продемонстрировать аналогии и противоположности свойств и качеств химических элементов и веществ.
Перемещение объектов по доске вручную позволяет:
конструировать молекулы, рассматривать их со всех сторон, моделировать химические превращения, расставлять коэффициенты химических уравнений.
Инструменты интерактивной доски делают урок наглядным, ярким, запоминающимся.
Использование интерактивной доски меняет подход к учению, создают новые возможности и для учителя и для ученика:
Это развитие воображения, творческих способностей ребенка;
Это возможность организовать коллективную и групповую работу, используя приемы проблемного обучения;
Это возможность работать эстетично и интересно, почти играя, изучать такой сложный предмет – химия.
С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное ПО, текстовые редакторы, CD и DVD, Интернет, изображения, видео-файлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей, ПО для интерактивной доски. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Работа с интерактивной доской позволяет учителю проверить знания учащихся, вовлечь их в дискуссию, организовать работу в группах.
Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Файлы или страницы нужно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Страницы размещаются сбоку экрана, как эскизы, учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия.
Разработка школьных заданий с помощью интерактивной доски помогает в создании содержательных и наглядных заданий, захватывающих внимание всех учеников в классе. Для этого в нем есть все необходимые средства.
Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления.
Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать. На интерактивной доске можно организовать лабораторную работу при отсутствии натуральных объектов.
Аудио- и видео- вложения значительно усиливают подачу материала: можно захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи.
Доска помогает учащимся группировать идеи, определять достоинства и недостатки, сходства и различия, подписывать рисунки, схемы и многое другое.
Текст, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Часть экрана легко скрыть и показать его, когда будет нужно. Инструмент "прожектор" позволяет сфокусировать внимание на определенных участках экрана.
Объекты можно вырезать, стирать с экрана, копировать, вставлять, действия – отменять или возвращать.
Страницы можно просматривать в любом порядке, демонстрируя определенные темы урока или повторяя то, что плохо усвоено, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую.
«До чего дошел прогресс!» – пелось в одной популярной детской песенке. Действительно, когда-то в школах ученики писали перьями, а шариковые ручки считались диковинкой. Сейчас же даже компьютером в учебном классе никого не удивишь. А вот интерактивная доска, недавно появившаяся в нашей школе – настоящее чудо. Так далеко технический прогресс еще «не забирался». У такой доски чувствуешь себя великим полководцем! Чтобы понять, надо увидеть. В кабинете химии на месте привычной зеленой классной доски висит огромный плоский монитор двухметровой длины. Напротив него расположен мультимедийный проектор, который проецирует изображение на монитор. В принципе, интерактивная доска очень похожа на обычный компьютер, только с большим экраном. Роль привычных мелков выполняет электронный маркер. С его помощью на экран можно выводить картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, использовать видео и анимацию, выделять важные моменты цветом и работать с любыми компьютерными программами.
Теперь, когда в школу пришли новые технические средства, мне пришлось немного изменить стиль своей работы. В нашей школе появилась возможность соединить в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями.
Для того, чтобы освоить это чудо техники пришлось немного потрудиться:
Пройти курс пользователя ПК (компьютерные курсы);
Обладать высоким уровнем мотивации;
Освоить возможности инструментов мультимедийных технологий (заниматься самообразованием);
Заниматься апробацией электронных изданий и инструментов интерактивной доски;
Определить место и количество уроков в рабочих программах;
Создать разработки уроков с использованием интерактивной доски;
Обмениваться опытом использования интерактивной доски на уроках химии между педагогами школы и города;
Уметь использовать интеграцию различных предметных областей;
Планировать ожидаемый результат.

1.Алгоритм подготовки урока с использованием интерактивной доски

Заранее определяется тема урока с использованием доски в тематическом планировании на учебный год;
Определяются цели и задачи урока и его тип;
Продумываются этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;
Согласовывается режим работы мультимедийного кабинета с педагогами, которые планируют мультимедийные уроки (с учетом нагрузки по классам);
Заранее подготавливаются учащиеся к восприятию урока с использованием инструментов интерактивной доски;
Подбираются электронные издания;
Конструируется свой урок на основании электронных изданий или создается урок с помощью инструментов интерактивной доски;
Компьютерные программы предоставляют достаточно дидактики и для слабого ученика, и для мотивированного ученика. Я предполагаю, что наилучший результат работы с любой компьютерной программой приносит именно этим двум крайним категориям учащихся. Слабые ученики успевают сделать немного, но получают удовлетворение от своего учебного труда. Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей, проявить инициативу и углубиться в поисковую работу. На уроках и факультативах по химии , биологии и во внеурочное время использую такие электронные учебники, как <Химия.1С Репетитор>, <Виртуальная лаборатория> и др. Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи:
усвоить базовые знания по предмету,
систематизировать усвоенные знания.
психологически настроить на атмосферу экзамена,
натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы,
сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием компьютера,
сформировать навыки самоконтроля,
сформировать мотивацию к учению в целом и к химии в частности,
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,
обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.
Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках химии становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядным и интересным. Использование ИКТ на уроках химии позволит интенсифицировать деятельность учителя и ученика; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Компьютер дает педагогам новые инструменты:
интерактив – поочередное высказывание каждой из сторон, в широком смысле – от выдачи информации до произведенного действия;
мультимедиа – представление объектов и процессов с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. во всех известных сегодня формах (мультимедиа среда обладает высокой информационной плотностью);
моделинг – представление внешних объектов и методов взаимодействия с ними пользователя наряду с имитационным моделированием изучаемых явлений и процессов;
коммуникативность – возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, контроль за состоянием процесса (достигается объединением компьютера в локальные и глобальные сети);
производительность (автоматизация рутинных нетворческих операций).
Все описанные инструменты на уроке используются не в одиночку, а в совокупности, причем интерактив является обязательным. Без интерактивности компьютер превращается в простое техническое средство обучения. Однако, применение компьютера и как ТСО дает больший образовательный эффект при использовании учителем подготовленных слайдов презентаций для предъявления информации в сравнении с ее визуальным "бумажным” или "меловым” представлением. Средства визуальной наглядности должны помогать организации деятельности обучаемых и содержать элементы управления этой деятельностью.
Учитывая значимость овладения информационной культурой в современном мире, высокий интерес учащихся (особенно старших классов) к компьютерным технологиям и растущий уровень компьютеризации школ, для решения поставленных задач представляется целесообразным активное внедрение в учебный процесс мультимедийных программных продуктов. Химия занимает центральное место среди наук о природе и обладает фантастической созидательной силой. Уникальность химии заключается в том, что она не только изучает то, что дано природой, но и сама создает для себя новые и новые объекты исследования, в этом отношении химии нет равных среди других наук.
Особенности предмета «Химия» определяют актуальность использования мультимедиа технологий для изложения материала.
Термин « мультимедиа» происходит от английского слова multimedia, что можно перевести как « многие среды» ( multi – много и media – среда ).
Мультимедиа технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук. Важной её особенностью является интерактивность – отведение пользователю в диалоге с компьютером активной роли. Несколько лет назад я со своими коллегами освоила программу Power Point и часто использую свои презентации на разных этапах урока. Электронная доска позволяет во время объяснения вносить маркером дополнения, пояснения и сохранять или не сохранять записи прямо в слайде.

2.Компьютерная презентация

Компьютерная презентация – это один из типов мультимедийных проектов. Она часто используется при выступлениях на конференциях и совещаниях, во время проведения различных выставок, в рекламе.
Компьютерная презентация состоит из последовательности электронных страниц (слайдов), содержащих мультимедийные объекты: текст, графику, анимацию, видеоматериалы, звуковое сопровождение. В процессе просмотра может быть установлен различный порядок представления слайдов. Для осуществления переходов между слайдами используются или управляющие кнопки или гиперссылки.
Использование компьютерных презентаций в учебном процессе позволило определить назначение презентаций.
Мультимедийные презентации следует отнести к наиболее эффективным формам представления учебного материала .
Данная форма позволяет представить материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия у учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации я вижу, прежде всего, в формировании у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Кроме того, при наличии принтера они легко превращаются в твердую копию. Использование презентаций позволяет, на мой взгляд, построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиции целостности. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом презентация выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. При изучении новой темы по химии важно, как и посредством кого передается сообщение. Следует заметить, что любое получаемое сообщение преломляется через призму опыта, знаний, склонностей, эмоционального состояния на момент передачи информации.
Излагая новую тему, я демонстрирую презентацию, а учащимся предлагаю подобрать любой материал, соответствующий изучаемой теме. Объем, вид и способ представления не регламентирую. Это может быть устное сообщение, доклад, компьютерная презентация, публикация и т.д. Это создает атмосферу заинтересованности каждого учащегося, стимулирует их к использованию различных способов выполнения заданий, а также позволяет проявить инициативу, самостоятельность, т. е. получить возможность для естественного самовыражения. Это стимулирует интерес к предмету и делает обучение осмысленным и эффективным. Результаты бывают, порой, весьма неожиданные. Так, например, при изучении темы « Кальций. Соединения кальция », учащимися 10 «Д» класса был собран материал с использованием СМИ и Интернета. Такой подход позволяет объяснить научную информацию на языке материала глазами учащегося. Преподаватель выступает лишь в роли консультанта.
Такой вид применения информационных технологий в процессе обучения позволяет самим учащимся структурировать учебный материал, проводить самостоятельный поиск дополнительной информации и творчески осмыслить программный материал.
Творчество — высшая форма деятельности ученика. Поэтому, для проведения уроков с использованием ИКТ даю ученикам опережающие задания: изучить тему и составить презентацию, содержащую таблицы, схемы, графики, рисунки, фотографии, опыты для её представления на уроке. Таким образом, учащиеся имеют возможность выбрать любую тему по программе и создать презентацию самостоятельно или в паре по изученному на уроках химии материалу. Материалы и слайды этой презентации ученики используют при представлении темы на уроке. Поэтому они не боятся выступать по новой теме, имея такие «шпаргалки».
Таким образом, учениками подготовлены презентации к урокам по темам:
«Синтетические моющие средства»;
«Строение и работа сердца»;
«Классификация неорганических веществ»;
«Металлы»;
«Неметаллы» и др.
Кроме того, использую данный вид заданий для обобщения тем по химии, биологии . Тогда ученики закрепляют изученный на уроке теоретический материал, систематизируют, обобщают и анализируют его, дополняют новыми фактами, о которых не шла речь на уроке; идёт углубление теоретических основ материала, повышается уровень информационной культуры, интерес к изучению химии, биологии. И как следствие, повышается качество знаний учащихся.
Важным в моей работе является личностно-ориентированный подход к обучению, развитие индивидуальности и субъектности обучающегося, проектирование и становление его профессиональных знаний. Нравственное и воспитательное значение такой работы трудно переоценить. Обучающиеся обсуждают, что понравилось (не понравилось) и почему, выделяют то, что больше всего их привлекает, и представляют материал в близкой для себя манере. Практика показывает, что во время урока, в зависимости от его построения, нет необходимости сообщать перегруженные знания. Даже однотипный материал необходимо представлять с разных точек зрения. Слайды, компьютерная графика , видеофрагменты усиливают запоминание. Неоднократное повторение помогает обучающимся лучше усвоить материал, а разные акценты позволяют по разному преподносить его в зависимости от особенностей восприятия и мышления обучающегося.
При проведении уроков химии важное место отводится практическим работам, которые требуют большой предварительной подготовки как со стороны учителя, так со стороны учеников. Накануне учитель дает задание учащимся ознакомиться с содержанием практической работы в учебнике, для того чтобы они вспомнили ключевые моменты темы, представили себе последовательность работы. Но добросовестно к практической работе готовятся лишь немногие учащиеся. Для того чтобы у школьников создать ситуацию успеха при проведении практической работы, учитель во внеурочное время вместе с заинтересованными учениками записывает весь ход практической работы с помощью цифровой видеокамеры, а затем вставляет в презентацию отдельными фрагментами. Перед проведением практической работы учащимся излагаются цель, задачи. Порядок работы проговаривается учениками, учитель демонстрирует на экране видеофрагменты практической работы, обращая внимание на правила безопасной работы с оборудованием и реактивами, технические особенности выполнения опыта, возможные признаки химической реакции. Учащиеся имеют возможность сравнить, закрепить изученное дома содержание и увиденное на экране. После такого инструктажа все учащиеся безошибочно выполняют практическую работу, записывают увиденные наблюдения, уравнения химических реакций, делают выводы. В итоге успешно выполненной работы у школьников появляется интерес к изучению предмета, и как следствие этого качество обучения повышается. Особенностью химии, как предмета, является обязательное присутствие химического эксперимента, Но многие опыты не могут быть продемонстрированы на уроках, и на это существует масса причин:
отсутствие необходимых реактивов;
чрезмерная опасность проведения некоторых опытов;
большие затраты времени на проведение некоторых опытов и т.д.
Поэтому на уроках химии я применяю цифровые образовательные ресурсы различных коллекций, которые можно найти на отдельных сайтах, электронных носителях. Нахожу нужные мне химические опыты, и вставляю в отдельные слайды презентаций и затем использую их на уроках. Не лишним будет еще раз отметить, что преимуществом такой демонстрации эксперимента является лучшая видимость, безопасность при проведении, возможность повторения с любого этапа эксперимента.
Следует отметить, что мы подошли к такому этапу развития профессионального образования, когда практически ни один современный урок химии, биологии уже не может быть таковым без использования разнообразных форм, методов и приемов использования ИКТ.
Для того чтобы ученик воспринимал знания, как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный ощутимый результат.
Мне очень нравится возможность создавать интерактивные конспекты в программе доски: многие из них использую с разными целями: сначала – при объяснении нового материала, затем – при контроле. Очень удобно, что все, что делается на доске, можно сохранять, распечатывать.
Проведение уроков с мультимедийной поддержкой позволяет сэкономить время, а, следовательно, выполнить на уроке большой объем работы, приводит к профессиональному росту, позволяет раскрыться учащимся в новом качестве. Наблюдая за учащимися на уроке, убеждаюсь в том, что им интересно. Они не чувствуют усталости, их внимание сконцентрировано на выполнении того или иного задания. Радуют и результаты таких уроков. Каждый учащийся может на уроке получить оценку, да и сами учащиеся оценивают свою работу и работу преподавателя на уроке самыми высокими баллами.
Находить пути эффективности современных уроков мне помогает профессионально-педагогическое самосовершенствование. Педагог, если не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, не просто отстает, он тянет назад, затрудняет решение задач поставленных перед современным обществом и тормозит продвижение образования вперед.
Как сказал великий Конфуций: "Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем".
Я стараюсь не останавливаться на достигнутом, так вместе с учителями физики и русского языка провела открытые интегрированные уроки, используя компьютерные презентации.
В 8 «Д» классе с учителем физики Азимовой Ш.С. провели интегрированный урок на тему: « Глаз - оптический прибор» ( биология + физика). В 9-х классах с учителем русского языка и литературы Хангельдиевой М.О. провели интегрированный урок на тему: « Осень глазами поэта и ученого.» ( русская литература + биология).
Также я провожу внеклассные мероприятия. Так в прошлом году провела внеклассное мероприятие, посвященное 65-летию Великой Победы .Презентация этого урока была представлена в республиканском конкурсе « Лучший цифровой образовательный ресурс.»
Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:
умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
умение работать в группе;
умение находить информацию в различных источниках;
коммуникативная компетентность;
осознание полезности получаемых знаний и умений.
В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление.
В настоящее время благодаря новым информационным технологиям общаюсь с учителями других городов. Мы размещаем свои уроки на различных сайтах, получаем помощь в дальнейшем обучении и использовании интерактивного оборудования .

3. Метод проектов

С использованием в школе компьютерных технологий для учителей открылись новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса школьников к изучаемому предмету. Одним из примеров педагогических технологий, имеющих богатый потенциал, является метод проектов. Метод проектов в нашей школе реализуется не только с помощью традиционных средств: книг, справочников, энциклопедий и т.д., но и благодаря использованию ИКТ.
Применение технологии проектного обучения позволяет решить задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся, приобретают коммуникативные умения, работая в группе, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач. В преподавании химии и биологии метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности по предмету.
В методе проектов я выделяю несколько этапов:
Прежде всего, учащимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работать. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблему. Постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования.
Выполнение проекта в соответствии с поставленными задачами. Здесь у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников.
Подведение итогов работы. Этот этап дает возможность учителю выработать у школьников умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, научить решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве.
Подготовка защиты работы. Учащиеся самостоятельно готовят мульдимедийную презентацию проекта, выстраивают систему доказательств.

4. Презентация проекта

Данный этап имеет цель: предоставить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, доказать правильность и рациональность решения, что позволяет развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации.
Подводя итог, следует сказать, что использование компьютера на школьном уроке имеет большое значение:
1экономит время:
2 доступность учащимся самой современной информации по предмету;
3 возможность обратной связи с каждым учеником;
4 наглядность представленного учебного материала;
5 возможность развития пространственного мышления по предметам естественно-математического цикла;
6 оперативность получаемой информации;
7позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации, путем ориентации учения на успех ( позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружелюбностью машины по отношению к ученику.
Используя компьютерную технику, учитель интенсифицирует процесс обучения, делает его более наглядным и динамичным. Эффективное использование компьютера на уроке, умелое сочетание педагогического мастерства и возможностей компьютерной техники позволяет учителю повысить качество знаний учащихся.
Использование ИКТ в целом процессе обучения обеспечивает:
Интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса;
Многоаспектное развитие школьника;
Подготовку выпускника школы к жизни в условиях информационного общества;
Реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.
И конечно же хотелось бы, чтобы каждый кабинет химии, биологии был подключен к сети Интернет. А любой учитель или ученик мог воспользоваться образовательными ресурсами сети Интернет.
Приведу лишь некоторые Интернет-ресурсы по химии :
1 Химия и жизнь: научно–популярный журнал http://www.hij.ru
2 Алхимик http://www.alhimik.ru
3 Азбука веб-поиска для химиков http://www.chemistry.bsu.by/abc
4 Аналитическая химия http://www.geocities.com/novedu
5 Курс органической химии за 10 класс http://formula44.narod.ru
6 Мир химии http://www.chem.km.ru
7 Органическая химия http://cnit.ssau.ru/organics
8 Открытый колледж: химия http://www.chemistry.ru
9 Химия для всех http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html
10 Экспериментальная химия http://www.chemexperiment.narod.ru
11 Электронная библиотека по химии http://www.chemnet.ru/rus/elbibch.html
12 Репетитор по химии http://chemistry.nm.ru
13 Информация по химии http://www.chemrar.ru
14 Газета "Химия” http://www.1september.ru
15 Тестирование по химии http://kokch.kts.ru/cdo
и т.д.

III. Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что с помощью информационных технологий мы воздействуем на зрительное и слуховое восприятие учащихся, концентрируем их внимание наглядностью, которая на уроках химии, биологии часто отсутствует. При создании презентации развиваются творческие способности учащихся. Используя возможности компьютера, преображаем дидактические материалы, создаем базу данных учителя химии, биологии и используем новый вид учебников – электронные учебники. Мною используются на уроках следующие электронные учебники:
Обучающий программно - методический комплекс на CD – R "1С: Образовательная коллекция. Общая и неорганическая химия. 10 – 11 класс”;
Обучающий программно - методический комплекс на CD – R "1С: Образовательная коллекция. Химия. Базовый курс. 8 – 9 класс”;
Обучающий программно - методический комплекс на CD – R "Виртуальная лаборатория.8 класс”;
Обучающий программно - методический комплекс на CD – R "Виртуальная лаборатория.9 класс”;
Обучающий программно - методический комплекс на CD – R "1С: Образовательная коллекция. Органическая химия. 10 – 11 класс.
Все это положительно сказывается на учебе учащихся по химии и
биологии. Использование разных форм ИКТ в систему уроков химии и биологии, способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:
способствует повышению познавательного интереса к предмету;
содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения. Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.

Литература:

1. С.В.Дендебер, О.В.Ключникова <Современные технологии в процессе преподавания химии>, Москва 2007 год
2. Материалы сети Интернет
3. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 2002 г.
4.Велихов Е.П.Новая информационная технология в школе//Информатика и образование. 1986. № 1.
5.А.Н. Семин. Компьютер в жизни учителя: расширение горизонтов творчества//Химия в школе. 2006. № 8.
6.По материалам журнала "National Wildlife" (США). Сайт: contex.narod.ru/moll/nautilus.html.
Категория: Химия и биология | Добавил: Kairat
Просмотров: 7213 | Загрузок: 601 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика