Автор-Назымко Наталья Петровна учитель химии школа-гимназия имени Жамбыла города Шу Тема урока: «Общие свойства металлов». Тип урока: обобщение знаний. Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о металлах, зависимости свойств металлов от их строения, привести в единую систему знания о химических свойствах металлов. Задачи урока: 1. Закрепить умение давать общую характеристику металлам по их положению в периодической системе. 2. Сравнить основные свойства металлов со свойствами неметаллов, с точки зрения строения атомов. Объяснить причину активности. 3. Научить записывать уравнения реакции, характеризующие химические свойства металлов. 4. Закрепить умение делать выводы из наблюдений по опыту.
Оборудование: Реактивы: металлический натрий, вода, фенолфталеин, пинцет, скальпель, фильтровальная бумага. Электрохимический ряд напряжений металлов. Интерактивное оборудование.
План урока 1. Повторить знания о положении металлов в периодической системе, строении атома. 2. Обобщение знаний о свойствах металлов: • физические свойства металлов, с т.з. строения атома; • особенности химических свойств металлов • проведение демонстрационного эксперимента; • демонстрационные видео-опыты 3. Закрепление материала, компьютерное тестирование. Ход урока. 1.Вводное слово учителя о целях и задачах урока. 2.Подготовка учащихся к обобщению материала. Вопросы: 1. Каково расположение металлов в периодической системе, объясните причину более широкого распространения металлов, чем неметаллов? (слайд №1) 2. Из каких частиц состоят атомы металлов? 3. Что вы можете сказать о радиусе атомов металлов? 4. Сколько электронов находится на внешнем уровне атомов металлов? 5. Какие выводы мы можем сделать из вышесказанного? (слайд №2) 3. Рассмотреть изменение восстановительных свойств металлов по положению их в периодической системе. Сделать выводы. (слайд№3). Выполнить задание: У какого из элементов ярче восстановительные свойства и почему? У Rb или Sr; Ca или Ва. 4.Рассмотреть изменение физических свойств металлов по положению их в периодической системе. Сделать выводы. (слайд №4). Выполнить задание: расположите в порядке возрастания физических свойств ( твердость, t плавления, t кипения) следующие металлические элементы: А) Ba, Mg, Sr, Ra,Ca; В) Al, Ca, K, Na, Li. 5. Обобщение знаний химических свойств металлов. (слайд №5). Если металлы обладают восстановительными свойствами, то они будут вступать в реакции с различными окислителями. Окислителями могут выступать неметаллы (кислород, галогены, сера и др.), катионы водорода Н+ и катионы других металлов. Далее поочередно рассматривается взаимодействие металлов с вышеперечисленными веществами. Работа с опорной схемой (слайд 6). 1. Взаимодействие с неметаллами. Составить окислительно-восстановительные реакции взаимодействия металлов с неметаллами. Объяснить процессы. 2. Взаимодействие с водой. Щелочные и щелочноземельные металлы легко реагируют с водой, восстанавливая катионы водорода до свободного водорода, и образуют при этом растворимые гидроксиды – щелочи: Демонстрационный опыт: Взаимодействие натрия с водой. В фарфоровую чашку наливаем 10 мл воды. Вынимаем пинцетом из банки с керосином кусок натрия и на фильтровальной бумаге отрезаем кусочек величиной с горошину. Осушаем поверхность фильтровальной бумагой и осторожно (!) помещаем в фарфоровую чашку с водой. С помощью фенолфтолеина определяем характер среды полученного раствора. Отмечаем наблюдения. Учащиеся самостоятельно составляют уравнения реакций. Делают вывод. 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2↑ Менее активные металлы, например железо, взаимодействуют с водой только при нагревании: 3Fe + 4H2O = Fe3O4 + 4H2↑ При этом получается оксид железа Fe3О4, который представляет собой смесь двух оксидов FeО∙Fe2О3. Его называют железной окалиной. Ag, Au, Pt, Hg, Cu с водой не взаимодействуют. По восстановительной способности, металлы располагаются в ряд, который называют электрохимическим рядом напряжений: К, Ca, Na, Mg, Al, Zn, Fe, Ni, Sn, Pb, (H2), Cu, Hg, Ag, Au 3. Взаимодействие металлов с кислотами (слайд №7) Демонстрационный видеоопыт: Взаимодействие меди с серной кислотой. После просмотра учащиеся самостоятельно составляют уравнения реакций и сверяют с уравнениями в презентации. Вывод: Ме, стоящие в ряду напряжений левее водорода, вытесняют его из растворов кислот, а стоящие правее – не вытесняют водород из растворов кислот. Это правило соблюдается, если в реакции металла с кислотой образуется растворимая соль, а на щелочные металлы правило не распространяется, так как они легко взаимодействуют с водой. Концентрированная серная кислота и азотная кислота любой концентрации реагирует с металлами по-особому, при этом водород не образуется. 4. Взаимодействие с солями. Zn + CuSO4 = ZnSO4 + Cu Cu + ZnSO4 ≠ Вывод: Каждый металл вытесняет из растворов солей другие металлы, находящиеся правее него в ряду напряжений, и сам может быть вытеснен металлами, расположенными левее. Компьютерное тестирование ( 5 мин.)
Домашнее задание:& Задача № 1. Химический элемент образует оксид состава Э2О молярная масса которого 94 г/моль. Определите этот элемент, назовите его свойства.
Задача № 2. При взаимодействии 4 г. двухвалентного металла с бромом получили 20 г. его бромида. Определите, какой это элемент.
|