Воскресенье, 22.12.2024, 11:24
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Педагогика и психология [8]
ИЗО и черчение [6]
Русский язык и литература [36]
Казахский язык и литература [61]
Иностранные языки [22]
Физика и математика [64]
Химия и биология [25]
История и география [26]
Технология труда и экономика [18]
НВП и физкультура [11]
Музыка и пение [9]
Начальная школа [47]
Внеклассная работа [6]
Самопознание [5]
Информатика [15]
Основы права [1]
Воспитательный час [6]
Доклады [6]
Авторские программы [6]
Работы учеников [2]
Нормативная база [1]
Презентации [10]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Профессия учителя-это
Всего ответов: 423
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Файлы » Химия и биология

Тема урока: «Общие свойства металлов».
15.05.2013, 21:32
12:45
Тема урока: «Общие свойства металлов».
Автор-Назымко Наталья Петровна 
учитель химии
школа-гимназия имени Жамбыла города Шу 
Тема урока: «Общие свойства металлов». 
Тип урока: обобщение знаний. 
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о металлах, зависимости свойств металлов от их строения, привести в единую систему знания о химических свойствах металлов. 
Задачи урока: 
1. Закрепить умение давать общую характеристику металлам по их положению в периодической системе. 
2. Сравнить основные свойства металлов со свойствами неметаллов, с точки зрения строения атомов. Объяснить причину активности. 
3. Научить записывать уравнения реакции, характеризующие химические свойства металлов. 
4. Закрепить умение делать выводы из наблюдений по опыту. 

Оборудование: 
Реактивы: металлический натрий, вода, фенолфталеин, 
пинцет, скальпель, фильтровальная бумага. 
Электрохимический ряд напряжений металлов. Интерактивное оборудование. 

План урока 
1. Повторить знания о положении металлов в периодической системе, строении атома. 
2. Обобщение знаний о свойствах металлов: 
• физические свойства металлов, с т.з. строения атома; 
• особенности химических свойств металлов 
• проведение демонстрационного эксперимента; 
• демонстрационные видео-опыты 
3. Закрепление материала, компьютерное тестирование. 
Ход урока. 
1.Вводное слово учителя о целях и задачах урока. 
2.Подготовка учащихся к обобщению материала. 
Вопросы: 
1. Каково расположение металлов в периодической системе, объясните причину более широкого распространения металлов, чем неметаллов? 
(слайд №1) 
2. Из каких частиц состоят атомы металлов? 
3. Что вы можете сказать о радиусе атомов металлов? 
4. Сколько электронов находится на внешнем уровне атомов металлов? 
5. Какие выводы мы можем сделать из вышесказанного? (слайд №2) 
3. Рассмотреть изменение восстановительных свойств металлов по положению их в периодической системе. Сделать выводы. (слайд№3). 
Выполнить задание: У какого из элементов ярче восстановительные свойства и почему? У Rb или Sr; Ca или Ва. 
4.Рассмотреть изменение физических свойств металлов по положению их в периодической системе. Сделать выводы. (слайд №4). 
Выполнить задание: расположите в порядке возрастания физических свойств ( твердость, t плавления, t кипения) следующие металлические элементы: 
А) Ba, Mg, Sr, Ra,Ca; 
В) Al, Ca, K, Na, Li. 
5. Обобщение знаний химических свойств металлов. (слайд №5). 
Если металлы обладают восстановительными свойствами, то они будут вступать в реакции с различными окислителями. 
Окислителями могут выступать неметаллы (кислород, галогены, сера и др.), катионы водорода Н+ и катионы других металлов. 
Далее поочередно рассматривается взаимодействие металлов с вышеперечисленными веществами. Работа с опорной схемой (слайд 6). 
1. Взаимодействие с неметаллами. 
Составить окислительно-восстановительные реакции взаимодействия металлов с неметаллами. Объяснить процессы. 
2. Взаимодействие с водой. 
Щелочные и щелочноземельные металлы легко реагируют с водой, восстанавливая катионы водорода до свободного водорода, и образуют при этом растворимые гидроксиды – щелочи: 
Демонстрационный опыт: Взаимодействие натрия с водой. 
В фарфоровую чашку наливаем 10 мл воды. Вынимаем пинцетом из банки с керосином кусок натрия и на фильтровальной бумаге отрезаем кусочек величиной с горошину. Осушаем поверхность фильтровальной бумагой и осторожно (!) помещаем в фарфоровую чашку с водой. С помощью фенолфтолеина определяем характер среды полученного раствора. Отмечаем наблюдения. 
Учащиеся самостоятельно составляют уравнения реакций. Делают вывод. 
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2↑ 
Менее активные металлы, например железо, взаимодействуют с водой только при нагревании: 
3Fe + 4H2O = Fe3O4 + 4H2↑ 
При этом получается оксид железа Fe3О4, который представляет собой смесь двух оксидов FeО∙Fe2О3. Его называют железной окалиной. 
Ag, Au, Pt, Hg, Cu с водой не взаимодействуют. 
По восстановительной способности, металлы располагаются в ряд, который называют электрохимическим рядом напряжений: 
К, Ca, Na, Mg, Al, Zn, Fe, Ni, Sn, Pb, (H2), Cu, Hg, Ag, Au 
3. Взаимодействие металлов с кислотами (слайд №7) 
Демонстрационный видеоопыт: Взаимодействие меди с серной кислотой. 
После просмотра учащиеся самостоятельно составляют уравнения реакций и сверяют с уравнениями в презентации. 
Вывод: Ме, стоящие в ряду напряжений левее водорода, вытесняют его из растворов кислот, а стоящие правее – не вытесняют водород из растворов кислот. 
Это правило соблюдается, если в реакции металла с кислотой образуется растворимая соль, а на щелочные металлы правило не распространяется, так как они легко взаимодействуют с водой. 
Концентрированная серная кислота и азотная кислота любой концентрации реагирует с металлами по-особому, при этом водород не образуется. 
4. Взаимодействие с солями. 
Zn + CuSO4 = ZnSO4 + Cu 
Cu + ZnSO4 ≠ 
Вывод: Каждый металл вытесняет из растворов солей другие металлы, находящиеся правее него в ряду напряжений, и сам может быть вытеснен металлами, расположенными левее. 
Компьютерное тестирование ( 5 мин.) 

Домашнее задание:& 
Задача № 1. Химический элемент образует оксид состава 
Э2О молярная масса которого 94 г/моль. Определите этот элемент, назовите его свойства. 

Задача № 2. При взаимодействии 4 г. двухвалентного металла с бромом получили 20 г. его бромида. Определите, какой это элемент.

Главная » 2013 » Апрель » 21 » Тема урока: «Общие свойства металлов».

Категория: Химия и биология | Добавил: Kairat
Просмотров: 2348 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика