Западно-Казахстанская обл.
Казталовский район
с.Жалпактал
Учитель биологии
Бакманова А.С.
Предмет: биология
Класс:10 «Б»
Тема: Вирусы -неклеточные формы жизни
Цель: формирование у учащихся знаний о внеклеточных формах жизни – вирусах.
Задачи:
Образовательная: раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов; охарактеризовать особенности, строение и жизнедеятельность вирусов; раскрыть механизм проникновения вирусов в клетку;
Развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в учебнике, дополнительной литературе, сравнивать и обобщать, делать выводы, раскрывать причинно-следственные связи;
стимулировать развитие познавательного интереса.
Воспитательная: с целью санитарного просвещения ознакомить учащихся с мерами профилактики заражения вирусными инфекциями и вирусом СПИДа; формирование ЗОЖ.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: элементы критического мышления, поисковый ,опережающие задания уч-ся, работа интерактив. доской, показ видеофильма, вопросы-ответы.
Оборудование: таблица «Строение вирусов», «Бактериофаги», мультимедийная презентация, компьютер, уголок здоровья..
Ум и здоровье дороже всего.
Платон
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация темы. Постановка проблемного вопроса.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с уникальными организмами невидимого нам мира – вирусами, которые являются неклеточными формами жизни.
Сегодня вы узнаете
- Что такое вирусы?
- Кто их открыл?
- Из чего они состоят?
- Как они действуют?
- Какие заболевания вызываются вирусами?
- Какие меры профилактики вирусных заболеваний существуют?
Мы рассмотрим особенности их строение и этапы жизнедеятельности. Раскроем особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, изучим механизм проникновения вирусов в клетку, а так же вы узнаете об опасных вирусных инфекциях и о профилактике заболеваний. Открываем тетради, записываем тему урока.
Что вы знаем о вирусах? (ответы уч.-ся)то мы знаем о вирусах? ышка гри
Сверхмельчайшие формы жизни, не имеющие клеточного строения, значение их огромно, и многое еще не известно об этих загадочных существах нашей планеты. Это внеклеточные формы организмов – вирусы. Вирусы – латинское слово virus – яд. Это внутриклеточные паразиты.
III. Основной этап
Как же произошло открытие вирусов? Кто их открыл?
(Слушаем сообщения ученика)
Ученик 1: История открытия вирусов. Конец 19 века. Бактериология достигла больших успехов. В этот период учеными открыты возбудители чумы, холеры, туберкулеза, дифтерии и других наиболее часто встречающихся и широко распространенных болезней. Однако возбудителей многих других заболеваний, в том числе и очень опасных (например, корь, натуральная оспа, грипп, гепатит и др.), обнаружить не удавалось, хотя о болезнях знали давно.
В 1892 году Дмитрий Иосифович Ивановский (1864 – 1920), занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики (болезнь листьев растения табака), установил, что он не виден в микроскоп даже при сильном увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; он не растет на обычных искусственных питательных средах, применяемых в бактериологии. Табачный сок, проходимый через фильтр не утратил заразных свойств.
Шесть лет спустя, в 1898 году независимо от Ивановского такие же результаты получил голландский микробиолог М. Бейеринк. Он сделал вывод, что болезнь мозаику табака вызывают не микробы, а «жидкое заразное начало», или фильтрующийся вирус, который размножается лишь в живых организмах. Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались. Возбудителем болезни табака оказались не бактерии, как утверждал Ивановский, но и не жидкое заразное начало, как предполагал Бейеринк. Причиной болезни являлись вирусы – особые организмы (от латинского «virus» - яд). Размеры вирусов от 20 до 300 нм, их удалось увидеть только с помощью электронного микроскопа . Первым сфотографировали именно вирус табачной мозаики, который является самым изученным. Открытие вирусов положило начало новой науке – вирусологии, изучающей неклеточные формы организмов.
Учитель: Вирусы сильно отличаются от других живых организмов. Когда вирус находится в клетке хозяина, он ведет себя как живой организм, он находится во внутриклеточной форме. Если вирус находится вне клетки хозяина, в покоящейся внеклеточной форме, он представляет собой вирусную частицу или вирион.
Формы вирусов могут быть различными: нитевидными, сферическими, палочковидными, многоугольными, кубическими, в форме кристалла. Отдельные вирусные частицы – вирионы – представляют собой симметричные тела, внутри каждого вириона находится генетический материал в виде ДНК или РНК. (Записи в тетради)
Внешний вид вируса Строение вирусов (сообщение уч.-ся) Любой вирус представляет собой белковую оболочку, защищающую от действия ферментов, разрушающих нуклеиновые кислоты – капсид (от лат. слова «capsa» - вместилище). Капсид содержит рецепторы, распознающие подобные рецепторы в клеточной мембране «клетки хозяина». Внутри капсида помещены нити нуклеиновой кислоты, либо ДНК или РНК, они несут наследственную информацию. ДНК и РНК могут быть однонитчатыми так и двунитчатыми. Обычно у клеток растений или животных наследственная информация сосредоточена в молекуле ДНК, а у вирусов либо в ДНК или в РНК.
Вирусы очень маленькие размеры
2.простое строение – нуклеиновая кислота (ДНК или РНК) заключенная в белковую оболочку – капсид
3.занимают пограничное положение между живой и неживой материей
4.высокая скорость5.наследственная информация находится в ДНК или РНК
6.вирусы – обязательные паразиты, вне клетки хозяина существуют в виде вирусной частицы или вириона
Классификация вирусов. Все вирусы условно разделяют на две группы:
- простые 2. сложные. (Записи в тетради)
Простые состоят из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и покрывающей их белковой оболочки (капсид), например вирус табачной мозаики. Сложные вирусы на поверхности капсида имеют еще внешнюю оболочку – мембрану, содержащую липиды, белки и углеводы, например вирус гриппа и герпеса.
По наличию той или иной нуклеиновой кислоты вирусы называют ДНК-содержащими или РНК-содержащими. ДНК-содержащие – в них присутствует молекула ДНК в виде цепочки или кольца, хранящая наследственную информацию – это вирусы оспы человека, овец, свиней и герпеса. РНК-содержащие – в них находится цепочка РНК хранительница генетической информации. Это вирусы бешенства, энцефалита, краснухи, кори, СПИДА, лейкоза и гриппа.Как же вирусы попадают в клетки и как ведут себя, проникая в клетки других организмов? Вирусы попадают внутрь клетки вместе с капельками межклеточной жидкости. Каждый вирус способен проникнуть лишь к определенным клеткам, имеющим на своей поверхности специальные рецепторы. Затем начинается проникновение в клетку хозяина. Помогают проникнуть вирусам в клетку механические повреждения клеточной стенки или мембраны, а так же возможен способ пиноцитоза и фагоцитоза. В отличие от клеточных организмов у вирусов отсутствует собственная система, синтезирующая белки. Вирусы попадая в клетку вносят свою генетическую информацию. Проникая в клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя всю деятельность на производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков. Внутри клетки происходит самосборка вирусных частиц из образованных молекул нуклеиновой кислоты и белков. Накопление вирусных частиц приводит к выходу их из клетки путем «взрыва», в результате чего целостность клетки нарушается и она гибнет, а вирусы начинают проникать в другие клетки.
Вирусы поражают все живые организмы – растения, животных и человека и вызывают заболевания. (Слушаем сообщения ученика)
Ученик 2: Строение бактериофага
В 1916 году канадский бактериолог Феликс Д’Эрелль описал вирусы бактерий – бактериофаги. Они стали важнейшим объектом исследования в молекулярной биологии. Бактериофаги или фаги, способны проникать в клетки бактерий и разрушать их. Вирусы бактерий имеют головку, содержащую ДНК и хвостовую часть с хвостовыми нитями. Фаг частично растворяет клеточную стенку и мембрану бактерии, вводит полый стержень в клетку и за счет сократительной реакции впрыскивает свою ДНК в ее клетку. Геном бактериофага попадает в цитоплазму, а оболочка остается снаружи. Молекула ДНК вирусов может встраиваться в геном клетки хозяина и существовать так долгое время. .
Более 500 видов вирусов могут вызывать разнообразные инфекционные заболевания человека, такие как грипп, свинку, полиомиелит, бешенство, корь, СПИД и многие другие. Заболевания вирусной природы распространены и в настоящее время.
Учитель: Поселяясь в клетках живых организмов, вирусы вызывают многие опасные заболевания.
Вирусные заболевания передаются двумя путями: при непосредственном контакте (контагиозный) и воздушно – капельным путем. Капельная инфекция – самый обычный способ распространение респираторных заболеваний. При кашле или чихании в воздух выбрасываются миллионы маленьких капелек слюны и слизи.
Некоторые опасные вирусы получили свое распространение в последние годы, такие как СПИД, грипп и разные его разновидности. (Слушаем сообщения ученика)
Ученик 1:Оспа,ветряная оспа
Ученик2: Грипп,разновидности гриппа
Ученик3:Вирусный гепатит
Ученик4:Полиомиелит
Грипп, разновидности гриппа.
У человека, сделавшего прививку и переболевшего гриппом вырабатывается иммунитет. Эпидемии не так страшны, как пандемии – это глобальная эпидемия, которая охватывает большинство населения мира. Среди массовых пандемий – всемирная эпидемия гриппа (тогда ее называли «испанкой», по научному H1N1) в 1918 – 1919 году, она поразила до 500 млн. человек и унесла до 40 млн. человеческих жизней. В XX веке пандемия гриппа поражала человечество в 1918, 1957 и 1968 году, вероятность очередной пандемии очень высока.
Вирусы грипп подразделяют на три группы – А, В и С. Вирус С – самый безобидный, болезнь протекает легко и без осложнений. Вирус группы В – опасный, вызывает эпидемии регионального масштаба. Вирус А – вызывает самое тяжелое течении болезни и может вызывать мировые эпидемии. Птичий грипп, свиной грипп тоже относятся к группе А.
Чтобы избежать заражения обычным гриппом,нужно заниматься спортом, укреплять иммунитет, в случае заражения обратиться к врачу и проводить своевременное лечение.
Итак, о вирусах известно:
- Вызывают разнообразные заболевания, иногда смертельные;
- Способны воспроизводить себя;
- Являются внеклеточными формами жизни;
- Способны быстро изменяться, т.е. эволюционировать.
Вирусы – это автономные генетические структуры, которым присущи основные признаки живых организмов: размножение, изменчивость и наследственность. С другой стороны вирусы не имеют важных свойств живого – они не питаются, не растут, нет обмена веществ и не способны к самостоятельному размножению вне клетки хозяина. Отличаются от всех организмов тем, что имеют белковую оболочку – капсид, а внутри заключена наследственная информация в виде нитей ДНК или РНК.
Чем отличаются вирусы от других живых организмов?
Заполните таблицу «Ти»
Характерные особенности вирусов
Сходство с живыми организмами
|
Отличия от живых организмов
|
1.способность воспроизводить себе подобные формы (размножаться)
2.обладают наследственностью
3. изменчивость
4. приспосабливаются к изменяющимся условиям среды
|
1.не проявляют свойства живого
2.не потребляют пищи
3. не вырабатывают энергию
4. не растут
5. нет обмена веществ
6.имеют форму кристаллов, не имеют клеточного строения
7.имеют белк .обол-капсид
|
Как вирус действует на организм? По наличию той или иной нуклеиновой кислоты вирусы называют ДНК-содержащими или РНК-содержащими. ДНК-содержащие – в них присутствует молекула ДНК в виде цепочки или кольца, хранящая наследственную информацию. РНК-содержащие – в них находится цепочка РНК хранительница генетической информации. Это вирусы бешенства, энцефалита, краснухи, кори, СПИДА, лейкоза и гриппа.Как же вирусы попадают в клетки и как ведут себя, проникая в клетки других организмов? Вирусы попадают внутрь клетки вместе с капельками межклеточной жидкости. Каждый вирус способен проникнуть лишь к определенным клеткам, имеющим на своей поверхности специальные рецепторы. Затем начинается проникновение в клетку хозяина. Помогают проникнуть вирусам в клетку механические повреждения клеточной стенки или мембраны, а так же возможен способ пиноцитоза и фагоцитоза. В отличие от клеточных организмов у вирусов отсутствует собственная система, синтезирующая белки. Вирусы попадая в клетку вносят свою генетическую информацию. Проникая в клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя всю деятельность на производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков. Внутри клетки происходит самосборка вирусных частиц из образованных молекул нуклеиновой кислоты и белков. Накопление вирусных частиц приводит к выходу их из клетки путем «взрыва», в результате чего целостность клетки нарушается и она гибнет, а вирусы начинают проникать в другие клетки.
Видеофильм «Механизм действия вируса»
Ученик : СПИД Строение вируса СПИДа(Слушаем сообщения ученика)
В 1981 году появилось новое, ранее не известное науке заболевание, получившее название - синдром приобретенного иммунодефицита человека - сокращенно СПИД. Возбудитель СПИДа является вирус иммунодефицита человека – ВИЧ. Он имеет сферическую форму, диаметром от 100 – 150 нм. Наружная оболочка вируса состоит из мембраны, образованной из клеточной мембраны клетки-хозяина. В мембрану встроены рецепторные образования, напоминающие по внешнему виду грибы. Под наружной оболочкой располагается капсид вируса, образованный особыми белками, внутри которого находятся две молекулы вирусной РНК. Каждая молекула РНК содержит 9 генов ВИЧ и фермент, синтезирующий ДНК с молекулы вирусной РНК.
В первую очередь ВИЧ поражает Т – лимфоциты крови , на поверхности которых есть рецепторы, способные связываться с белками ВИЧ. Т-лимфоциты крови обеспечивают человеку клеточный и гуморальный иммунитет. ВИЧ проникает в клетки центральной нервной системы, кишечника, клетки нейроны. В результате организм человека утрачивает свои защитные свойства и оказывается не в состоянии противостоять возбудителям разных инфекций. Средняя продолжительность жизни инфицированного человека составляет 7 – 10 лет.
Источником заражения СПИДом является человек – носитель вируса иммунодефицита. Это может быть больной с различными проявлениями болезни или бессимптомный вирусоноситель. СПИД передается только от человека к человеку такими способами: 1. половым путем 2. через кровь и ткани, содержащие вирус 3. от матери к плоду.
В последние годы наблюдается рост количества ВИЧ – инфицированных людей.Преобладающее их число составляет молодежь. Проблема борьбы со СПИДом остается одной из главных для общества, для здравоохранения. (Слушаем сообщения ученика)
IV. Выводы
Учитель: Сделаем вывод, мы познакомились сегодня на уроке с очень маленькими, но опасными организмами, которые занимают пограничное положение между живыми и неживыми организмами – вирусами. Они являются причиной многих заболеваний, которые возникают у растений, у животных, несут опасные болезни человеку.
Причины (ответ):
- маленькие размеры
- быстро приспосабливаются
- встраиваются в чужие клетки и полностью их подчиняют, (клетки начинают синтезировать генетический материал вируса)
- изменчивы, быстро меняются
V. Закрепление нового материала
Учитель: Ребята, прослушав информацию об удивительных организмах невидимого мира – вирусах, сделайте вывод в форме синквейна. Работаете в паре и оформите синквейн на листах бумаги фломастером. Работаете 3 – 4 минуты.
Синквейн (от французского слова «пять строк»). Синквейн – это стихотворение, которое требует изложения большого объема учебной информации в кратких выражениях, что позволяет сделать вывод. Данную работу ребята могут выполнить в парах или индивидуально, можно художественно оформить лист с синквейном. 1. название синквейна – тема, обычно одно слово (существительное, что?)
2. описание темы в двух словах (прилагательное, прилагательное (какой?))
3. описание действия в рамках темы тремя словами (глагол, глагол, глагол (что делает?))
4. фраза, показывающая отношение к теме, «крылатая фраза» на тему синквейна
5. слово, которое повторяет суть темы (существительное) синоним
Пример синквейна:
1. Вирусы
2. Маленькие, опасные
3. Размножаются, приспосабливаются, несут болезни
4. Вирусы – неклеточные организмы
5. Паразиты
Биологический диктант
Закончите предложения, вставив пропущенные слова.
- Неклеточная форма жизни, паразит на генетическом уровне, способная проникнуть в живую клетку и размножаться внутри ее это - ………… (вирусы)
- Наследственная информация вируса находится в однонитчатой или двунитчатой молекуле …….. (ДНК или РНК)
- Сердцевина вируса окружена защитной белковой оболочкой, которая называется…….. (капсид)
- Вирусы бактерий называют …….. (бактериофаг)
- Наука, изучающая строение и поведение вирусов ……. (вирусология)
- Один из путей передачи вирусной инфекции контагиозный т. е. ………. (контактный)
Укажите правильные суждения.
1.Вирусы относятся к прокариотам
- 2. В сводном состоянии вирусы находятся в форме вириона.
- 3. Вирусы имеют ядро, в котором содержатся нуклеиновые кислоты.
- 4. Вирусы не имеют клеточного строения.
- 5. Вирион состоит из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и капсида.
- 6. Вирусы растут и размножаются половым путем.
- 7. Вирусы – клеточные паразиты.
- 8. СПИД передается половым путем.
Рефлексия (заполняют на стикерах)
Интересно ли было на занятии?
Что понравилось больше всего?
Что было труд неинтересным?
Учитель: Домашнее задание параграф № 21 ,ответить на вопросы в конце параграфа № 21 Оценки за урок.
|