Права человека. Вступление – вводное слово учителя.
На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, школа, общество. Детское непослушание, нечестность и другие формы антиобщественного поведения являются важными указателями последующих правонарушений. Причины правонарушений бывают как субъективными так и объективными, сегодня мы это обсуждать не будем, скажем лишь, что в преступлении, которое совершает человек, виноват он сам. А почему? Потому, наверное, что плохо знает право, не уважает законы, нечестен, завистлив, плохо воспитан. Поэтому необходима деятельность по правовому просвещению, по ликвидации юридической безграмотности. В этих целях мы сегодня проведем одно из занятий в школе правовых знаний. И тема – Права человека!
I. Исторический экскурс. (совершим путешествие в прошлое, и узнаем, что такое право и как оно появилось?) Выступление ребят. 1) Что такое право? Право – это возможность выбора. Когда человек может выбирать между да или нет, то этот выбор называется Правом. Есть теоретическое Право и реально действующее Право. Теоретическое право человека, это условное право, условный выбор, это то, что не под запретов, не под Законом. То, что не запрещено, то разрешено. У каждого человека есть право на свободу, на передвижение, на образование, на благосостояние и так далее. По теории все люди имеют равные права. Например: любой человек может выбирать. Быть богатым или нет. У него есть на это право. Но если человек беден, и он не может реализовать возможность быть богатым, значит у него нет реального выбора, нет реального Права. Теоретически, у людей есть равные права, но не все люди могут реализовать эти Права. У людей при равных правах – различные возможности. Значит теория а равных Правах всех людей не состоятельна и является просто демагогией. Что такое реально действующее Право человека? Право – это возможность реализовать возможность выбора. Правом называют совокупность законов и способов их применения. Закон – все установленные государства общеобязательные правила. 2) В дописьменные времена законы заменялись обычаями и традициями. Были знатоки, которые помнили эти обычаи и как бы выносили решения или подсказывали его суду. Но по мере усложнения жизни, появления государства, развития собственности все сложнее было обходится устным преданием. К тому же правители хотели, чтобы правила были едиными по всей стране. В итоге появились письменные законы, сначала для особых случаев и ситуаций, а затем и своды законов. Одним из древнейших законов был свод законов вавилонского царя Хаммурапи – около IV тыс. лет назад. На Руси первый письменные судебник «Русская правда» появилась в XI веке. Начало государственности и права казахского народы было положено кочевниками племенами – саками, уйсунами, канглами. В XIII в. Монгольские захватчики установли свое государство, и был принят сборник законов монголов - «Ясы» Чингисхана, которые регулировали все сферы отношений. Формирование национальной правовой системы казахского народа. Связано с именами Касым хана, Есим хана и хана Тауке. Чем ближе к современности, тем важнее становилась роль права. Прежде многие государи рассуждали так: «Государство – это я», и творили произволы.
В 18 – 19 вв.постепенно жизнь многих стран стала регулироваться Конституцией и подобными документами. Значит власть была введена в определенные рамки, нарушать которые ей стало трудно. В XIX в. возникли первые государства, которые можно было назвать правовыми. И этот процесс продолжается до сих пор. II.Источники Права - Конституция, «Конвенция о правах ребенка», «Декларация прав человекам, «Билль о правах» и т.д. 1) Сейчас мы вашему вниманию представим работу с перечисленными документами. Ребятам было дано задание подготовить проекты по содержанию документов. Итак, представляем презентацию проектов. (самостоятельная работа уч-ся с документами, составить проект)
Выступление ребят. 2) Работа с текстом Конституции. (раздать текст документа) Вопрос - какие права закреплены в Конституции? (ответы ребят)
III. Практическая часть. Разбор St. Внимательно слушайте ситуации и дайте ответ на вопрос к каким видам правонарушений относятся данные примеры, и покажите пути их решений, т.е. задание --оцените ситуации. 1 )В каждой школе найдется пара-тройка хулиганов, которые отнимают у учеников младших классов деньги на завтрак, приглянувшиеся вещи и т.д. Тому, кто откажется платить, грозит кулачная расправа. Нельзя примириться с участью жертвы и добровольно делиться с хулиганами своими деньгами или вещами. Твои действия? а) позвать учителей б) молча наблюдать за происходящим или пройти мимо, сделав вид, что не заметил. в) попробовать разнять драчунов и внушить им, что конфликт можно решить за «столом переговоров». Лучше всего попробовать разнять дерущихся. Но нужно помнить, что часто дерущиеся бросаются с кулаками на того, кто их хочет разнять. Поэтому, надо попросить других разнять дерущихся одноклассником – тех, кто покрепче и посильнее или, если не удается это сделать, то позвать учителя. Конечно, кое- кто может подумать, что ты ябеда. Но поверь, лучше пусть тебя считают ябедой, чем бездеятельно смотреть, как на твоих глазах один избивает другого.
2)Мой н/л сын попал на вечеринку, где балуются наркотиками. Его заставили выкурить сигарету. Потом он признался в этом мне. Есть ли тут нарушение закона? - Законом запрещено употребление наркотиков, но юридической санки за нарушение этого запрета в законодательстве не установлено. Потребление наркотиков ненаказуемо. Но за склонение к потреблению наркотиков наказуемо до 4-х лет, в отношении н/л от 3 до 8 лет лишения свободы.
3) На гражданина Аубакирова напал Степанов - невооруженный и пьяный, и стал причинять ему побои; сам Аубакиров ножом причиняет тяжелые телесные повреждения, от которых тот скончался. Оцените St. - Здесь явное П.П.Н.О. – т.е. будет привлечен к уголовной ответственности за П.П.Н.О.
4)Вооруженные 2 лица напали на гражданина А. с целью завладеть его автомобилем. Владелец а/м находился в салоне авто, он охотничьим ружьем защищал себя и собственность от преступных посягательств нападавших: и причинил им тяжкие телеснее повреждения. Оцените St. - Здесь явная необходимая оборона, эти обстоятельства исключают уголовную ответственность. 5) Работница Мейрамова прогуляла работу в течении 4-х часов, без уважительной причины за 1 рабочий день. Может ли она быть уволена? Да в соответствии с законом о Труде. Ст.26 п.9 Ее можно уволить. 6)Учительница Л. не прошла обязательный мед. осмотр, появившись на работе в указанный срок, ее отстранили от работы. Правомерны ли действия администратора? -Да, в соответствии с «Законом о труде» работодатель обязан отстранить работника, не прошедшего мед. осмотр, если он является обязательным в соответствии с законодательством.
7)Сделки совершенные несовершеннолетними? а)н/л до 14 лет продал сам свой велосипед - сделка недействительна б)от 14 до 18 лет - без согласия родителей продал компьютер - сделка недействительна. в)от 14 до 18 лет - на свой заработок купил у приятеля компьютер - сделка действительна.
О Браке и семье в РК.
8)Каким устанавливается брачный возраст в РК? Для мужчин и женщин с 18 лет, но при наличии уважительных причин этот возраст может быть снижен до 16 лет, т.е. не более чем на 2 года, но при наличии всех справок.
IV. Задай вопрос! - вопросы, которые волнуют учеников, задают учителю и он отвечает на них. 1 )Какие права есть у ребенка, если его задержали представители правоохранительных органов? Задержанный ребенок - имеет право на общение с родными, право звонка. Допрос и собеседование - только при участии адвоката, учителя и т.д. 2)Вправе ли ребенок выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса? Учет мнения ребенка с 10 лет обязателен. 3)Если нарушаются права ребенка и есть злоупотребления со стороны родителей – с 14 лет в суд может обратиться.
V. Музыкальная пауза Ребята, давайте жить дружно! К чему это я, подумали вы. Я произнесла слова Леопольда, сказанные им по прочтении Всеобщей декларации прав человека. Главные вопросы, которые мы ставили в течение занятия - что люди могут делать и чего не могут? Что обязаны делать и нет? На что они имеют право и на что не имеют? - Не могут остановить в стороне искусство и литературу, музыку и кино. Заверяю вас - нет ни одной книги на свете, ни одного художественного произведения, в которых так или иначе не затрагивались бы Права Человека. В музыке тоже затрагивается эта тема. Давайте прослушаем фонограмму и ответим на эти главные вопросы. (Звучит музыка) 1. «Увезу тебя я в тундру» 2. «Мальчик - бродяга» 3.«Люська - хулиганка» 4. «Я ночной хулиган» 5.«Я убью тебя, лодочник» 6. «Домашний арест»
Ребята отвечают на вопросы.
IV. Заключение.
Проведем рефлексацию 1. Что вам больше всего понравилось в занятии? 2. Что вы знали? 3. Что нового узнали? 4.Оцените наше занятие.
В Казахстане сделаны важные шаги по пути превращения его в правовое государство. Хотя не все наши законы еще совершенные. Но для того, что бы государство стало правовым, мало только законов. Для этого требуется также: действенное их применение, чтобы не возникло ситуаций, когда законы пишут не для всех, когда можно уйти от наказания. Нужны реформы правовой системы в целом. Нужно накопить опыт, переломить сознание людей и государственных служащих, уничтожить питательную среду преступности, и конечно же, изменить ряд законов. Я надеюсь, что вы поняли, что права человека- это такие правила, которые никто не вправе нарушать. Что бы свободно жить и развиваться нужно знать свои права и обязанности, но обязательно помнить восточную мудрость, которая гласит : « свобода - только то, что никогда ничьей свободе не сулит вреда».
Акмолинская область город Ерейментау, средняя школа №3 им. Т.Шаханова, учитель истории и права Асатиани Оксана Егоровна