Л.Н.Толстой и Казахстан
Смайлова Орал Капаровна
Учитель русского языка и литературы высшей категории
КГУ ОСШИОД №4 «Болашак».г.Степногорск
Толстой — величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого — благоухание, писатель великой чистоты и святыни.
Александр Блок
Мы должны научиться жить в сосуществовании культур и религий. Мы должны быть привержены диалогу культур и цивилизаций.
Н.Назарбаев.
Из Послания народу Казахстана «Стратегия -2050»
Только бы люди знали, что цель человечества не есть материальный прогресс, что прогресс этот есть неизбежный рост, а цель одна — благо всех людей....
Л.Н.Толстой
№ 1.
В июле 1862 г. Л.Н.Толстой приехал в Казахстан к своему приятелю Аркадию Столыпину.
Аркадий Дмитриевич Столыпин родился в 1822 году, генерал-адъютант, генерал от артиллерии, обер-камергер, историк, писатель, скульптор. Детство его прошло в усадьбе Середниково.
Это очень многогранная личность. Поражает его активная деятельность прежде всего в политической жизни. За годы службы А. Д. Столыпин был награжден самыми разными орденами, медалями. (11 орденов, 8 медалей и знаков).
Вот некоторые из них:
- орден Святой Анны 3-й степени (за отлично-ревностную службу в конной артиллерии);
- орден Святой Анны 2-й степени («За мужество и храбрость»);
-особая золотая медаль на Александровской ленте;
-золотая сабля с надписью «За храбрость» и др.
Удивительна военная карьера А.Д.Столыпина. Начиная от простого прапорщика, он дослужился до генерал-адъютанта его императорского величества.
Куда бы ни забросила судьба А.Д.Столыпин, он везде оставлял прекрасные следы своей реформаторской деятельности. Например, в 1879 году славянами Болгарии ему был поднесен вышитый золотом Значок, который «служит подтверждением того уважения, которым пользовался в Восточной Румелии генерал Столыпин и доброй памяти, оставленной им в стране, бывшей под его управлением».
Особого внимания заслуживает деятельность Аркадия Дмитриевича по благоустройству Уральского городка, куда в 1857 году полковник Столыпин был назначен командующим казачьими войсками. В годы его пребывания на этом посту Уральск, некогда пыльный и неустроенный, был застроен каменными домами, пополнился мощёными улицами. До сих пор в Уральске есть «столыпинский » - уголок природы, где можно было укрыться от жары или ненастья. Кроме того, Столыпиным был построен в Уральске городской театр, открылась библиотека, множество школ, издавались учебники для казаков. По инициативе же Аркадия Дмитриевича дети казаков едут учиться в Петербург и Москву.
Под стать самому Столыпину и его семья. Жена, княжна Наталья Михайловна Горчакова, славилась умом и добротой. В годы русско-турецкой войны, когда Аркадий Дмитриевич был назначен командующим действующей армии, она поехала с мужем на войну. Там она ухаживала за ранеными под неприятельским огнем, за что получила бронзовую медаль. А сын, Петр Аркадьевич, выдающийся реформатор, в свое время еще юношей выделялся среди всех гимназистов рассудительностью и твердостью характера.
Восхищение вызывают не только военная служба и реформаторская деятельность Столыпина, но и другие его увлечения. Ведь до последних дней Столыпин занимался скульптурой, музыкой, историей, литературой. Так, в 1869 году на академической выставке экспонировались две его скульптуры: «Голова Спасителя» и «Медаль статуи Спасителя»; у себя дома с членами семьи поставил собственную оперу; написал «Историю России для народного и солдатского чтения». Об интересе к литературе свидетельствует дружба Аркадия Дмитриевича со Львом Николаевичем Толстым. Познакомившись в Севастополе, они сохранили дружбу на всю жизнь. В 1862 году Толстой приезжает в гости в Столыпину в Уральск «попить кумыса». Воспоминания о поездке сохранились в повести Толстого «Казаки». При осаде Севастополя два друга решают издавать журнал для солдат. Однако этой затее не суждено было сбыться из-за отказа в этом военного министерства. Но все же Аркадий Дмитриевич написал рассказ об одной ночной вылазке в лагерь неприятеля. Он был напечатан в «Современнике», которым в то время руководил Н.А.Некрасов. Эта публикация впоследствии стала началом «Севастопольских рассказов» Л.Н.Толстого.
Таким образом, жизнь Аркадия Дмитриевича Столыпина является образцом высокого гражданского служения Отчизне и служит нам, молодому поколению, достойным примером для подражания.
№2
В одном из своих писем за июнь 1862г. Толстой отмечает: «Живем мы в кибитке, погода прекрасная. Я нашел приятеля Столыпина атаманом в Уральске и ездил к нему и привез оттуда писаря, но диктую и пишу мало. Лень одолевает...»
В 1862 году Л.Н.Толстой, по совету врача, Андрея Евстафьевича Берса, отправляется в Самарскую губернию поправить здоровье, «попить кумыса». Свои впечатления о поездке по башкирским степям Толстой оставил как в своих произведениях (например, «Казаки», «Ильяс», «Много человеку земли нужно»), так и в письмах к родным и близким. Вот что он написал в своей «Исповеди»: «… заболел более духовно, чем физически, бросил все и поехал в степь к башкирам – дышать воздухом, пить кумыс и жить животною жизнью». А в письме к своей троюродной тетке, воспитательнице Татьяне Александровне Ергольской, он пишет: «Живем мы в кибитке, погода прекрасная. Я нашел приятеля Столыпина атаманом в Уральске и ездил к нему и привез оттуда писаря, но диктую и пишу мало. Лень одолевает при кумысе…».
Известно, что с А.Д.Столыпиным Толстой познакомился в 1855 году в осажденном Севастополе и вместе с ним участвовал в ночной вылазке с 10 на 11 марта 1855 года. Дружба двух приятелей сохранилась на всю жизнь. О пользе кумыса на здоровье Л.Н.Толстого в своих «Воспоминаниях» написал его шурин С.А.Берс: «Чтобы лечиться кумысом, надо, подобно башкирам, употреблять его как исключительную пищу и при этом оставить всё мучное, овощи и соль, а есть только мясо. Само собой разумеется, что Лев Николаевич приноровился к этому образу жизни, и оттого кумыс принес ему желанную пользу». Вот как сам Толстой 16 июля 1871 года отзывается об этом чудодейственном напитке - в его письме к жене с улыбкой читаем: «Я теперь впился в кумыс и вошел в настоящее кумысное состояние, то есть с утра до вечера немного пьян кумысом и иногда целые дни ничего не ем или чуть-чуть…»
И уже 20 июля он пишет: «Здоровье мое хорошо. Боюсь сказать, но кажется мне, что я поправился и потолстел. Нервы мои окрепли наверное. В кумыс я только что впился. Пью его с большим удовольствием, чем прежде… И кумыс до того вкусен, что нельзя себе представить. Степа – и тот говорит, что это чудо…»
Кроме кумыса, Толстой удивлялся гостеприимству башкир:
«… Принимали нас везде с гостеприимством, которое трудно описать. Куда приезжаешь, хозяин закалывает жирного курдюцкого барана, ставит огромную кадку кумыса, стелет ковры и подушки на полу, сажает на них гостей и не выпускает, пока не съедят его барана и не выпьют его кумыса. Из рук поит гостей и руками (без вилки в рот) кладет гостям баранину и жир, и нельзя его обидеть…». И вот, наконец, еще одно письмо Толстого, написанное им Фету: «… как следует при кумысном лечении, - с утра до вечера пьян, потею и нахожу в этом удовольствие. Здесь очень хорошо, и если бы не тоска по семье, я был бы совершенно счастлив здесь».
№ 3.
Назовите имя и годы жизни выдающегося деятеля казахской культуры, первым переведшего произведения Толстого на родной язык.
Одним из ярких представителей казахской культуры, просветительской деятельности середины 19 века является выдающийся казахский педагог Ибрай Алтынсарин (1841-1889).
Благодаря усилиям Алтынсарина, в казахской степи образование получило широкое распространение. По его инициативе с 1884 года открывалось множество школ в Торгайской, Актюбинской областях, а в 1887 г. И.Алтынсарин добился открытия первой женской школы в Иргизе. В это же время, также благодаря его усилиям, была открыта и учительская семинария в городе Орске и ремесленное училище в Торгае.
И.Алтынсарин разработал на основе русской графики казахский алфавит, создал знаменитую «Киргизскую хрестоматию» (1879 г.) для школьного чтения, включив в нее свои переводы басен И.А.Крылова, К.Д.Ушинского. Именно он первым перевел рассказы Л.Н.Толстого на казахский язык.
Для хрестоматии им впервые были переведены такие рассказы Л.Н.Толстого, как «Два товарища», «Царь и рубашка», «Три вора», «Наблюдательность», «Визирь Абдул» и другие.
В своих переводах Ибрай Алтынсарин придерживался нового принципа, который заключался в полном переводе оригинала с учетом жизни, быта и обычаев казахского народа. Например, вот как выглядит перевод рассказа Толстого «Два товарища», названный переводчиком «Плохой товарищ».
Он пишет: «Два друга шли вместе и повстречались с медведем. Один из двух друзей был слабым, больным человеком. Другой был сильным, молодым джигитом. И когда друг увидел медведя, то бросил своего больного друга и взобрался на высокое дерево. Больной же друг, не имея сил влезть на дерево, упал, растянувшись, как мертвый, остался лежать. Он слышал, что медведь мертвого не трогает. Медведь подошел к лежавшему человеку, обнюхал его и, не слыша дыхания, оставил его и пошел в сторону. Тогда товарищ слез с дерева и спросил:
- Друг мой, что тебе медведь шепнул на ухо?
А тот ответил ему:
- Медведь мне посоветовал, чтобы я в другой раз не ходил с товарищами, которые в опасности от друзей убегают»
А вот оригинал данного рассказа:
«Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего – он упал на землю мертвым. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеялся:
-Ну, что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?
-А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
Сравнивая перевод и оригинал, можно увидеть, как не схожи эти тексты, хотя при этом в них выражен один и тот же смысл.
Своими переводами Ибрай Алтынсарин внес ценный вклад в казахскую художественную литературу. Они позволили сделать творчество русских классиков достоянием казахских читателей, ввели их в сокровищницу казахской культуры.
№ 4
Какое отношение к Л.Н. Толстому имела жизнь и творчество известного казахского просветителя Абая Кунанбаева?
Абай Кунанбаев (1845-1904) - поэт, философ, композитор, просветитель, основоположник письменной казахской литературы.
В своих стихах Абай показывает картины народной жизни, бескрайние просторы степей, жизнь и быт казахского аула, летние кочевья, подготовку к зиме, соколиную охоту. О чем бы ни писал Абай, во всех своих произведениях он проявлял себя как человек, любящий и верящий в свой народ.
Абай Кунанбаев высоко ценил русскую культуру. В романе М.Ауэзова «Путь Абая» есть эпизод, когда Абай говорит такие слова: «Помни, что главное – научиться русской кухне. Наука, знание, искусство – все это у русских. Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру. Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык, то на мир откроются и твои глаза». Кроме того, и в 25 Слове звучит эта же мысль: «Знать русский язык – значит открыть глаза на мир».
Таков был завет Абая. В сближении с русской культурой Абай видел для казахского народа единственно верный путь выхода из вековой темноты.
Абай был поклонником творчества Толстого. Он переводил произведения Толстого на казахский язык и тем самым знакомил казахское общество с богатой русской культурой, с ее духовными поисками, так близкими самому Абаю. У Абая и Толстого было много общего в философских размышлениях, взглядах на жизнь и смерть, общие представления о нравственности, о значении науки и образования в жизни человека.
В романе М.Ауэзова есть эпизод посещения Абаем библиотеки в городе Семипалатинске. Там он попросил номер «Русского вестника», где было напечатано одно из произведений Толстого. Вошедший вслед за ним Михаил Петрович Михаэлис, русский ссыльный, был удивлен казахом, «читающим Толстого и думающем о своем народе».
Так же, как и Толстой, Абай верил в высокое назначение человека на Земле и верил в «диалектику души». Он говорил: «Если бы в моих руках была бы власть, я отрезал бы язык всякому, кто говорит, что человек неисправим» (37 – ое Слово). Эти слова, мне кажется, очень близки с мыслью Толстого о том, что «люди как реки», что в каждом человеке заложены все возможности духовного развития, нравственного роста. Главное – чтоб он не застыл в своем развитии, а каждый раз становился лучше.
Также очень близки взгляды Толстого и Абая на просвещение и воспитание. Оба мыслителя придавали огромное значение образованию, науке, знаниям. Как и Толстой в Ясной Поляне, Абай в казахской степи открывал школы для бедняков, при первой возможности отправлял их учиться в русские школы- интернаты.
Где бы ни находились, о чем бы ни писали Толстой и Абай, все их мысли и дела были наполнены думами о человеке, о народе.
И так же, как Абай однажды сравнил своего любимого писателя с солнцем, которое никогда не померкнет, то же самое можно сказать и о самом авторе этих слов, мыслителе, философе, Человеке с большой буквы.
№ 5.
В год поездки в Казахстан Толстой являлся издателем и редактором ежемесячного литературного педагогического журнала.
В 1862 году Л.Н.Толстой приезжал в Уральск к приятелю А.Д.Столыпину «попить кумыса».
В этом же, 1862 году, Толстой, активно занимаясь педагогической деятельностью, издает журнал «Ясная Поляна», в котором говорит о новых приемах воспитания и обучения, о распространении книг среди народа. В своих статьях, публикующихся в «Ясной Поляне», он также писал, что русским людям необходимо народное образование, народные школы и училища.
Во время отъезда Л.Н.Толстого в Башкирию на кумысолечение в Ясной Поляне был произведен обыск, чем Лев Николаевич был очень возмущен. Преследования за педагогическую деятельность со стороны властей не прекращались. Толстой был подавлен таким несправедливым отношением к его делу. И в ответ на действия властей он прекращает преподавать и выпускать журнал. Педагогическая деятельность была прервана на десять с лишним лет.
№ 6.
Известно, что Толстой очень ценил целебные свойства традиционного напитка степных скотоводов – кумыса. Родной брат писателя – Сергей Николаевич, также любил этот напиток. Он даже организовал небольшую «кумысню» в своем имении в Тульской области. Как называлось имение Сергея Николаевича Толстого?
Имение старшего брата Л.Н.Толстого, Сергея Николаевича Толстого, называлось Большое Пирогово.
Вообще очень интересна история приобретения имения Пирогово семейством Толстых.
В их доме воспитывалась дочь надворного советника А.И.Темяшева, родственника отца Льва Толстого. Ради обеспечения ее проживания у Толстых Теляшев и предложил Н.И.Толстому купить Пирогово на очень выгодных условиях, что и было осуществлено в 1837 году.
В 1847г. Пирогово переходит к брату Л.Н.Толстого Сергею Николаевичу Толстому и сестре Марии Николаевне.
Большая часть усадьбы перешла в руки Сергея Николаевича, а меньшая – Марии Николаевне.
Большое и Малое Пирогово находились недалеко друг от друга. Лев Николаевич и Сергей Николаевич были очень привязаны друг к другу. «…Сережей я восхищался и подражал ему, любил его, хотел быть им. Я восхищался его красивой наружностью, его пением,- он всегда пел,- его рисованием и, в особенности, как ни странно сказать, его непосредственностью, его эгоизмом». Поэтому при такой взаимной привязанности неудивительно и их обоюдное пристрастие к кумысу. И Сергей Николаевич даже организовал в имении собственную «кумысню», где всегда можно было попить свежего кумыса. А стало это возможным и благодаря тому, что в Пирогове был собственный целый конный завод.
До конца своих дней Сергей Николаевич прожил в имении Пирогово и скончался там 23 августа 1904 года.
№7
В одном из рассказов Толстого главные события разворачиваются в г. Уральске, расположенном на территории современного Казахстана. Как называется этот рассказ? В каком году он был написан?
«Читали ли вы Максимова знаменитую книгу «Сибирь и каторга»? Историческое описание ссылки и каторги до нового времени. Прочтите. Какие люди ужасы делают! Животные не могут этого делать!» - такой разговор Толстого с С.А.Стахович, близкой знакомой, был записан в феврале 1906 года в Ясной Поляне Д.Маковицким, сподвижником Толстого и личным врачом семьи Толстых. Один из эпизодов названной книги был положен Толстым в основу рассказа «За что?» и написан Толстым в 1906 году. В этом рассказе писатель перерабатывает документальную историю жизни одного реального польского рядового, Винцентина Мигурского, скрывшегося из места ссылки – города Уральска, но пойманного и сосланного в Сибирь, в художественное произведение. Особенно меня поразил и восхитил в рассказе образ жены главного героя, Альбины Ячевской, которая поехала вслед за мужем Юзе Мигурским в ссылку в далекий город Уральск. Испытав множество бытовых тягот и трагических событий (от болезни умирают двое детей), Альбина, безгранично любя своего мужа, задумывает дерзкий побег из Уральска в Польшу. Даже в плену «Мигурские были счастливы тем, что, направив всю силу своей любви друг на друга, они испытали среди чужих людей чувство заблудившихся зимой, замерзающих и отогревающих друг друга».
№ 8.
Толстой был хорошо знаком с особенностями степной жизни. В 1885 г. он написал рассказ о переменчивой судьбе скотовода, который из богатого хозяина превратился в бедняка, однако чувствовал себя вполне счастливым. Как называется этот рассказ?
Знакомство Л.Н.Толстого с особенностями степной жизни началось в мае 1862 года, когда писатель, по совету врача, приехал в башкирские степи «попить кумыса». И с тех пор вплоть до 1883 года Лев Толстой проводил отдых среди башкир более десяти раз.
Собираясь в поездку, Толстой говорил знакомым: «Не буду ни газет, не писем получать, забуду, что такое книга, буду валяться на солнце брюхом вверх, пить кумыс да баранину жрать! Сам в барана обращусь, - вот тогда выздоровлю!»
«Край здесь прекрасный….Если бы начать описывать, то я исписал бы 100 листов, описывая здешний край и мои занятия», - писал Толстой А.А.Фету. О благодатном влиянии на него башкирского климата автор «Войны и мира» писал критику Н.Н.Страхову: «Мы живем в самарской степи… первобытность природы и народа, с которым мы близки здесь, действует хорошо и на жену и на детей»
В общей сложности с 1862 по 1883 год Л.Н.Толстой проводил отдых среди башкир более десяти раз. За это время писатель очень хорошо изучил национальные обычаи, традиции, особенности степной жизни местных людей.
Однажды даже сам организовал большой праздник для местных жителей – конные состязания, на которые съехались несколько тысяч башкир, татар, киргизов, уральских казаков и русских крестьян. О том, как нравилось Толстому бывать на отдыхе в башкирских степях, можно судить и по письмам Софьи Андреевны, жены писателя. Вот что она написала в 1875 году сестре Т.А.Кузминской: он (Толстой) «отпивается кумысом, пропасть ходит; конечно, ничего не пишет и проводит дни или в поле, или в кибитке башкирца Мухаметшаха».
Время, проведенное в самарских степях, не пропало для писателя даром. Он создает ряд произведений, в которых отразились некоторые черты из жизни, быта, обычаев и традиций степных жителей. Ярким примером тому служит рассказ «Ильяс». Надо сказать, что это один из философско-нравоучительных рассказов Толстого, наряду с такими, как «Чем люди живы», «Много ли человеку земли нужно», «Свечка», «Два старика» и другие. Написаны все они были для простого народа, «чтобы можно было прочесть эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой заинтересовались, умилились и почувствовали бы себя добрее».
Рассказ «Ильяс» был написан в марте 1885 года в Крыму и впервые появился в печати в 1886 году в сборнике «Царь Крез и учитель Солон и другие рассказы». В рассказе повествуется о том, как один бедняк, Ильяс, и его жена, Шам – Шемаги, жили в трудах и заботах по накоплению богатства. Через 35 лет из семи голов кобыл у Ильяса стало двести голов лошадей, из двух коров – 150 голов крупного рогатого скота, из двенадцати овец – 1200. Все завидовали Ильясовой жизни и говорили «счастливый человек Ильяс: всего у него много, ему и умирать не нужно». Но как только Ильяс разбогател, у него начала распадаться семья. Дети перестали трудиться и слушаться отца. В конце концов пришлось распродать все нажитое добро и идти жить с женою под старость лет в люди. Трудились они в работниках у Мухаметшаха на совесть, не ленились, не жаловались. А наоборот, однажды на вопрос гостя Мухаметшаха жена Ильяса Шам – Шемаги ответила, что «только вот… второй год настоящее счастье нашли и другого нам не надо». И объяснила это тем, что раньше жили они со стариком «из заботы в заботу, из греха в грех и не видали счастливой жизни». А сейчас «есть, когда поговорить, и об душе подумать, и богу помолиться». С этими словами согласился и Ильяс, и мулла, который сказал, что «это умная речь».
Этот небольшой рассказ, как, впрочем, и все другие нравоучительные рассказы Толстого, учит людей жить в мире и согласии и с самим собой, и с окружающим миром. И тому, что не надо разменивать свою жизнь на мелочные заботы и думы о богатстве. А нужно наполнить ее стремлением делать добро всем, кто в этом нуждается. Очень поучительный и, я считаю, современный рассказ, хотя с момента его написания прошло 128 лет.
№ 9.
В одном из рассказов Толстого главный герой Иосиф Мигурский за участие в польском восстании 1830 г. определяется на службу солдатом в небольшую крепость на территории современного Казахстана. В какую страну планировал устроить побег из крепости главный герой?
Иосиф Мигурский – главный герой рассказа Л.Н.Толстого «За что?». Написан он был в 1906 году. В небольшом по объему рассказе Толстой отразил трагические события в жизни одной молодой семьи времен польского восстания 1830-х годов. Эти события являются своего рода отражением политического строя 30-х годов, когда люди были обречены на тяжкие испытания и смерть.
Жена Иосифа Мигурского, Альбина Ячевская, безгранично любя своего мужа, задумывает побег из Уральской ссылки, куда юная полячка приехала вслед за любимым.
На самом деле планов побега было несколько. Начнем с первого. Этот план был общий, составленный всеми «заговорщиками». Выглядел он так.
Мигурский, после того, как будет признан утонувшим, бежал бы один, пешком. Альбина же выедет в экипаже и в условленном месте встретит его.
Этот план был отвергнут, так как генерал Росоловский рассказал про все неудавшиеся попытки побегов последних пяти лет в Сибири (за все время убежал и спасся только один счастливец). Затем был выработан второй план, это план Альбины:
Юзе, спрятанный в экипаже, ехал бы с Лудвикой до Саратова. В Саратове ему, переодетому, идти вниз по берегу Волги и на лодке поплыть вместе с Лудвигой вниз по Волге до Астрахани через Каспийское море в Персию. Трудность этого плана состояла в том, что надо было в экипаже незаметно перевозить Юзе, что не представлялось возможным.
Наконец, после долгих раздумий Мигурский сам принимает решение и составляет свой план. Вот как он выглядел.
Мигурксий исчезает под видом утопленника; в тарантас поставят ящик для якобы праха детей и поместят туда Мигурского. Так должны доехать до Саратова. От Саратова поплывут на лодке до Каспийского моря, а там Персия или Турция.
Без приключений герои в тарантасе доехали до Саратова и Волги. Не выезжая в Саратов, Альбина остановилась на левой стороне Волги, в слободе Покровский. В городе она договорилась с лодочниками, которые обещали за пять дней «до Австралии добежать»
Но побег не удался. Казак Данило Лифанов, сопровождавший Альбину из Уральска, выследил Мигурского и сдал местным властям. Когда Альбина увидела Юзё, схваченного полицмейстерами, у нее в голове проносился один и тот же вопрос: «За что? … за что теперь гибнет, мучается любимый, лучший из людей, ее муж?»
-За что, за что? – вскрикнула она и, закатившись истерическим хохотом, упала на снятый теперь с козел и стоявший у тарантаса, ящик.
Так печально закончилась история любви простого солдата Юзё Мигурского и польской девушки Альбины Ячевской.
№ 10.
Кто и когда из классиков русской литературы бывал в Казахстане?
В разное время в Казахстане побывали следующие русские поэты и писатели:
Лев Николаевич Толстой - побывал в Уральске в 1862 году с целью кумысолечения.
Александр Сергеевич Пушкин - приехал в Уральск в 1833 году для сбора материала к «Истории Пугачевского бунта», беседовал с казаками, знавшими Пугачева лично. «Последнее письмо мое должна ты была получить из Оренбурга. Оттуда поехал в Уральск - тамошний атаман и казаки приняли меня славно, дали мне два обеда, подпили за мое здоровье, наперерыв давали мне известия, в которых имел нужду, и накормили меня свежей икрой, при мне изготовленной», -писал поэт.
Василий Андреевич Жуковский, поэт, - сопровождал как воспитатель царского наследника, будущего императора Александра II в его поездке по России, в том числе по Оренбуржью, в 1837 году. Поэт не создал произведений об Оренбургском крае, но оставил краткие записи в дневнике и зарисовки Орской крепости и Оренбурга.
Федор Михайлович Достоевский, автор «Преступления и наказания», в 1854 году был зачислен рядовым в Седьмой сибирский линейный батальон, стоявший в Семипалатинске. Здесь, на казахской земле, он провел пять лет своей жизни, о которых впоследствии сказал: «По крайней мере, жил, хоть страдал, да жил!»
Крылов Иван Андреевич (1768-1844) – баснописец, драматург. Будучи еще ребенком, Крылов во время пугачевского восстания находился в Уральске, затем в Оренбурге, куда отправил свою семью отец-капитан. Воспоминаниями И.А.Крылова воспльзовался А.С.Пушкин, воспроизведя их в своем историческом труде о Пугачеве.
Толстой Алексей Константинович (1817-1875) – писатель; автор романа «Князь Серебряный», драматической трилогии «Смерть Ионна Грозного» и др. известных произведений, он в 1841 году гостил в оренбургском крае. Пребывание здесь дало ему материал для очерка «Два дня в киргизской степи».
Владимир Галактионович Короленко - писатель, автор «Слепого музыканта», работал в архиве Уральского казачьего войска с июня по сентябрь 1900 года, искал свидетельства событий Пугачевского бунта, написал очерки «У казаков» и «Пугачевская легенда на Урале»
Михаил Александрович Шолохов, писатель, автор «Судьбы человека» и «Тихого Дона», во время войны вместе с семьей проживал в п.Дарьинск в 30 км от Уральска, впоследствии ежегодно приезжал к друзьям на охоту.
Константин Александрович Федин, писатель, в 1910-1913 гг. гостил в Уральске; по его собственному признанию, с Уральском у него связано начало творческого пути. Роман «Братья» написан на Уральском материале.
Владимир Иванович Даль, русский прозаик, этнограф, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка», был в Уральске в 1833 году и писал об Уральске.
Виталий Валентинович Бианки, писатель. В конце 1925 года Бианки был арестован и приговорен за участие в несуществующей подпольной организации к трём годам ссылки в Уральск.
Сергей Александрович Есенин, поэт, был в Оренбурге проездом в мае 1921 года. Он направлялся в Ташкент к другу А. Ширяевцу. Оренбургский край вдохновил поэта на написание поэмы "Пугачев".
“На кумыс” в Приуралье наведывался и А.П.Чехов, у которого были проблемы с легкими еще с молодых лет. Долго потом дом, где останавливался Антон Павлович, называли именно “Чеховским домиком”.
Кроме известных писателей и поэтов-классиков, в Казахстане побывали и другие знаменитые люди:
Ф.И.Шаляпин, великий русский певец; А.А. Алябьев, композитор; Т. Г Шевченко, украинский писатель; А. В. Суворов, полководец; Н.С.Лесков, писатель; А.Гайдар, писатель; В.И.Чапаев, полководец; Сергей Тимофеевич Аксаков, писатель; Глеб Иванович Успенский, поэт; А.Д.Столыпин, М. Фрунзе, Е.Пугачев – исторические личности.
№11
Кто из казахских поэтов написал стихотворение на отлучение Л.Н.Толстого от церкви и как оно называлось?
В 1901 году Священный Синод объявил Л.Н.Толстого отлученным от церкви.
Если сказать вкратце о причинах отлучения, то это выглядело бы так. Лев Николаевич Толстой утверждал, что только его взгляд на понимание христианства истинен. А все церковные таинства есть не что иное, как приемы колдовства, а все молитвы – заклинания. И что учение церкви – это собрание грубых суеверий. При этом, конечно, Толстой по-своему интерпретировал образ Христа: «Христос учит не делать глупостей: не сердись, не считай никого ниже себя… не плати злом на зло… не считай людей врагами». Это было похожу на религии Дальнего Востока, а не на Христианство. Поэтому Священный Синод решил, что Толстой восстал на Господа и его надо отлучить от церкви, что и произошло в 1901 году.
На это событие отреагировала вся мировая общественность, все те, кому был близок и дорог Толстой – писатель, Толстой – философ, Толстой – человек.
И жители далеких казахских степей также выразили свою поддержку автору «Войны и мира» стихотворением Шакарима Кудайбердиева «Жасымнан жетік білдім түрік тілін», в котором автор стихотворения открыто называет себя учеником Толстого.
Шакарим Кудайбердиев (1858-1931)- казахский поэт, писатель, переводчик, композитор, философ. Шакарима поразило наследие Льва Толстого, особенно его философские статьи. Автор стихотворения на отлучение Толстого от церкви высоко ценил произведения великого русского классика, потому что, по его мнению, они способствовали воспитанию высоких нравственных качеств.
Великого мастера слова Шакарим называет своим вторым учителем после Абая. В свое время Шакарим даже пишет письма Толстому в Ясную Поляну с философскими вопросами и получает ответы!
В стихотворении «Жасымнан жетік білдім түрік тілін» Шакарим Кудайбердиев открыто выражает свою позицию властям и говорит о том, что «сотни лживых суфиев не стоят ногтя одного Толстого». Хочу привести полностью стихотворение автора процитированных строк, так как в нем, на мой взгляд, звучит правда и о «двуличных муллах», и обо всех «лжецах и негодяях», стоящих на пути разума, справедливости, добра и правды.
Я с молодости в совершенстве знал язык свой тюркский,
И переводы многих выдающихся трудов даны на этом языке.
Не проявляя лени, горя желанием работать,
И будто вновь родился, увидел белый свет.
О, песнь Востока, впервые разбудившая меня!
И ясной стала тайна всей Вселенной.
Затем я выучил и русский,
что от невежества освободило мое сердце.
Я не страшусь тех сплетен лживых суфиев и мулл,
С уверенностью говорю, что я Толстого ученик,
Что всей душой любил добро и справедливость,
И потому его назвать могу великим Мудрецом!
Неверный ты, а не Толстой,
Твои слова назвать я верой не могу.
Ты лжец, невежа, негодяй,
Глаза слепые разве могут Свет увидеть?!
Не стану верить я тому, кто веру извратил,
Не стану жертвой я двуличного муллы.
Коль сокровенье истины хотите вы услышать,
То знайте же, что сотни лживых суфиев
Не стоят ногтя одного Толстого!
Не потеряешь ты пути, коли пойдешь за мудрым человеком,
Не подходи, коль верткого муллу или лжесуфия увидишь,
А будь же с теми ты, кто светел разумом и чист душой,
Не ошибёшься, коль вслед пойдёшь за ними!
Мудрые мысли Л.Н.Толстого:
• Война есть убийство. И сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все равно самый худший грех в мире.
• В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя.
• Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. Так же и в книгах.
• Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.
• Если сколько голов — столько умов, то сколько сердец — столько родов любви.
• Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи.
• Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе.
• Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то же дело становится привычкой.
• Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.
• Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Мудрые мысли Абая:
• Воля, ты сильна, но пускай и тобой руководит сердце...
• Воспитай волю - это броня, сохраняющая разум.
• Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигнет ли он ее.
• Искусство правдиво тогда, когда оно слито с правдой жизни.
• Кричащий в гневе - смешон, молчащий в гневе - страшен.
• Кто трудится только для себя, уподобляется скоту, набивающему брюхо. Достойный трудится для человечества.
• Плохой друг, как тень: в солнечный день беги - не убежишь, в пасмурный день ищи - не сыщешь.
• При первой встрече руки жмет, и льстит, и лебезит,
Но отвернись - уже не тот, как подлостью разит.
• Проверяй все сердцем.
• Пустая молодость - беда.
• Худший из числа людей - это человек без стремлений.
|