[size=12]
Пояснительная записка к авторскому материалу
1. Автор работы: Козлова Галина Геннадьевна
2. Должность: Учитель русского языка и литературы
3.Учреждение: КГУ «Гимназия № 1 г.Темиртау»
4. Территория: Карагандинская область, г. Темиртау
5.Название материала «Панорамный урок. Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка»
Разработка панорамного урока по русскому языку в 10 классе с использованием компетентностно - ориентированных заданий.
Тема: Повторение разделов орфоэпии, лексики, пунктуации на основе анализа ошибок, допущенных учащимися в тестах ЕНТ.
Тип занятия: повторительно-обобщающий
Цель занятия: Повторить и систематизировать изученный материал по темам орфоэпии, лексики, синтаксиса, в которых допущено наибольшее количество ошибок при тестировании в формате ЕНТ. Ликвидировать пробелы в знаниях учащихся по повторяемым темам.
Урок построен на технологии компетентностно-ориентированных заданий. Занятие направлено на формирование предметных компетентностей, информационной компетентности, коммуникативной компетентности, компетентности разрешения проблем, формирование компетентности работы в группе.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Оргмомент или мобилизующий этап. Учащимся раздаются «Листы ученика», которые подписываются. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ). Материал к уроку подобран с учётом ошибок, допущенных учениками в пробном ЕНТ.
2. Повторение и систематизация материала.
1 )СТИМУЛ. Ребята, вы знаете, что в нашем городе есть молодёжная газета «Второе счастье». Представьте, что её владелец объявил о наборе сотрудников в её интернет-филиал. Нужен полный штат для работы в газете. Сегодня мы проведём отборочный тур.
Для того, чтобы определить, кто из вас может справиться с должностью «Голос компании», проводим следующий конкурс:
Задачная формулировка.
Задание 1. Внимательно прочитай данные ниже слова, поставь в них ударения.
1.Средства 2.Позвоните 3.Давнишний. 4. Копировать. 5.Каталог 6.Заиндевелый. 7.Обеспечение
8.Зубчатый. 9. Оптовый. 10.Мизерный. 11. Августовский. 12. Ходатайство
Сгруппируй слова по месту ударения в них: заполни вторую строку таблицы соответствующими номерами слов.
С ударением на 1-й слог С ударением на 2-й слог С ударением на 3-й слог
№ № №
Проверяем по ключу.
Инструмент проверки- КЛЮЧ.
С ударением на 1-й слог С ударением на 2-й слог С ударением на 3-й слог
№1,11 № 3,4,6,8,9,10, 12 №2,5,7
Каждый правильный ответ-1 балл.
12 баллов-«Вы приняты». 11-10 баллов-«Вы в резерве». 9-8 баллов-«Извините, эта должность не для Вас»
2) СТИМУЛ В редакцию газеты, где вы работаете, обратился ученик, который не понимает разницы между устойчивыми сочетаниями и крылатыми словами. Помоги ему разобраться.
Задание №2
Задачная формулировка 1. Выдели среди предложенных словосочетаний крылатые слова, впиши номера этих выражений в строку контроля.
1. Ни рыба ни мясо
2. И дым отечества нам сладок и приятен
3. Пятое колесо в телеге
4. Слона-то я и не приметил
5. Голова кругом идёт
6. Муза мести и печали
7. Танталовы муки
8. Попрыгунья Стрекоза
9. Кричать во всю Ивановскую
10. А Васька слушает да ест
Крылатые слова: №______________________
2. Сформулируй критерий, который поможет ученику различать крылатые слова и устойчивые сочетания (фразеологизмы). Работу можно выполнять в паре.
Крылатые слова________________________________________________
Инструмент проверки- ключ №2
Крылатые слова: №2,4,6,8,10. Каждый правильный ответ – 2 балла. Правильная
формулировка критерия отличия крылатых слов- имеют автора – добавляет 2 балла.
Итоги отборочного тура-
12-11 баллов- «Повышение в должности (корреспондент)»
10-9 баллов-«Зачислены в штат/Остаётесь на прежней должности»
8 баллов и менее - «Работайте над собой, читайте больше!»
Инструмент оценки- формулировка определения. (модельный ответ)
Крылатые слова- образные, меткие выражения ,изречения знаменитых людей, цитаты из художественных произведений, т.е. имеют автора. Фразеологизмы созданы народом и авторства не имеют.
3) СТИМУЛ Твой помощник-корреспондент забыл, в каких случаях запятая перед союзом «как» не ставится. Помоги ему, определи, в каких предложениях перед союзом «как» НЕ нужна запятая.
Задачная формулировка. Определи, в каких из данных предложений запятая перед союзом «как» НЕ ставится. В ответе запиши номера выбранных предложений. В случае затруднения обратись к справочному материалу. Работу можно выполнять в паре.
1 ) Сосна, как дерево смолистое, используется в кораблестроении.
2) Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених.
3)Сергей Лазо был прислан как главнокомандующий.
4) Молодые супруги были счастливы, их жизнь текла как по маслу.
5) Как град посыпалась картечь.
6) Наш сад как проходной двор.
7 ) Этот сорт пшеницы, как самый морозоустойчивый, сеют в северных районах страны.
Справка: запятая перед союзом «как» не ставится, если
1) союз «как» имеет значение «в качестве»;
2) оборот с «как» можно заменить существительным в творительном падеже или наречием
3) сочетание с «как» входит в состав сказуемого;
4) оборот имеет характер устойчивого сочетания;
Ответ:________________________
Инструмент оценки- ключ №3
Предложения без запятой перед союзом «как»- №2,3,4,5,6. Каждый правильный ответ -2 балла.
Итоги отборочного тура-
10 баллов- «Приняты корректором с перспективой повышения в должности»
8 баллов-« Приняты. Остаётесь на прежней должности»
6 баллов и менее - «Мы подумаем над Вашей кандидатурой и позвоним позже…»
3. Итог занятия.
Оцените уровень своих успехов в отборочном туре на работу в газете. Кто во всех трёх турах набрал максимальный балл?
Итак, кто-то из вас уже сегодня может претендовать на должность сотрудника молодёжной газеты и получить место работы. Кому-то нужно больше работать над собой и попытаться снова, чтобы не услышать завуалированный отказ («Мы Вам позвоним»).
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛИСТ УЧЕНИКА.
10 класс. Практикум. Повторение разделов из орфоэпии, лексики, пунктуации.
Работа ___________________________(Ф.И)
Задание 1. Внимательно прочитай данные ниже слова, поставь в них ударения.
1.Средства 2.Позвоните 3. Давнишний. 4. Копировать. 5.Каталог 6.Заиндевелый.
7.Обеспечение 8. Зубчатый. 9. Оптовый. 10.Мизерный. 11. Августовский. 12. Ходатайство
2.Сгруппируй слова по месту ударения в них: заполни вторую строку таблицы соответствующими номерами слов.
С ударением на 1-й слог С ударением на 2-й слог С ударением на 3-й слог
№ № №
Задание 2. Выдели среди предложенных словосочетаний крылатые слова, впиши номера этих выражений в строку контроля.
11. Ни рыба ни мясо
12. И дым отечества нам сладок и приятен
13. Пятое колесо в телеге
14. Слона-то я и не приметил
15. Голова кругом идёт
16. Муза мести и печали
17. Танталовы муки
18. Попрыгунья Стрекоза
19. Кричать во всю Ивановскую
20. А Васька слушает да ест
Крылатые слова: №
2. Сформулируй критерий, который поможет ученику различать крылатые слова и устойчивые сочетания (фразеологизмы). Работу можно выполнять в паре.
Крылатые слова_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Помоги корреспонденту справиться с заданием. Определи, в каких из данных предложений запятая перед союзом «как» НЕ ставится. В ответе запиши номера выбранных предложений. В случае затруднения обратись к справочному материалу. Работу можно выполнять в паре/группе .
1) Сосна как дерево смолистое используется в кораблестроении.
2) Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених.
3)Сергей Лазо был прислан как главнокомандующий.
4) Молодые супруги были счастливы, их жизнь текла как по маслу.
5) Как град посыпалась картечь.
6) Наш сад как проходной двор.
7) Этот сорт пшеницы как самый морозоустойчивый сеют в северных районах страны.
Справка: запятая перед союзом «как» не ставится, если
1. союз «как» имеет значение «в качестве»;
2. оборот с «как» можно заменить существительным в творительном падеже или наречием
3. сочетание с «как» входит в состав сказуемого;
4. оборот имеет характер устойчивого сочетания;
Ответ:________________________
_______________________________________________________________________________________
Ключи раздаются перед проверкой или открываются на мультимедийной доске.
Ключ к заданию №1
С ударением на 1-й слог С ударением на 2-й слог С ударением на 3-й слог
№1,11 № 3,4,6,8,9,10, 12 №2,5,7
Каждый правильный ответ-1 балл.
12 баллов-«Вы приняты». 11-10 баллов-«Вы в резерве». 9-8 баллов-«Извините, эта должность не для Вас»
Ключ к заданию №2
Крылатые слова: №2,4,6,8,10. Каждый правильный ответ – 2 балла. Правильная
формулировка критерия отличия крылатых слов- имеют автора – добавляет 2 балла.
Итоги отборочного тура-
12-11 баллов- «Повышение в должности (корреспондент)»
10-9 баллов-«Зачислены в штат/Остаётесь на прежней должности»
8 баллов и менее - «Работайте над собой, читайте больше!»
Ключ к заданию № 3
Предложения без запятой перед союзом «как»- №2,3,4,5,6. Каждый правильный ответ -2 балла.
Итоги отборочного тура-
10 баллов- «Приняты корректором с перспективой повышения в должности»
8 баллов-« Приняты. Остаётесь на прежней должности»
6 баллов и менее - «Работайте над собой, читайте больше!»
|