Маханова Айман Жулдызбаевна,
Учитель русскогоязыка и литературы СШ № 101 г.Кызылорда
Д.Мамин-Сибиряк «Волки»
(6 класс,литературное чтение)
Цели урока: добиться осмысленного восприятия
школьниками идейно-художественного содержания рассказа; способствовать развитию
творческого мышления детей, формированию их умений излагать мысли, обобщать;
создать условия для пробуждения чувства любви к природе, милосердия и
сострадания «к братьям нашим меньшим».
Тип урока: комбинированный
Метод: стратегия «Развитие критического
мышления через чтение и письмо» (кластеры, «проблема на ладони », дебаты, эссе
«Моё отношение к волкам».)
Наглядность: портрет Д.Н. Мамина - Сибиряка,
иллюстрации к рассказу, музыка.
ХОД УРОКА:
I Организационный этап.
II Проверка домашнего задания
(Опережающее задание: подготовить сообщение о
волках.
III Актуализация знаний.
Мозговой штурм.
- О ком говорят: «сколько его ни корми, всё
равно он в лес смотрит»?
- Конечно, о волке. Тема нашего урока: Д.
Мамин – Сибиряк. «ВОЛКИ».
- Что вы знаете об этом писателе?
- Какие его произведения вы помните?
(«Приёмыш», «Серая шейка»).
-Какую цель поставим сегодня на уроке?
- Познакомиться с рассказом Д. Мамина –
Сибиряка «Волки», понять идейное содержание произведения и проанализировать
его.
IV.Формирование новых знаний.
-Какие ассоциации возникают у вас, когда мы
говорим слово «волк»?
(ученики записывают ассоциации на своих
листах: голодный, лютый, злой, мстительный, кровожадный, хищник).
V.Прочитать рассказ «Волки» и составить план.
(Работа в группе: чтение, определение
микротем, составление плана рассказа.)
Примерный план: План
1.Встреча с волком.
2.Смирный волк.
3.В гостях у лесника.
4.До своих -то они жалостливые.
5.А ведь ругают люди волков,
(Ведущие групп заполняют оценочные листы)
VI.Анализ текста.
- Как вы думаете, почему рассказ назван
«Волки», а не «Волк».
- Потому что здесь рассказывается о волках
вообще, дается, как бы обобщение, а также говорится о взаимоотношениях
волков.....
- На какие смысловые части можно разделить
рассказ?
Рассказ можно разделить на три смысловые
части: встреча с волком, рассказ лесника, о добре и заботливости.
- Как выглядел старый волк?
- глаза смотрели не злобно, а как-то даже
испуганно и устало
- пасть у него была пустая
- глаза глядели жалобно
- он прихрамывал и тяжело передвигал ноги.
- Как относится молодой волк к старому?
(Заботливо. Сусликов каких-то принес, положил
возле старика – волка; молодой волк отрывает куски мяса и бросает старому, как
волчица волчонку.
- Определите идею рассказа? О доброте и
заботливости волков.
VI.Контроль.
Проблема на ладони
1 группа 2 группа – обвинители
-Что вы можете сказать - Подготовьте
обвинительную речь?
в защиту волков? (3 минуты)
(творческая работа в группе).
VII Напишите эссе «Моё отношение к волкам».
(индивидуальная творческая работа. Ведущие
групп заполняют оценочные листы).
VIII Рефлексия:
- О чём вы сегодня узнали на уроке?
- Изменилось ли ваше отношение к волкам?
- Было ли вам комфортно на уроке?
IX Оценивание:
Спикеры оцените работу своих групп.
Домашнее задание: подготовить выразительное
чтение отрывка текста, нарисовать иллюстрации к рассказу «Волки».
|