Дукенбаева Лаззат Жаксылыковна,
учитель русского языка и литературы СШ № 101, г.Кызылорда
Имя прилагательное
(Урок русской речи в 5 классе казахской средней школы)
Цель: дать понятие об имени прилагательном
как о части речи, научить определять морфологические признаки прилагательных,
развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, вырабатывать
умение употреблять прилагательные в устной и письменной речи, развивать мышление, способствовать обогащению словарного
запаса учащихся, воспитывать самостоятельность.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы: рассказ учителя, практические
упражнения, работа с учебником, использование ИКТ
Оборудование: интерактивная доска
Ход урока:
1. Оргмомент.
Приветствие
2. Актуализацияч
знаний и постановка проблемы. Подводящий диалог:
- Назовите
раздел науки о языке, который мы изучаем. (морфология). Что изучает морфология?
-
Какую часть речи мы с вами прошли? (имя существительное)
- Сегодня
нас ждет встреча со следующей частью речи.
Слово учителя: Жизнь прекрасна и удивительна!
Окружающий нас мир полон красок, эмоций, запахов, состояний. Он то грустный, то
веселый, то красный, то голубой. Он может быть толстым и токим, кислым и
сладким! Он такой разный, но такой прекрасный и любимый! Сегодня у нас начался день. А если мы скажем , что сегодня добрый день.Посмотрите как прилагательное
добрый точно описало какой сегодня день по своему характеру. Итак, имя прилагательной – часть речи, которая
более точно может описать окружающий мир. Тема нашего урока Имя прилагательное.
Задачи урока:
(слайд № 1)
1. Что
такое имя прилагательное
2. Морфологические
признаки имени прилательного
3. Синтаксическая
роль в предложении
4. Роль
прилагательных в речи
3. Работа
с текстом (слайд № 2 текст на интерактивной доске)
Наступил вечер. Синь играет в зареве заката.
Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. Закат торжественен, строг и пока еще
горяч. И грустно думать в этот миг, что скоро не станет этого чуда.
Задания к тексту:
1. Определить
стиль и тип текста.
2. Какова
тема, главная мысль текста?
3. Добавьте
в текст имена прилагательные из слов для справок.
Слова для справок: фиолетовый, зимний,
поднебесный, незабываемый, багряный, звонкий.
4. Какой
из двух текстов понравился больше? Почему? Сделайте вывод о роли имен
прилагательных в речи.
5. Сделайте
синтаксический разбор предложений №2.3,4.
Какую синтаксическую роль выполняют имена прилагательные в предложении?
6. Выпишите
из текста имена прилагательные вместе с существительными, к которым относятся и
определите род, число, падеж. Как мы определили морфологические признаки
прилагательных, от чего они зависят, сделайте вывод.
Учитель: Есть такая легенда: родились
прилагательные, но вот незадача – не было у них собственного рода, числа,
падежа. «Что если нам попросить их у Существительного?» - подумаои
прилагательные. Существительные согласились и одолжили свои формы. Так и живут
до сих пор: берут у Существительных напрокат формы рода, числа, падежа. Они
любят Существительные и жить без них не могут.
4. Закрепление.
Задание: определить морфологические признаки
прилагательных:
По белому полю; чистым снегом, морозного
утра, горных вершин, о родной природе, чудесным вечером, солнечное утро.
Упражнение № 4 по учебнику(самостоятельно)
Задание: к данным прилагательным подобрать
антонимы, составить с ними словосочетания:
шумный; легкий; поздний; грустный; светлый.
5. Подведение
итогов урока:
- С
какой часть речи мы познакомилсь? Что мы называем именем прилагательным?
- Какими
морфологическими признаками обладают имена прилагательные? С какой часть речи
связаны грамматически прилагательные?
- Какую
синтакическую роль выполняют в предложении?
- Для
чего мы используем прилагательные в речи?
6. Оценка
знаний учащихся
7. Дача
домашнего задания: учить имя прилагательное как часть речи, упр№ 7
|