Пятница, 17.05.2024, 08:44
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Педагогика и психология [8]
ИЗО и черчение [6]
Русский язык и литература [36]
Казахский язык и литература [61]
Иностранные языки [22]
Физика и математика [64]
Химия и биология [25]
История и география [26]
Технология труда и экономика [18]
НВП и физкультура [11]
Музыка и пение [9]
Начальная школа [47]
Внеклассная работа [6]
Самопознание [5]
Информатика [15]
Основы права [1]
Воспитательный час [6]
Доклады [6]
Авторские программы [6]
Работы учеников [2]
Нормативная база [1]
Презентации [10]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Профессия учителя-это
Всего ответов: 421
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Файлы » Русский язык и литература

С.Козлов «Как ежик с медвежонком протирали звезды»
[ Скачать с сервера (18.4 Kb) ] 10.02.2014, 02:07

Дукенбаева Лаззат Жаксылыковна,

Учитель русского языка и литературы СШ № 101, г.Кызылорда

 С.Козлов «Как ежик с медвежонком протирали звезды»

 ( 5 класс,литературное чтение)

Цели урока:

1) Образовательная:

• Знакомство с авторской сказкой, подготовка учащихся  к пониманию особенностей характеров героев сказки;

• Формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею художественного произведения, находить элементы сюжета;

• Подвести детей к пониманию сложного лирико-философского смысла сказки.

2) Развивающая

• Развитие речи учащихся;

• Формирование  умения осознанного, правильного и выразительного чтения;

• Развитие умений анализировать повествовательный текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения.

 

3) Воспитательная:

•  Воспитание чувства прекрасного; экологическое воспитание

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы и приемы: слово учителя: ассоциация, беседа, сопоставление

Наглядность: учебная презентация

Оборудование:  интерактивная доска

                                                      Х О Д   У Р О К А:

1.         Оргмомент.

2.         Актуализация знаний учащихся.

– Что такое сказка? На какие виды делятся все сказки?  Что такое авторская сказка? Чем авторские сказки отличаются от народных?

• Я думаю, вы уже догадались, что речь на уроке сегодня пойдет о сказке.

 Сегодня у нас с вами встреча с героями одной чудесной авторской сказки. Это очень романтичные, мечтательные герои. Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой С.Козлова  «Как ежик с медвежонком протирали звезды»

3. Первичное восприятие. Чтение сказки учителем.

(На фоне красивой лирической мелодии учитель читает сказку «Как Ёжик и Медвежонок протирали звёзды») (слайд )

4. Анализ произведения. Беседа по содержанию:

• Понравилась ли вам сказка, ребята? Чем? Поделитесь впечатлениями ?

• Как вы думаете, каким образом мог родиться замысел этой истории у автора? (умел видеть сказку рядом с собой, в простых и привычных вещах)

• А вы любите наблюдать за звёздами? Почему? (действительно, прекрасное звёздное небо не может не восхищать)

• А вы замечали, что звёзды на небе не всегда сверкают ярко, иногда они светят тускло, а бывают ночи, когда звёзд на небе не видно совсем. Вы не задумывались над тем, почему так бывает?

• А какое сказочное объяснение даёт этому автор? А звёзды падают, потому что иногда….

5. Постановка учебной задачи.

• Знаете, ребята, сказка, которую мы с вами читаем, сказка непростая. Это сказка – притча. Вам знакомо это слово? (слайд )

• Чтобы понять иносказательный смысл сказки «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды», понять авторский замысел, сказку необходимо внимательно прочитать вновь.

• Вы хотите прочитать сказку ещё раз? В каком темпе вы будете читать сказку? Почему? (спокойное неторопливое повествование предполагает спокойный темп чтения)

• А с какими интонациями? Почему? (рассказ о хрупком бережном отношении к красоте предполагает соответствующие интонации: нежные, мягкие, мелодичные)

6. Чтение сказки детьми. (слайд )

7. Анализ образов.

• Скажите, ребята, каким вы представляете Ёжика, какой он? Откуда это видно? Докажите текстом (усердный, ответственный, смелый, старательный, трудолюбивый, не слагал ответственность с себя, не перекладывал её на других: «кто же протрёт звёзды» - эту важную работу нужно сделать самому, не ждать, что кто-то другой сделает её за тебя)

• Что больше всего волнует Ёжика? (что звёзды, эти прекрасные звёзды могут потускнеть, а красота не должна исчезнуть) Как сам он об этом говорит? (2 абзац)

• Как Ёжик делает своё дело? Подтвердите примерами из текста.

• Словарная работа.

«Кропотливо» - это как? Подберите синонимы, родственные слова. (Усердно, старательно, детально; трудолюбивый, вникающий в мелочи)

Учитель: Интересно, что слово «кропотливый» произошло от старославянского «кропот» - ворчание, «кропотать» - ворчать, у Козлова Ёжик «ворчит», найдите это место в сказке. Для внимательных читателей, умеющих читать между строк, намёк на то, что Ёжик «трудолюбивый, усердный», а не ворчливый, недовольный)

• А как протирает звёзды Медвежонок? Найдите подтверждение своих слов в тексте. (Тоже очень старался, но не всегда у него получалось.) В жизни так случается: даже если очень стараешься, не всегда всё получается так как хочется. Вы со мной согласны?

• Но останавливали Медвежонка неудачи? ( Значит, важно не останавливаться перед трудностями, продолжать делать хорошие дела.)

• Плохо ли то, что у Медвежонка иногда падали звёзды? (На падающую звезду можно загадать желание, говорят оно всегда сбывается)

• Почему Медвежонок считает что «протирать звёзды» - это «счастливая мысль»?

• Для кого старались Ёжик с Медвежонком? (для всех, «все в лесу знали»)

• Они ждали награду за свою работу? (нет, мы этого не видим, чувствуется, что они делали это бескорыстно)

• Можем ли мы с вами найти в сказке портреты героев, даёт ли автор оценку тому делу, которым они занимаются? (нет, но ведь мы с вами сумели почувствовать симпатию к ним)

• Благодаря чему автору удаётся передать своё отношение к героям сказки? (Детальное, очень обстоятельное описание того дела, которым они занимаются – подчёркивает важность их дела и вызывает уважение к ним, использование слов с уменьшительно–ласкательными суффиксами)

• Какая из пословиц подходит к сказке? Посоветуйтесь в группах. (слайд )

Кто любит добрые дела, тому жизнь мила.

Благородно только то, что бескорыстно.

Доброе дело без награды не остаётся.

• Можно ли в слова «протирать звёзды»  вложить не буквальный, не прямой , а иносказательный смысл (делать хорошие дела, направленные на благо других, делать добросовестно, кропотливо, бескорыстно, не ожидая награды)

• Вот какую важную мысль доказывает в произведении автор. (Каждый должен делать хорошие дела, делать неустанно, бескорыстно, и тогда мир вокруг нас изменится, станет лучше)

• А вы, хоть изредка, «протираете звёзды»? Как?

8. Творческая работа. (слайд )

Учитель: Я предлагаю вам поразмышлять на одну из выбранных тем, запишите свои мысли на звёздочках.

Что я сделал хорошего?

Чем я могу помочь людям?

Что изменится, если мы чаще будем «протирать звёзды»?

9. Итоги урока. (чтение сочинений)

Учитель: Поднимите звездочки вверх, вот сколько хороших дел вы можете сделать. Значит, в наших силах изменить мир, сделать его лучше, как это делают ежик с медвежонком,  важно  «протирать звёзды».

10. Комментирование оценок учащихся

11. Дача домашнего задания.

Категория: Русский язык и литература | Добавил: Kairat
Просмотров: 4333 | Загрузок: 177 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика