Воскресенье, 22.12.2024, 11:06
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Педагогика и психология [8]
ИЗО и черчение [6]
Русский язык и литература [36]
Казахский язык и литература [61]
Иностранные языки [22]
Физика и математика [64]
Химия и биология [25]
История и география [26]
Технология труда и экономика [18]
НВП и физкультура [11]
Музыка и пение [9]
Начальная школа [47]
Внеклассная работа [6]
Самопознание [5]
Информатика [15]
Основы права [1]
Воспитательный час [6]
Доклады [6]
Авторские программы [6]
Работы учеников [2]
Нормативная база [1]
Презентации [10]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Профессия учителя-это
Всего ответов: 423
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Файлы » Русский язык и литература

«Как Незнайка сочинял стихи»
[ Скачать с сервера (26.0 Kb) ] 10.02.2014, 02:10

   ДУКЕНБАЕВА  Л.Ж.

 учитель русского языка и литературы СШ № 101 г.Кызылорда 

«Как Незнайка сочинял стихи»

(Открытый урок,5 класс,литературное чтение)

 Цели урока:

1.         Познакомить учащихся с творчеством Н.Носова, проанализировать юмористическое произведение, учить осознанному и выразительному чтению, работать с текстом, научить видеть смешное в жизни,  научить различать стихи от прозы;

2.         Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, обогащать словарный запас новыми словами,  развивать чувство юмора, творческие способности;

3.         Воспитывать культуру речи, уважительное отношение друг к друг

Задачи:

1.         Глубже раскрыть образ главного героя произведения, формировать умение определять причину поступков этого героя;

2.         Развивать внимание к музыке стиха: ритму, рифме, звукописи;

3.         Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления, умением аргументировать, анализировать, обобщать;

4.         Развивать познавательные интересы учащихся, чувство юмора, расширять читательский кругозор;

5.         Способствовать активизации каждого ребенка в творческой деятельности;

6.         Создание устойчивой положительной мотивации к чтению книг Н.Носова

Тип урока:  урок изучения нового материала

Методы: беседа, частично-поисковый, словесно-наглядный, мозговая атака, синквейн

Оборудование: мультимедийный проектор, «Толковый словарь» С.И.Ожегова, книги Н.Носова

Медиапродукт: Учебная презентация POWER POINT

 

                                        ХОД  УРОКА:

I.          ОРГМОМЕНТ.  Приветствие,  проверка готовности к уроку.

II.         Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Итак, ребята, с этой четверти по литературе мы начали изучать новый раздел. Как он называется?

Ученик: «Почему нам бывает смешно?»

Учитель: Как вы думаете, какие произведения по своему содержанию входят в этот раздел?

Ученик: Веселые, смешные

Учитель: Веселые рассказы вызывают у людей улыбку, смех. А смех – дело серьезное. Совсем не смешно, если человек смеется над неудачей своего товарища. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь самому рассказать о забавном случае.  Именно этому мы будем учиться на уроке.  Наш урок посвящен знакомству с рассказом  «Как Незнайка сочинял стихи» известного детского писателя Николая Николаевича Носова,  историей его жизни и творчества.

Эпиграфом к уроку я взяла слова писателя Л.Кассиля: «Носов пишет с заразительной веселостью. За веселыми ситуациями, забавными историями, очень смешными диалогами проступает какая-то умная, нужная мысль. И она помогает яснее разглядеть жизнь, понять смысл дружбы и труда человеческого, показать себя надежным человеком…»

III.        Изучение нового материала.

1.         Знакомство с жизнью и  творчеством Н.Н.Носова.

Рассказ учителя:

-           Н.Н.Носов (1908-1976) родился в Киеве 23 ноября 1908 года. Какое-то время семья жила в маленьком поселке Ирпень, потом снова вернулась в Киев. Увлечения школьных лет были многообразны: музыка, пение, любительский театр, сочинительство для рукописного журнала «ИКС», а также химия, шахматы, радио, электроника, фотография. Позже Носов продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Мечтал стать музыкантом, потом химиком, но к двадцати годам поступил на режиссерский факультет, где учился его старший брат Петр.  Работал кинорежиссером, художником-мультипликатором. В годы Великой отечественной войны  снимал фильмы на линии фронта. Поставил несколько учебных фильмов для Советской Армии. В 1943 году был награжден Орденом Красной звезды. В литературу пришел случайно:  родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы.

В 1969 году награжден  Государственной премией РСФСР им. Н.К.Крупской за трилогию о Незнайке.

2.         Работа над произведением.

А) Выразительное чтение рассказа по ролям

Б) Словарная работа: подбирать – таңдап алу; сочинять – шығару, жазу; сочинять стихи – өлең жазу; смысл – мән, мағына

В) Анализ произведения.

- Давайте определим литературный жанр произведения. Итак, роман-сказка называется  «Приключения Незнайки и его друзей».  Уясним смысл слова приключение, заглянем в словарь С.Ожегова . Приключение – происшествие, неожиданный случай в жизни, роман -  повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, сказка -  один из жанров устного народного творчества, волшебного, бытового характера с фантастическим вымыслом, рассказ – повествовательное произведение небольшого размера.

В о п р о с н о – о т в е т н а я  б е с е д а :

1.         - Эта сказка народная или литературная? (литературная) Кто главный герой? Что сказочного в рассказе? Аргументируйте ответ доказательствами. ( 1) действующие лица коротышки, 2) действие происходит в сказочном  Цветочном городе, на улице Колокольчиков, 3) имена коротышек.

2. Кто главный герой рассказа? Что означает это имя? (Незнайка – человек, который мало знает или ничего не знает).

2. - Какова тема рассказа?

Тема:  Незнайка хочет стать поэтом

3.- Какую проблему поднимает автор в рассказе?

Проблема: Что нужно, чтобы стать поэтом?

4.- Какова идея произведения?

Идея: Чтобы быть поэтом, надо  учиться наблюдательности, трудолюбию, приобретать знания.

5.Составим план  рассказа

Тип текста : повествование

П Л А Н

1.         Вступление (басталуы). Незнайка решил сделаться поэтом.

2.         Завязка (шиеленыс). Незнайка учится у Цветика.

3.         Развитие действия. Незнайка сочиняет стихи.

4.         Кульминация (шарықтау шегі). Не стихи, а дразнилки.

5.         Развязка (шешім). Друзья обиделись на Незнайку.

6.         Заключение. Незнайка решил больше не сочинять стихи.

6.Работа над образом главного героя.

- Кто учит Незнайку сочинять стихи? Что советует Цветик? (сочиняй так, чтобы был и смысл, и рифма). Что такое рифма, поэт? Рифма – созвучие концов стихотворных строк., поэт – писатель, автор стихотворных поэтических произведений.

-  Что делает Незнайка, придя домой?  Какие стихи он сочинил и про кого? Найдите в тексте, прочитайте вслух .(Незнайка сочинил стихи про Знайку, про Торопыжку, про Авоську)

- Как восприняли друзья стихи?  Почему им не понравились эти  стихи? Правильно ли Незнайка подобрал рифмы в своих стихах?(Стихи не понравились друзьям,  в стихах он дразнит друзей, говорит неправду).Давайте обратимся к толковому словарю и выясним значение слов дразнилки, издевательство.

Дразнилки –прибаутки, стишки, песенники, в которых предметом вышучивания , осмеяния и иногда издевки являются имена, физические недостатки и внешность.

Издевательство- злая насмешка, оскорбление, а также оскорбительный поступок, поведение по отношению к кому-нибудь, чему-нибудь.

- Расскажите, как Незнайка понимал поэзию? Подтвердите словами из текста.

- Почему у Незнайки не получились стихи? ( В сочинении стихов важен не только подбор рифмы, но нужно учитывать и  смысл слов, заложенный в слова стихотворения.  Стихи Незнайки переросли в дразнилки, он ущемил достоинство своих друзей, навел на себя их обиду и негодование.  Острота ума, мудрость, меткость, смекалка – основа стихотворения.  Значит, чтобы сочинять стихи нужен особый подход, нужны знания и умения. Ведь поэзия – это искусство слова, поэтому стихотворение должно иметь эстетическое воздействие на человека, у слушателя должно быть интересное восприятие произведения.

- Давайте дадим характеристику главному герою. Незнайка – какой он по характеру? (Смешной, неунывающий, веселый, забавный, фантазер, общительный)

- Эта история смешная? (Да, это – юмористический рассказ)

-Что такое юмор? Найдите толкование в словаре.

Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо.

- Что смешного в этом рассказе? Что высмеивает автор? (Это веселый, смешной рассказ,  автор изображает героев в смешном виде, с юмором показывает человеческие недостатки, тем самым доступно сообщает что-то интересное, полезное. Носов высмеивает незнание, неумение, поверхностное отношение к делу, отсутствие чувства юмора, взаимопонимания).

IV. Закрепление знаний

1. Работа в группах. Игра «подбери рифму»:

1.Улетел орел домой                                          Улетел орел домой

   Солнце скрылось под…горой

2.Мы делили апельсин,

   Много нас, а он…один

3.Шевелились у цветка

   Все четыре… лепестка

4.Доедая с маслом булку,

   Братья шли по… переулку.

5.В небе плыли облака,

   Под горой текла … река.

6.На болоте стоит пень

   Обойти его мне …  лень.

7.На полянку вышел зайка

    Видит там  синичек … стайка,

    Он открыл свою шкатулку,

    Дал синицам с маком … булку.

8.Коротышка озорной

   В яркой шляпе … голубой,

   Неумейка и зазнайка,

   И зовут его … Незнайка.

2.         Выберите наиболее подходящую к содержанию рассказа  пословицу:

1.         Не зная броду, не суйся в воду

2.         Не стыдно не знать, стыдно не учиться

3.         Где нет знаний, там нет и умений

V.         Обобщение и систематизация знаний.

1.         Что вы посоветуете Незнайке?  А его друзьям? (Незнайке не хватало умений и знаний в стихосложении, а его друзьям  - чувства юмора. Если бы друзья приняли бы стихи Незнайки за милую шутку, то, возможно, между ними не было бы обиды. Значит иметь чувство юмора нам на пользу.)

2.         Самостоятельная работа - составление сенквейна.

1.         Незнайка

2.         Веселый, смешной

3.         Выдумывает, сочиняет, хвастается

4.         Любит увлекаться чем-нибудь

5.         Фантазер

VI.        Подведение итогов урока.

-  Можно ли научиться я писать стихи? Чему учит рассказ Н.Носова?

Учитель: Сегодняшнюю нашу работу над произведением  Носова я бы хотела подытожить стихами про Незнайку:

Прежде чем промолвить слово,

Ты все взвесь и не спеши,

Чтобы все сказать толково

Все обдумай и реши.

Хоть случайно, хоть шутя,

Вежлив будь с людьми всегда.

В жизни истина одна –

Не болтай впустую зря!

Знания – вот это сила,

Грамотность всегда нужна.

Разум, мудрость, похвала –

В жизни важные  слова

Оценка знаний учащихся

VII.       Дача домашнего задания

Выразительное чтение по ролям, ответить на вопросы после текста, подобрать рифмы к стихам на стр.70.

Категория: Русский язык и литература | Добавил: Kairat
Просмотров: 10603 | Загрузок: 251 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика