Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.
В инновационных технологиях в обучении русскому языку и литературе успешно применяются множество приёмов. Мне хотелось бы остановиться несколько подробнее на некоторых из них, которые используются в технологии развития критического мышления. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Дискуссия — одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока в 6-8 классах знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими ребята выражать свои мысли. Основные задачи дискуссии: обмен первичной информацией; выявление противоречий; переосмысления полученных сведений; сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является: уважение к различным точкам зрения ее участников; совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий. Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления. На некоторых уроках эффективно использую чтение с остановками и вопросы Блума (условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов). Этот прием, как правило, использую в работе с 6 класса, когда ученики уже имеют определённые навыки анализа текста. Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или ином этапе. При работе особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (их, как правило, несколько). Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий проста и логична: посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является ключевым идеи, темы; вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы; по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: не бояться записывать все, что приходит на ум; дать волю воображению и интуиции; продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут; постараться построить как можно больше связей; не следовать по заранее определенному плану. Приведу пример использования кластера на уроке русского языка в 6 классе по теме «Зимний пейзаж». Подготовка к сочинению – описанию (фрагмент урока). Задание. Работа в группе. Прочитайте тексты, найдите непосредственное описание снежинок, предоставьте его в виде “кластера – снежинки” (Если нужно, сделайте у снежинки больше шести лучей). «Снежная королева» (Х. К. Андерсен) « За окнами порхали снежинки. Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как две ясных звезды…» «Снеговик» (Х.К.Андерсен) «…А что за красота была, когда взошло солнышко! Деревья и кусты в саду стояли все осыпанные инеем, точно лес из белых кораллов! Все ветви словно покрылись блестящими белыми цветочками! Мельчайшие разветвления, которых летом и не видно из-за густой листвы, теперь ясно вырисовывались тончайшим кружевным узором ослепительной белизны; от каждой ветки как будто лилось сияние!...Вот было великолепие! Встало солнышко…Ах как всё вдруг засверкало, загорелось крошечными ослепительно белыми огоньками! Всё было точно осыпано алмазной пылью, а на снегу переливались крупные бриллианты!» Составление кластера. У учащихся получаются такие работы:
"Снеговик" Снежинки можно описать по форме, цвету, размеру, узору, по ощущению, по действию. Примеры находим на составленном “кластере”. Дополните “кластеры” своими словами, характеризующими снежинки по разным признакам, не забывая о синонимах (сквозные, пушистые, резные, холодные, хрупкие; кружатся, порхают, как бабочки…) Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Основные требования к использованию метода проектов: 1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы. 2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов. 3. Самостоятельная деятельность учащихся. 4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). 5. Использование исследовательских методов. 6. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал “путешествий, компьютерная газета, доклад и т.д). Типы проектов. По предметно-содержательной области выделяются монопроекты и межпредметные. Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Часто работа над таким проектом имеет продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время. Литературно-творческие проекты - наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира ... объединяются, чтобы написать какой-то рассказ, сказку, повесть, статью в газету и т.д. Языковые проекты касаются проблемы изучения русского и иностранного языков. Межпредметные проекты. Как правило, выполняются во внеурочное время. Это - либо небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, “Единое речевое пространство”, “Культура общения”, “Проблема человеческого достоинства в обществе XiX -XX веков и пр.) По характеру контактов проекты бывают внутренние или региональные (в пределах одной страны); международные. По количеству участников проектов выделяются личностные, парные, групповые. По продолжительности выполнения проекты бывают краткосрочными, которые могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные; средней продолжительности (от недели до месяца); долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).
Общие подходы к структурированию проекта
1. Начинать следует с выбора темы проекта, его типа, количества участников. 2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем и т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим обсуждением. 3. Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможным методов исследования, поиска информации, творческих решений. 4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 5. Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах. 6. Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование. 7. Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов. Параметры внешней оценки проекта: значимость и актуальность выдвинутых проблем; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений; характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения и выводы; эстетика оформления результатов выполненного проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы. К использованию на уроке данного метода нужно готовить ребят постепенно. Так уже в 7 классе по русскому языку можно подготовить с учениками несколько проектов по изученным частям речи. Темы по морфологии очень обширны, имеют несколько микротем, требуют много работы при отработке навыков и умений, поэтому на стадии закрепления можно подготовить и проект по изученной теме. Ёще один плюс этой работы психологический: 7-й класс это, так называемый, «трудный» возраст, когда ребёнка сложно чем- то заинтересовать. А новый вид работы всегда интересен, тем более что можно работать в группах, что тоже имеет немаловажное значение для ребят этого возраста. Если работа в этом направлении ведётся учителем целенаправленно, то к 10-11классу ученики уже достаточно владеют навыками создания проекта, чтобы выполнять эту работы самостоятельно. Для учебных проектов важно: определить цель исследовательской, практической или творческой деятельности; обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации; выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы; сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки, необходимых для проекта данных и анализа результатов; опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть, например, сценарий будущего медиатекста); осуществить практическое выполнение плана проекта; подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты. Возьмём, к примеру, фрагмент подготовки проекта по литературе в 9 классе «Анализ поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя»: Рассматриваемый проект направлен на активизацию исследовательских навыков и формирование у учащихся информационной культуры. Внимание школьников акцентируется на связи поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» с «Божественной комедией» Данте, итальянского поэта XIII века. В процессе работы учащиеся формируют навыки самостоятельного анализа художественных произведений, умение проводить сопоставительный анализ текстов произведений. В результате у них должно сложиться представление о литературе как о целостном непрерывном процессе. Цели учебного проекта по творчеству Н.В.Гоголя можно сформулировать следующим образом: развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся; формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; формирование навыков анализа художественного произведения и работы с различными источниками информации; формирование умения видеть эту проблему, предлагать пути ее решения, планировать и реализовывать проектную деятельность; воспитание интереса к родной культуре. Задачи: активизация познавательного интереса учащихся; формирование навыков анализа и сопоставления текстов художественных произведений; формирование навыков использования ИКТ для решения проектных задач; формирование навыков устной и письменной речи учащихся; формирование умения определять особенности преломления в творчестве автора традиций, сформированных мировой литературой. формировать умение классифицировать литературные явления. Основополагающий вопрос: «Живая» у Чичикова душа или «мертвая»? В соответствии с проблемным вопросом могут быть сформированы рабочие группы. Каждой группе предлагается провести собственное исследование, ответив на проблемные вопросы. Одна из тем ученических исследований следующая: Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (презентация Power Point) Этапы проведения проекта: Введение учащихся в проблему и формулирование тем исследований учащихся Формирование рабочих групп для проведения исследования Выдвижение гипотез для решения проблем и определение формы представления результатов Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопроса защиты авторских прав Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе Самостоятельная работа групп по выполнению задания учебного проекта Подготовка учащимися материалов для отчета о проделанной работе Защита полученных результатов и выводов, обсуждение и оценка проекта Каждая группа учащихся имеет свою область исследования в рамках всего учебного проекта, очерченную кругом проблемных вопросов. В соответствии с этими проблемными вопросами у каждой группы есть свои задания. Группа, работающая над образом Чичикова, должна выполнить следующие задания: Дайте характеристику образу Чичикова по плану: 1. Портрет. 2. Художественные детали. 3. Одежда. 4. Манеры, речь. 5. Биография героя: происхождение, детские годы, наставления отца, годы учения, служба. 6. Характеристика другими персонажами и авторская характеристика. 7. «Говорящая» фамилия. Сравните образ Чичикова с образами помещиков и губернских чиновников? Ответьте на вопросы: 1. «Живая» Чичиков душа или «мертвая»? 2. Какими грехами отягчена душа героя? 3. Возможно ли очищение Чичикова от грехов? Оформите результаты своего исследования в виде презентации Power Point «Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Учитель готовит дидактические материалы в поддержку исследовательской деятельности. Результатом работы каждой группы должны стать презентации и буклет, оформленные с помощью компьютера. Следовательно, каждый из членов рабочей группы будет выполнять индивидуальное задание в рамках общей учебной задачи. А завершением работы всех групп должен стать ответ на основополагающий вопрос проекта. Выводы, к которым должны прийти учащиеся, выполняющие данный проект, можно сформулировать следующим образом: Образ Чичикова неразрывно связан с образом дороги, путешествий во времени, это дорога-спасение, следовательно, есть надежда на спасение, недаром Н.В.Гоголь задумывал провести своего героя через все три тома «Мертвых душ». Правила оформления презентации: Слайд Содержание слайда Слайд 1 Проблема самостоятельного исследования. Авторы. Слайд 2 Цели и задачи исследования. Слайд 3 Гипотеза исследования. Слайд 4 Ход исследования. Слайд 5 Результаты исследования. Слайд 6 Выводы. Слайд 7 Список использованных источников.
Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи, вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика. Существует множество видов нестандартных уроков. Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность. Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой. Например, урок-семинар имеет повторительно-обобщающий характер и его целесообразно проводить в старших классах. Хотя в сильном классе можно попробовать такую форму уже в среднем звене, так как она способствует формированию научного стиля речи, самооценке собственных высказываний, оказывается эффективной формой контроля и самоконтроля, ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться научной литературой. Основой содержания урока-семинара служит теория. Ведущая цель - формирование теоретического мышления, которое позволит учащимся самостоятельно отбирать, изучать информацию и применять полученные знания на практике. Этапы подготовки и проведения урока-семинара: ознакомление учащихся с темой и микротемами семинара (за 2-3 недели до проведения); осмысление и выбор микротем; создание творческих групп; подбор материала к семинару; консультации учителя (за неделю до проведения семинара); систематизация и обобщение материала; выступление творческих групп на семинаре; конспектирование дат, определений и других важных моментов сообщений; выполнение практического задания; обсуждение выступлений творческих групп; подведение итогов; оценивание работы; объяснение домашнего задания. Так в 9-ом классе в качестве заключительного урока по творчеству Н.В. Гоголя проводила семинар по теме «Мертвые души"». Вследствие того, что урок был итоговым, заключительным по теме, в начале урока ребятам была предоставлена возможность поделиться впечатлениями о творчестве, рассказать о «своем» Гоголе. В дальнейшем ученики работали по группам: ребята подготовили проект, где каждая группа учащихся имела свою область исследования в рамках всего учебного проекта, очерченную кругом проблемных вопросов. В соответствии с этими проблемными вопросами у каждой группы были свои задания. В защите проекта учащиеся дали полный ответ на его основополагающий вопрос. Выводы, к которым пришли учащиеся, выполнившие данный проект, сформулировали следующим образом: 1. Каждый помещик живет как бы в своем замкнутом мире, и нет реальности внутри этих кругов-миров. Пейзаж усадьбы Манилова вполне соответствует первому кругу ада – Лимбу, дом Коробочки – второй круг, трактир, в котором встречаются Ноздрев и Чичиков, а так же посещение Чичиковым Собакевича вполне укладывается в описание третьего круга дантовского ада, история, рассказанная Чичикову Ноздревым и посещение Плюшкина – четвертый круг. Прямые и косвенные параллели, образы и символы пронизывают весь текст «Мертвых душ» и напрямую отсылают читателей к произведению Данте. Н.В.Гоголь проводит своего героя по 4 кругам ада Данте, где томятся невоздержанные (чревоугодники, скупцы и расточители). Герои статичны, а значит, мертвы. Но каждый из них может спасти свою душу, если захочет. 2. Образ Чичикова неразрывно связан с образом дороги, путешествий во времени, это дорога-спасение, следовательно, есть надежда на спасение, недаром Н.В.Гоголь задумывал провести своего героя через все три тома «Мертвых душ». 3. Н.В.Гоголь на протяжении всей поэмы ведет разговор с читателем о судьбе России, он говорит о безумном, забывшем о душе мире для того, чтобы читатель увидел и понял, что бездуховность и есть единственная причина распада души. Только с понимания этой причины начинается возрождение утраченных идеалов, духовность, возрождение души. Бессмертие души — вот единственное, что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев и всей жизни. 4. Писатель видел свой труд в одном ряду с «Божественной комедией» Данте, состоящей из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Именно этой дорогой он задумывал провести своего героя: первый том – ад, второй – чистилище, третий – рай. Рассказывая о поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», ребята, на мой взгляд, полно и целенаправленно раскрыли тему. Строго отобранный материал, правильно использовали текст поэмы, ее наиболее существенные факты; удачно вводились цитаты. В работе учащихся прослеживались четкие, логические связи. Композиция проекта свидетельствовала о наличии внутреннего мышления и последовательности в изложении мыслей. Ответы звучали четко, хорошим литературным языком. Импонирует то, что ребятам понятны и дороги боль и забота писателя о судьбе Отечества, о его будущем, о судьбе юношества. На уроках русского языка к такой форме можно обратиться уже 6-7 классах. В соответствии с задачами повторения разделов семинарские занятия можно организовать по следующим темам: «Состав слова и словообразование», «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи», «Пунктуация простого предложения» и т.д. Воспитательная и образовательная ценность семинаров неоспорима. Она заключается, прежде всего, в том, что школьники учатся самостоятельно работать с научной литературой, строить свои выступления в соответствии с предложенным планом, а это готовит учеников и к обучению в вузе. Одна из основных сложностей при обучении русскому языку - написание сочинений. Научиться писать сочинение - значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное. С этой целью я провожу урок-практикум по русскому языку, например, в 6-ом классе. Цель этого урока - обратить внимание ребят на то, что происходит рядом с ними, научить их видеть удивительное, необычное в самых обыденных вещах. Этапы урока-практикума: экскурсия, наблюдения за природой; знакомство на практике с изобразительно-выразительными средствами; обсуждение увиденного; творческая работа учащихся; чтение сочинений (по желанию); обсуждение и рецензирование творческих работ; исправление и доработка сочинений; объяснение домашнего задания. Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно "открыть уста детей", предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это сделать в жестких рамках учебной программы? В работе по развитию речи необходимо учитывать возрастные особенности школьника, который, как правило, мыслит конкретно и всегда устанавливает внутреннюю взаимосвязь между словом и образом. Несоответствие между сферой образного и логического у школьников отрицательно сказывается на уровне их речевого развития: учащиеся не могут в полном объеме высказать свои впечатления, не умеют словесно оформить возникающие в их внутреннем мире образы и представления, неадекватно интерпретируют воспринятый текст. На мой взгляд, данный факт объясняется и недооценкой необходимости развития у детей сферы образного, эмоционального, чему в первую очередь способствует использование средств изобразительной наглядности. Безусловно, использование изобразительной наглядности особенно важно на начальном этапе формирования умений, поскольку позволяет аппелировать непосредственно к понятийно-смысловому уровню сознания, обеспечивает единство конкретного и абстрактного, сочетание словесного и изобразительного материала, создает благоприятные условия для речевых ситуаций, стимулирующих речевую активность учащихся. Одним из эффективных средств формирования умений, на мой взгляд, является собственный рисунок ребенка. При этом я опираюсь на мысль Л.Г. Выготского О том, что рисунок является графическим рассказом ребенка: "Пока ребенок рисует, он думает о предмете своего изображения так, как если бы он о нем рассказывал". Отсюда вытекает важный методический вывод: текст создается ребенком еще в процессе рисования, что положительно влияет на процесс планирования и высказывания во внутренней речи, а значит, обеспечивает процесс реализации этого плана при словесном оформлении. Неслучайно известный методист Б. Баркин считал, что "вопрос о детском рисунке…- один из важнейших вопросов, которым должен теперь серьезно заняться … педагог.. " . Графический язык в некоторых отношениях более доступен детям, чем язык слов: ребенок (по времени своего развития) раньше живописец и график, чем писатель, и, нас, преподавателей русского языка не могут не интересовать методы поддержки в школе словесного искусства искусствами изобразительными. Необходимо научить ребенка "видеть" предметы, их форму и цвет ... Занятие рисованием - необходимая подготовка к словесному творчеству". Собственный рисунок внесет в учебный процесс разнообразие и занимательность, повысит интерес учащихся к изучению русского языка и литературы, создаст на уроке эффект новизны, организует новую речевую ситуацию и тем самым мотивирует составление речевого произведения, использование учащимися образно-выразительных средств языка, эмоционально-оценочной лексики. Наряду с образным развивается и словесно-логическое мышление. Этому способствует анализ текста. Поэтому вместе с рисунком я использую на уроке текст: анализ текста и создание своего высказывания. Составление связного рассказа, подготовка плана, выделение главного и второстепенного тренируют школьников в применении таких сложных форм умственной деятельности, как анализ, обобщение, внутренний план действий и др. Соединение словесных и изобразительных средств дает двойную мотивацию создания высказывания и в большей степени способствует развитию связной речи школьников. Формирование одних и тех же умений учащихся разного возраста и уровня языковой подготовки следует вести, во - первых, на различном речевом материале (тематике, по характеру основной мысли, по стилю, по жанру, по построению, по объему и т.д.); во - вторых, при большей или меньшей самостоятельности учащихся при преобладании устной или письменной формы речи; в - третьих, с использованием различных способов и средств обучения. Ниже покажу формирование одного из речевых умений (словесное оформление мыслей школьников через рисунок и текст) на текстовом материале с помощью рисунка, созданного ребенком в 5 классе. Примерная схема уроков, на которых используется собственный рисунок ребенка к тексту-образцу. а) восприятие и анализ текста-образца определенного типа речи; б) словесное иллюстрирование данного текста-образца; в) создание учеником рисунка к тексту-образцу; г) анализ созданного рисунка; д) составление высказывания определенного типа речи. Таким образом, реализуется взаимосвязь художественной деятельности и речевой, что является одним из принципов совершенствования речи учащихся. В методике преподавания литературы создание рисунка к тексту преследует цель: понимание текста ребенком. В методике преподавания русского языка собственный рисунок способствует словесному оформлению его мыслей. Основной тип упражнений, используемый в ходе работы, - составление высказывания определенного типа (описания, повествования, рассуждения). В качестве текстов-образцов использую в основном тексты малой формы (миниатюры), позволяющие экономить время на уроке. Вместе с тем они были достаточно информативными, с предметным планом содержания и давали возможность изобразить сюжет на плоскости. Текст малой формы позволяет учащимся осмыслить его содержание, более подробно описать представленное автором событие, явление, предмет, дать ему развернутую оценку и тем самым ввести новые слова и "свои" образно-выразительные средства. Тексты подбираются интересные учащимся, имеющие нравственную и экологическую направленность.
Привожу отдельные фрагменты уроков по созданию учащимися высказывания разного типа речи (повествования, описания и рассуждения). ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ К СОСТАВЛЕНИЮ ВЫСКАЗЫВАНИЯ. Цель самой работы - формирование умения - составлять высказывание на основе анализа композиционной формы текста - образца и собственных рисунков; - отбирать языковые средства, необходимые для создания высказывания типа повествования. (Текст у каждого ученика на столе.) Куропатка и машина. Мы ехали на вездеходе по лесной дороге. Вдруг взвизгнули тормоза. Машина резко остановилась. Что случилось? Шофер молча указал вперед. Через дорогу переводила цыплят куропатка. Тут вынырнула наша машина. Куропатка повернула грудью к машине, загораживая цыпляток. Перья на голове вздыбились, вся взъерошилась. Кругленькие, пушистенькие цыплята скатывались в кювет и прятались в болотце. Пока не перебежал дорогу последний, все стояла куропатка. Глухо работал мотор. Шофер ждал. Куропатка обернулась, увидела, что ни одного цыпленка нет на дороге, сошла в кювет и скрылась в осоке. (Максимчук Н.Н.) Лексико-стилистическая и орфографическая работа 1. Объяснить значение слов куропатка *, вездеход*, осока *, кювет*.
2. Подобрать слова, которыми можно заменить: а) куропатка - дикая курочка вездеход - машина кювет - канава вдоль дороги осока - болотная трава б) подобрать синонимы к глаголам ехали, вынырнула, повернулась, вздыбилась, скатывались, взвизгнули, скрылась, глухо работал -Какие слова позволяют представить куропатку в момент, когда она защищала своих птенцов? ( вздыбилась, взъерошилась) -Если заменим их другими, сможем ли мы так ярко представить птицу? Почему? (Эти наиболее выразительные слова) 3. Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание: заг.. раживала, л.. сной, н .. прох .. димый, гус.. ница, т .. рмоза, ук .. зал, ре .. ко, в.. здеход, вын .. рнула, к .. вет, груд .. ю, пер ..я, вз .. ерошилась, па .. ажир, п .. рс .. наж, повале ... ые, пуш ... ст ... нькие, боло ... це, переб ... жал, темно ... зеленый. 4. Составление примерного а) плана текста 1. Что случилось? 2.Храбрая куропатка. 3.Цыплята спаслись 4.Все позади б) к каждому пункту плана выписать глаголы, передающие последовательность действий, событий. - Как вы думали, что это за текст? Почему? (это текст - повествование, потому что события в тексте происходят последовательно, одно за другим). Словесное иллюстрирование -Сколько иллюстраций можно нарисовать к данному тексту - одну или несколько? Почему? (Это повествование, события, меняются одно за другим.) -А если бы вам нужно было нарисовать одну картинку к данному тексту, какой момент вы бы изобразили, какие действия персонажей показали? Класс описывает словесно примеры содержания рисунка к тексту: Фон: на заднем плане изобразим непроходимый лес, так как в рассказе говориться, что люди едут на вездеходе. Вместо колес у вездехода гусеницы, как у танка или трактора. Чтобы показать, что лес непроходимый, можно изобразить поваленную сосну или ель и деревья, которые стоят часто. На переднем плане - лесная дорога, по которой движется вездеход, и перед ним взъерошенная птица. Чтобы показать, что птица напугана, изобразим раскинутые в стороны крылья, взъерошенные перья на спине и на голове. Здесь же, рядом с дорогой, нарисуем кювет, в котором болотце с осокой, кое-где проглядывает вода. Персонажи: куропатка с распахнутыми крыльями, перья на голове взъерошены - этим мы покажем готовность птицы броситься на то, что угрожает ее детям. За куропаткой нарисуем маленьких цыплят. Одного можно изобразить в кювете: он уже спрятался в болотце и затих. Краски: темно-зеленые деревья, зеленого цвета осока, черная вода, так как стоит в болотце, где много торфа; куропатка яркая (чтобы это показать возьмем контрастные цвета: белый, темно-желтый, коричневый); цыплята - светлые коричневые, на спинке темная полоска, клювы желтые). Создание речевой ситуации - Представьте, что вы водитель вездехода и с вами произошел такой случай. Расскажите об этом своим родным (друзьям) от 1 - ого лица. Задание на дом: подготовить рисунки к тексту, а затем составить высказывание типа повествования. На следующем уроке учащиеся прочитывают лучшие тексты и рассматривают рисунки, анализируют свои и чужие работы. Одним из основных приемов работы по развитию речи учащихся является комплексный анализ текста, элементы которого ребята начинают осваивать уже в пятом классе, определяя тип текста, вид связи предложений, определяя тему, идею автора, подбирая заголовок, называя изобразительно-выразительные средства (известные учащимся), используемые автором. Для анализа подбираю высоко художественные, небольшие по объёму тексты, с ярко выраженным авторским стилем (часто с произведениями именно этого автора знакомимся на уроке литературы). Постепенно работа с текстом усложняется, как и сам текст. Этот вид работы не требует много времени, а ребята привыкают работать с текстом, что очень помогает при написании изложения: учащиеся уже при первом прочтении пробуют определить тему, выявить изобразительные средства, языковые особенности текста, эмоционально окрашенные слова, вид связи, тип речи. Анализ текста, как и любой анализ вообще, также способствует развитию критического мышления. Эффектным видом контроля успеваемости учащихся является урок-зачёт. Тематика таких уроков соответствует ранее изученному материалу. О проведении зачета ребят предупреждаю заранее, знакомя их с планом урока, не забываю и о дифференцированном подходе к обучению: наиболее подготовленные ученики дома самостоятельно составляют вопросы, карточки с практическими заданиями для одноклассников. Эта группа учащихся осваивает некоторые функции учителя. Дети готовятся к объяснению того, как пользоваться изученным правилом, консультируют одноклассников, проверяют выполнение работы. Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра. Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой», я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант - кроссворд и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты, и задание по типу «найди лишнего, которое прививает умение синтеза и осмысления информации. Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. Типы домашнего задания: творческая работа; лингвистическое исследование текста; подготовка иллюстраций к литературным произведениям; рисование обложек к литературным произведениям; художественное чтение; инсценировка художественного произведения; создание самостоятельных литературных произведений различных жанров; продолжение неоконченных произведений; наблюдение за природой; подготовка словарных диктантов; составление вопросника к зачету по теме; составление конспекта, опорных таблиц; письмо по памяти. Такие домашние задания помогают избегать однообразия, активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.