Хайрушева Балжан Идановна
учитель русского языка и литературы
ЗКО Бокейординский район
ОСШ имени М.Маметовой
Урок русского языка в 9 «б» классе
Тема: Сложное предложение
Цели: научить учащихся отличать простые предложения от сложных, определять грамматические основы предложений;
Задачи: учащиеся будут понимать изучаемую тему; будут практиковаться в различении простого и сложного предложений; употреблять сложные предложения в речи.
Оборудование: презентация
Ход урока:
- Оргмомент.
- Разминка «Ловля моли» (цель разминки: активное вовлечение учащихся в игровой процесс, поднять общий тонус).
(Проводится стоя).- Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя ее «как хозяйку, которая пригласила нас в гости». У нее в доме развелось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли. Далее предлагается « убить по 10 штук моли» каждому участнику группы. Ведущий демонстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников, по вещам в помещении. Он побуждает всех участвовать в этом действии. Прекращает упражнение ведущий с учетом вовлеченности всех участников в игру.
-Рефлексия: Ребята, что вы почувствовали после разминки, что она вам дала? Поделитесь впечатлениями.
-Раздаю ученикам стикеры трех цветов: желтый, красный, фиолетовый. Предлагаю разделиться на группы по цвету стикера.
- Актуализация ранее изученного:
Ребята, давайте вспомним материал, который мы изучали в младших классах.
Слайд: 1. Ночью поднялся сильный ветер. Море разбушевалось.
2. Ночью поднялся сильный ветер, и море разбушевалось.
- Сравните предложения, найдите грамматические основы.
Правило о сложном и простом предложениях формулирует ученик. (Голос ученика):
- По наличию грамматических основ предложения могут быть простыми и сложными. Простыми называются предложения с одной грамматической основой. Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения в составе сложного отделяются друг от друга запятыми. ( Все правила на слайдах).
- Как вы думаете, ребята, чему мы должны научиться?
Формулирование цели учениками: Мы должны научиться отличать простые предложения от сложных, находить грамматическую основу.
- Практическая работа в группах: 1. выполнение упражнения №3 на стр.25
- написать простые предложения на розовых стикерах, сложные – на желтых.
Постер разделен на 2 графы: простые предложения - сложные предложения. После выполнения задания ученики приклеивают стикеры на постер.
Рефлексия: если справились с заданием, поднимают зеленые стикеры, если нет- фиолетовые ( по ходу задание проверяется учителем).
2. Задания для групп:
Найдите грамматические основы предложений, определите какое это предложение:
- Налетел ветер и закружил осеннее платьице березки.
- Налетел ветер, и затрепетали листьями деревья.
- Прилетел на цветок шмель, посидел, попил росу и полетел дальше.
Выясните, что связывает союз и в каждом предложении:
- Взлетает с цветка тяжелый шмель, и цветок еще долго качает своей головкой.
- Прошел дождь, и выглянуло солнышко.
- Сияло солнце и согревало землю.
Докажите, что эти предложения сложные:
- Листья на деревьях повисли, и даже ветер не шевелил их.
- Мир - это зеркало, и он возвращает каждому его отражение.
- Солнце зашло за горы, и мы прибавили шагу.
( каждой группе раздаются листы оценивания)
Игра « Я начну, а ты закончи». Одна группа начинает пословицу, другие две продолжают:
Труд человека кормит, а … лень портит.
Глаза боятся, а … руки делают.
Ученье-свет, а … неученье - тьма.
Меньше говори, да … больше делай.
Ласковое солнце, что … весенний день.
Ошибается всякий, а … настаивает на ошибке только глупец.
Корень учения горек, а .… плоды его сладки.
Птице – крылья, а …человеку - разум.
Что посеешь, то и пожнешь.
6. Ребята, на постерах я предлагаю вам изобразить, как вы поняли тему. ( Каждой группе раздается необходимый материал)
7. Защита постеров.
8. Рефлексия. 3-х минутное эссе «Что было главным для меня на уроке?» или «Эссе в символах».
9. Д/З 1)Повторить правило.
2)Написать пять простых и пять сложных предложений.
Далее-скачать с сервера...
|