|
урок по самопознанию 9 класс
[
· Скачать удаленно (20.5mb)
]
| 18.03.2015, 09:42 |
Урок самопознания в 9 А классе «Быть мужчиной» Косицына Лариса Юрьевна Учитель самопознания КГУ школа-гимназия имени Жамбыла Жамбылская область, г. Шу Тема урока: « Быть мужчиной».
Цель: углубление представлений учащихся о личностных качествах и предназначении мужчины в обществе.
Задачи: - раскрыть смысл выражения «быть мужчиной»; - развить сознательное стремление проявлять личностную активность; - воспитывать чувство собственного достоинства.
Круг радости Пригласить учащихся в круг, можно предложить им поздороваться по-мужски: обменяться рукопожатием с соседом. Прослушивание песни в исполнении М.Пахоменко « Мужчины» Слайды № 1,2,3,4 Слайд № 5. Качества настоящего мужчины. Задание : Составить словесный портрет современного мужчины. Назвать основные качества. Цитата урока У казахов понятие «мужество» родилось от слова «сердце». В народе батыра называют «журекти», что означает «джигит с настоящим сердцем в груди». И этим все сказано. Человек с чистым сердцем послушен совету и верен своему слову; он не сможет, подобно собаке, плестись за караваном, а, напротив, способен в самых таких условиях вывести на верный путь заблудших; он готов покориться истине, как бы это ни было для него трудно и сумеет не склонить головы перед несправедливостью как бы это ни было легко. Таким видится батыр — человек мужественный и стойкий, и люди с нескрываемой гордостью называют его человеком с необыкновенным сердцем в груди. Абай Слайд № 6
Задание: Являются ли слова «батыр» и «мужчина» синонимами? Почему вы так думаете? Кого из своих современников, опираясь на слова Абая, вы можете назвать батыром? Расскажите об этом человеке: его характере, поступках, отношении к людям. Слайд №7 Прочитайте древнюю китайскую мудрость. Устарел ли смысл этих советов? Почему? Какие советы вы дали бы современным родителям, воспитывающим сыновей? Китайская мудрость, обращенная к родителям, гласит: «Наставляйте сыновей: - продолжать дело предков; - держать слово; - быть честными и вежливыми, знать совесть и чувство справедливости; - говорить ясно и умно; - держаться с достоинством; - быть преданными и вежливыми, почтительными и добросердечными, начитанными и знающими; - дружить с мудрыми людьми; - не предаваться забавам и развлечениям; - быть постоянными в своих стремлениях; - разбираться в делах».
Беседа по тексту КАКИМ БЫТЬ ОТЦУ (Отрывок) Н. Соловьев Быть отцом в наше время труднее, чем прежде. «Врожденного» права на главенство в семье, «наследственного» авторитета в настоящее время отец уже не имеет. «Врожденный» авторитет отца может быть замешан авторитетом приобретенным, который определяется всем поведением в семье, заботой о ней. Но и тогда этот авторитет будет не господствующим, а равным с авторитетом матери. В этом суть современной, равноправной, демократической, коллективистской семьи. В подавляющем большинстве семей труд отца почти полностью вынесен за пределы дома. Дети видят, как в домашнем хозяйстве трудится мать, но не видят, как трудится отец. Труд матери дает всеми ощущаемые блага и удобства в доме: вкусную еду, чистую одежду, уют и порядок. А что дает труд отца? Зарплату - нечто недоступное и малопонятное детям. Не случайно ряд исследователей установили, что некоторые школьники отца в семье по всем параметрам ставят на второе место после матери, а по ряду обстоятельств - после бабушки, дедушки, сверстников. А может быть, пусть так и будет: на первом месте мать? Ведь мать - природой данный воспитатель своих детей. Отец обладает хорошим запасом разносторонней информации для воспитания ребенка, часто не меньшим, а большим, чем мать. На труд в домашнем хозяйстве у отца уходит гораздо меньше времени, чем у матери, он в семье свободнее. Выходит, во многих семьях есть немалый отцовский воспитательный потенциал, часто скрытый, неиспользованный. Отец - это сила, ум, опора семьи в житейских трудностях. Это рассудительный, справедливый старший друг детям. Отец великодушен и самоотвержен. Под его наблюдением и защитой детям хорошо и радостно жить. Отец своим присутствием и примером сообщает детям уверенность в поступках и достижении цели. Он не позволит по жизни идти ложным путем. Один инженер рассказал мне, что его отец рано ушел из семьи. Но на всю жизнь он запомнил хорошее отношение к себе отца его школьного друга. В этой семье он видел, как ладят отец и мать, родители и дети, брат с братом. А ребенку важны и доброе слово, и пример, и ласка, и прогулка с ним. Его сердце наполняется радостью, когда о нем заботится взрослый человек, мужчина. Жизнь отца в семье - на глазах у детей. Они все видят, замечают все ошибки и погрешности в поведении и осуждают за это строго, чуть ли не жестоко. Сама жизнь подсказывает афоризм: родители учат маленьких детей всем наукам, а дети родителей одной - практической нравственности. Каждый отец хочет видеть своих детей хорошими. В последнее время очень многие отцы стали более внимательны к семейным проблемам, к воспитанию детей. Установлено, что явно растет доля мужского участия в воспитании детей. Мужчины гораздо охотнее ходят на родительские собрания и помогают детям делать уроки, чем участвуют в приготовлении пищи и стирке белья. Однако все больше мужчин считают нужным делить с женой и работу в домашнем хозяйстве. Значит, они правильно понимают свой отцовский долг. Слайд № 8 Анализ проводится по вопросам • Насколько важна роль мужчины в семье? • Как мужчине совместить профессиональную деятельность с обязанностями в семье?
Роль мужчины в семье, коллективе, обществе незаменима, а значит, каждый мальчик с детства должен развить в себе такие качества, которые помогут реализовать ему свою социальную роль.
Задание. Рассказ учащихся о мужчинах, которые играют в их жизни большую роль, являются для вас примером, помогают в выборе пути, отвечают на волнующие вопросы.
Творческая деятельность. Составить портрет современного мужчины. Выполняется в подгруппах. В одну из подгрупп распределить всех мальчиков, в другую - всех девочек. Итоги в этом случае можно будет рассматривать как собственный взгляд и взгляд со стороны.(Учащиеся выполняют работу на листах ватмана). Слайд № 9
Просмотр презентации «Юноши нашего класса». Презентация сопровождается рассказом учащихся об увлечениях, достижениях, устремлениях своих одноклассников. Помочь юношам посмотреть на себя пристальнее, глубже, осознать свое истинное предназначение.
Резюме Родившись мужчиной или женщиной, человек призван осознать свою миссию на земле. Дополняя друг друга, мужчины и женщины могут сделать мир красивым, добрым, гармоничным. Задача каждого из нас - понять, что нам удается лучше в силу своей женской или мужской природы, какими возможностями обладаем в большей степени как представители мужского или женского сообщества людей. Важно не терять свою истинную сущность, о чем с тревогой замечает в своём стихотворении МухтарШаханов: Слайд № 10 Чтение стихотворения. Так скажу, быть может, зло: Не терплю мужчин, похожих Я на женщин. Но и то же Не терплю наоборот, Коль в обличий мужчины Вижу женщин. В чем причина? Разбери ты, в чем тут соль: Может, женщина, а может, Наплевав на естество, В канареечных одеждах - То мужское существо? Виновата ли тут мода? Иль безумная природа Постаралась? Неизвестно! Жаль мне женщин и мужчин, Позабывших в миг один, Кто есть кто и где их место. Пусть же Бог в своем величье Сохранит нам то обличье, ; Что от века он назначил. Коль мужчина, сильным будь! Слабость женщины - вот суть... Только в том! И не иначе.
Итог урока: каждому человеку нужно осознать свою роль на земле и будучи мужчиной, и будучи женщиной.
От сердца к сердцу Слайд № 11.
Прослушивание песни: ЕСЛИ БЫ ПАРНИ ВСЕЙ ЗЕМЛИ... Муз. В.Соловьева-Седого СлЕ.Долматовского Если бы парни всей земли Вместе собраться однажды б могли, Вот было б весело в компании такой, И до грядущего подать рукой. Припев: Парни, парни, это в наших силах: Землю от пожара уберечь! Мы за мир и дружбу, за улыбки милых, За сердечность встреч. Если бы парни всей земли Хором бы песню одну завели, Вот было б здорово, вот это был бы гром, Давайте, парни, хором запоем.
.
|
Категория: Самопознание | Добавил: Лара
|
Просмотров: 4676 | Загрузок: 472
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|