Суббота, 21.12.2024, 18:12
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 400
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » 2013 » Май » 17 » Музыкально – критические воззрения А. К. Жубанова
18:20
Музыкально – критические воззрения А. К. Жубанова
Педагог фортепиано музыкальной школы
Есильского района
Северо-Казахстанской области с. Корнеевка
Голубева Ирина Николаевна


Музыкально – критические воззрения А. К. Жубанова

С именем Ахмета Куановича Жубанова связана целая эпоха становления и развития казахской профессиональной культуры.
Крупнейший учёный, исследователь казахской музыки, основоположник музыковедческой науки в Казахстане, энергичный музыкально - общественный деятель, выдающийся педагог, талантливый композитор, в творческом наследии которого представлены самые различные жанры – от песни и инструментальной миниатюры до симфонических произведений (слайд №1).
При жизни А.К.Жубанов часто выступал как музыкальный критик. Всегда откликался на злободневные, животрепещущие вопросы театрального, музыкального и исполнительского искусства, никогда не проходил мимо какого-либо значительного музыкально-общественного явления в республике. В своих статьях затрагивал различные проблемы национальной музыкальной культуры, имеющих общественно-культурное значение.
В таких статьях, как: «Народный композитор Даулеткерей», «Таттимбет», «Ыхлас», «Певец и одарённый композитор - Биржан» и др. А.Жубанов обрисовал обстановку, в которой развивалось дореволюционная казахская народная музыка, отразил историческую роль творчества этих народных певцов и композиторов, подметил присущие им те или иные художественные особенности и музыкально-эстетическое кредо. А.Жубанов останавливался на каждом произведении отдельно, давая яркие научные характеристики, делал образный и эстетический анализ (слайд №2).
К 30-м – началу 40-х годов относится большее количество проблемных статей и рецензий А.Жубанова, в которых отражены его общие взгляды на роль и задачи музыкального искусства «Введение в музыкальную азбуку», «Изучение казахской народной музыки», «Задачи искусствоведческой науки» и др. (слайд №3).
В этих статьях критик ставит вопросы изучения народной музыки, останавливается на трудах А.Затаевича, рассказывает об огромном значении его двух сборников – «1000 и 500 песен казахского народа».
А.Жубанов в течение всей сознательной своей жизни исследовал, пропагандировал творчество Курмангазы (слайд №4). Именно А.Жубанов является первооткрывателем имени и музыкального творчества Курмангазы, а кюи выдающегося композитора профессор собирал, записывал и пропагандировал в живом исполнении казахского оркестра имени Курмангазы.
А.Жубанов создавал не только творческие портреты композиторов, но и умел выявлять у каждого из них присущие только ему характерные черты, неповторимый и своеобразный композиторский талант. В книге «Струны столетий » А.Жубанов особо выделяет композиторов Таттимбета и Байсерке, сочинявших кюи для джигитовки (слайд № 5).
В своих статьях критик большое внимание уделял новым музыкальным жанрам в творчестве композиторов Казахстана, дальнейшему их развитию, трактовке домбристами казахских народных кюев, манере исполнения и их мастерству.
Взгляды Жубанова на творчество современных ему композиторов изложены учёным в статьях «60 лет со дня рождения Латифа Хамиди», «Борис Ерзакович – доктор искусствоведения», «Симфония на сопке» и др. В указанных публикациях учёный разносторонне охарактеризовал богатейшую творческую базу представителей музыкального искусства Казахстана – Е.Брусиловского, Л.Хамиди, Б.Ерзаковича и отметил значение их произведений в развитии казахской музыки (слайд № 6).
Огромное значение этих критических выступлений заключается в том, что они утверждали традиции казахской музыки и обращали внимание публики на основные вопросы современного музыкального искусства.
Особый вид музыкально-критических работ А.Жубанова составляет тема: «Музыкальная культура братских республик». Это статьи: «Азербайджанская музыка», написанная в связи с 80-летием азербайджанских композиторов У.Гаджибекова и М.Магомаева; «Концерт С.Сейдашева» - обращение к профессиональной татарской музыки; «Башкирская музыка»; «Несколько слов о художественном искусстве уйгурского народа» и др. (слайд № 7).
В данных публикациях А.Жубанов не только анализирует музыкальные произведения композиторов, делится своими впечатлениями после премьер опер, концертов; уделяет внимание песенному, танцевальному фольклору той или иной национальности; затрагивает вопросы изучения народной музыки, усовершенствования народных инструментов, но и делает критические замечания, по поводу того или иного оперного спектакля (Например: опера «Лейли и Меджнун» У.Гаджибекова – отметил достижения и подверг критике отдельные недостатки, связанные как с музыкой, так и с исполнительским мастерством артистов театра; опера «Достык» уйгурских композиторов – не точная характеристика героев, что далеко от жизненных реалий).
Как учёный А.Жубанов не ограничивался изучением и пропагандой только казахской музыки. Он написал и опубликовал ряд содержательных работ о жизни и творчестве М.Глинки, П.Чайковского, Л.Бетховена, о музыкально-этнографических трудах А.Затаевича. Изучая музыку многих народов, А.Жубанов тонко выявлял в ней родственные черты в идейном содержании и в музыкальном языке с казахской музыкой.
Последний период критической деятельности А.Жубанова отражён в теме «Классические и национальные оперы на казахской сцене» (слайд № 8). Он написал рецензии к спектаклям, поставленным на казахской сцене. В таких статьях, как «Евгений Онегин на казахской сцене», «Мазепа», «Самсон и Далила» и др. А.Жубанов анализирует постановки опер, рассматривает проблемы художественности, связанные с исполнительским мастерством артистов, певцов, оркестра.
Последний период критической деятельности А.Жубанова тесно связан с театром, что позволяет нам считать его как музыкальным, так и театральным критиком.
Круг вопросов поднятых Жубановым – критиком, очень широк и разнообразен. Он всегда находился в самой гуще музыкальной жизни страны.
В статьях А.Жубанова чувствуется доброта, нежность к людям искусства и музыки, широта души, высокое чувство долга перед искусством настоящего и будущего. В форме беседы с читателем написана большая часть критических выступлений. Его книги «Струны столетий», «Соловьи столетий», «Курмангазы» являются настольными у музыковедов и композиторов, их изучают в музыкальных учебных заведениях.
В работах А.Жубанова поставлены вопросы о новых задачах современного музыкального искусства, о новых требованиях к молодым композиторам, дан глубокий анализ музыкальных произведений и оперных постановок. Его критические материалы отличаются силой логики и аргументации, особым изяществом стиля. К оценке музыкального творчества он подходит с высокими художественными критериями.
А.Жубанов имел определённую эстетическую идеологию, вырабатывал свои эстетические принципы, которые были тесно связаны с его научным мировоззрением. Он считал, что казахская народная музыка глубока, содержательна, поэтична, тонка и богата психологическими оттенками. Она должна пробуждать чувство нравственного прозрения, духовного возвышения человека.
В своих воспоминаниях о А.Жубанове Д.Кабалевский писал: «Я думаю, что самой большой заслугой Жубанова перед музыкальной культурой своего народа является то, что изучив горячо любимую им народную музыку Казахстана, он помог своим коллегам – сверстникам и ученикам выращивать современную профессиональную музыку, связанную мировой музыкальной культурой и в то же время глубочайшими своими корнями уходящую в свою, народную, национальную почву. В этом благотворном влиянии Жубанова сказалось счастливое сочетание в нём аналитического ума учёного и живого творческого дыхания композитора».
В заключении хочу отметить, что академику А.К.Жубанову удалось на протяжении всей своей творческой жизни удерживать высокую художественную ноту эстетических взглядов в музыкальном и научном творчестве, и не только самому удерживать, но заставить звучать эту ноту в сердцах тех, кто его знал, у него учился и ценил его ум, талант и идейность. Своим творчеством А.Жубанов обогатил духовную культуру казахского народа, внёс весомый вклад в сокровищницу многонациональной эстетики и музыкального искусства.
Просмотров: 1649 | Добавил: ЮлияМ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Архив записей
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика