Четверг, 21.11.2024, 13:22
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 400
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » 2014 » Январь » 16 » "Деепричастие как особая форма глагола" урок в 8 классе
20:12
"Деепричастие как особая форма глагола" урок в 8 классе
Тема: Деепричастие как особая форма глагола (2-й час)

Цели урока:
- знать особенности употребления деепричастий; уметь использовать их в предложении и тексте; задуматься о роли деепричастий в речи.

Тип урока. Урок закрепления знаний и формирования умений и навыков.

ХОД УРОКА
I. Вступительная беседа. Формулировка темы. Целеполагание.
- Ребята, вы любите юмористические рассказы? Я тоже.
- Скажу вам по секрету: я тоже собираю курьёзные, вызывающие улыбку фразы (чаще всего из ученических работ). Вот некоторые из них:
Заигравшись до позднего вечера, мама рассердилась на нас.
Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней.
- Над чем не задумались, а может быть, чего-то они не знали? Тогда, как вам кажется, изучив всю тему «Деепричастие», о чем необходимо задуматься?
- Сформулируйте тему урока /
- Что значит правильно употреблять деепричастия (произносить, использовать)?
- Сформулируйте цели урока/
II. Актуализация опорных знаний.
- Но прежде всего, чтобы правильно употреблять, надо узнавать деепричастия! Проверим себя.
I-й вариант
а) закрыт;
б) закрывшийся;
в) закрыв.
II-й вариант
а) работавший
б) работая;
в) разработка.

- По каким признакам вы это сделали?
III. Формирование новых понятий.
- Узнавать деепричастия вы умеете. Теперь приступим к теме.
1. Знакомимся с особенностями произношения деепричастий (орфоэпическими нормами).
- От данных глаголов образуйте деепричастия (устно):
Продолжайте теперь самостоятельно (письменно).
начать (начав) закупорить (закупорив)
понять (поняв) облегчить (облегчив)
принять (приняв) заплесневеть (заплесневев)
прибыть (прибыв) углубиться (углубившись)
черпать (черпая) баловаться (балуясь)

- Какую закономерность вы заметили?
- Какую же роль играют деепричастия?
• Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь более точной, яркой.
• Предложения с деепричастиями более выразительны, живописны.

II. Актуализация опорных знаний.
1. Нахождение и анализ языкового явления.

Задание 1. Предложения для анализа (даны на карточках каждому учащемуся)

1. Прочитайте предложения, найдите в них глаголы, обозначающие основное действие, и деепричастия, обозначающие добавочное действие.
2. Определите грамматическую основу предложений и то, какое лицо или предмет совершает оба действия: и основное, и добавочное.

1. Дядя вёл машину сам, осторожно объезжая каждую ямку.
2. Автомобиль, сигналя, промчался мимо.
3. Съехав на обочину, машина остановилась.
4. Кузьма Кузьмич осматривал мотор, подсвечивая себе фонариком.

Форма работы: Предложения 1 и 2 анализируются коллективно, устно; предложения 3 и 4 записываются, основы подчеркиваются.

Задание 2: образуйте от глаголов деепричастия и впишите их на месте пропусков.

(что делать?) рисовать картину
(что делая?) ___________________ картину;

(что сделать?) нарисовать картину
(что сделав?) __________________картину;

(что делать?) умываться быстро
(что делая?) __________________ быстро;

(что сделать?) умыться быстро
(что сделав?) ___________________ быстро

2. Вопросно-ответная работа:

– Что обозначает деепричастие и на какие вопросы отвечает?
– Признаки каких частей речи имеет деепричастие?
– Какие признаки глагола присущи деепричастию?
– Глагол и относящееся к нему деепричастие обозначают действие одного и того же лица или предмета либо разных?
– Может быть, кто-нибудь запомнил, что такое деепричастный оборот?

III. Формирование умений, навыков.
- А если так, если деепричастия в речи нужны, будем учиться их использовать.

Итоговый тест
В- I В- II
1. Какое из слов не является деепричастием?
а) даря; а) доля;
б) гиря; б) деля;
в) жаря. в) пиля.
2. На месте каких цифр должны стоять запятые?
Он шел по тропинке (1) и (2) низко опустив голову (3) что-то искал. Он бросил работать (1) и (2) отойдя к окну (3) открыл его.
а) 1,2,3 а) 1,2,3
б) 2,3 б) 2,3
3. Выберите правильное продолжение фразы.
Сидя у костра, Подходя к лесу,
а) внезапно налетел ветер; а) ветер стал как будто сильнее;
б) мы завороженно глядели на огонь; б) уже чувствуется осенняя свежесть;
в) мне вспоминалась ночь на Днепре. в) я всегда испытываю необычайное волнение.
5. Подберите синоним к фразеологизму.
а) сломя голову; а) не разгибая спины;
б) засучив рукава. б) положа руку на сердце.

IV. Рефлексия.
Итак, оценки за работу на уроке вы поставили себе в лист самоконтроля. Благодарю всех за сотрудничество и прошу, уходя с урока, подумать о том, как прошел он для вас лично, и «выстрелить» в своеобразную мишень с графами: «Полезно», «Интересно», «Скучно», «Трудно».
V. Подведение итогов. Выставление оценок

VI. Информация о домашнем задании. Упр. 5 (с.148)
Просмотров: 1549 | Добавил: Счастье | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Архив записей
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика