Тема: Деепричастие как особая форма глагола (2-й час)
Цели урока: - знать особенности употребления деепричастий; уметь использовать их в предложении и тексте; задуматься о роли деепричастий в речи.
Тип урока. Урок закрепления знаний и формирования умений и навыков. ХОД УРОКА I. Вступительная беседа. Формулировка темы. Целеполагание. - Ребята, вы любите юмористические рассказы? Я тоже. - Скажу вам по секрету: я тоже собираю курьёзные, вызывающие улыбку фразы (чаще всего из ученических работ). Вот некоторые из них: Заигравшись до позднего вечера, мама рассердилась на нас. Сидя у окна, в комнату влетел воробей. Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней. - Над чем не задумались, а может быть, чего-то они не знали? Тогда, как вам кажется, изучив всю тему «Деепричастие», о чем необходимо задуматься? - Сформулируйте тему урока / - Что значит правильно употреблять деепричастия (произносить, использовать)? - Сформулируйте цели урока/ II. Актуализация опорных знаний. - Но прежде всего, чтобы правильно употреблять, надо узнавать деепричастия! Проверим себя. I-й вариант а) закрыт; б) закрывшийся; в) закрыв. II-й вариант а) работавший б) работая; в) разработка. - По каким признакам вы это сделали? III. Формирование новых понятий. - Узнавать деепричастия вы умеете. Теперь приступим к теме. 1. Знакомимся с особенностями произношения деепричастий (орфоэпическими нормами). - От данных глаголов образуйте деепричастия (устно): Продолжайте теперь самостоятельно (письменно). начать (начав) закупорить (закупорив) понять (поняв) облегчить (облегчив) принять (приняв) заплесневеть (заплесневев) прибыть (прибыв) углубиться (углубившись) черпать (черпая) баловаться (балуясь)
- Какую закономерность вы заметили? - Какую же роль играют деепричастия? • Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь более точной, яркой. • Предложения с деепричастиями более выразительны, живописны.
II. Актуализация опорных знаний. 1. Нахождение и анализ языкового явления. Задание 1. Предложения для анализа (даны на карточках каждому учащемуся)
1. Прочитайте предложения, найдите в них глаголы, обозначающие основное действие, и деепричастия, обозначающие добавочное действие. 2. Определите грамматическую основу предложений и то, какое лицо или предмет совершает оба действия: и основное, и добавочное. 1. Дядя вёл машину сам, осторожно объезжая каждую ямку. 2. Автомобиль, сигналя, промчался мимо. 3. Съехав на обочину, машина остановилась. 4. Кузьма Кузьмич осматривал мотор, подсвечивая себе фонариком. Форма работы: Предложения 1 и 2 анализируются коллективно, устно; предложения 3 и 4 записываются, основы подчеркиваются. Задание 2: образуйте от глаголов деепричастия и впишите их на месте пропусков. (что делать?) рисовать картину (что делая?) ___________________ картину;
(что сделать?) нарисовать картину (что сделав?) __________________картину;
(что делать?) умываться быстро (что делая?) __________________ быстро;
(что сделать?) умыться быстро (что сделав?) ___________________ быстро 2. Вопросно-ответная работа: – Что обозначает деепричастие и на какие вопросы отвечает? – Признаки каких частей речи имеет деепричастие? – Какие признаки глагола присущи деепричастию? – Глагол и относящееся к нему деепричастие обозначают действие одного и того же лица или предмета либо разных? – Может быть, кто-нибудь запомнил, что такое деепричастный оборот?
III. Формирование умений, навыков. - А если так, если деепричастия в речи нужны, будем учиться их использовать.
Итоговый тест В- I В- II 1. Какое из слов не является деепричастием? а) даря; а) доля; б) гиря; б) деля; в) жаря. в) пиля. 2. На месте каких цифр должны стоять запятые? Он шел по тропинке (1) и (2) низко опустив голову (3) что-то искал. Он бросил работать (1) и (2) отойдя к окну (3) открыл его. а) 1,2,3 а) 1,2,3 б) 2,3 б) 2,3 3. Выберите правильное продолжение фразы. Сидя у костра, Подходя к лесу, а) внезапно налетел ветер; а) ветер стал как будто сильнее; б) мы завороженно глядели на огонь; б) уже чувствуется осенняя свежесть; в) мне вспоминалась ночь на Днепре. в) я всегда испытываю необычайное волнение. 5. Подберите синоним к фразеологизму. а) сломя голову; а) не разгибая спины; б) засучив рукава. б) положа руку на сердце.
IV. Рефлексия. Итак, оценки за работу на уроке вы поставили себе в лист самоконтроля. Благодарю всех за сотрудничество и прошу, уходя с урока, подумать о том, как прошел он для вас лично, и «выстрелить» в своеобразную мишень с графами: «Полезно», «Интересно», «Скучно», «Трудно». V. Подведение итогов. Выставление оценок
VI. Информация о домашнем задании. Упр. 5 (с.148)
|