Суббота, 21.12.2024, 18:04
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Профессия учителя-это
Всего ответов: 423
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » 2014 » Январь » 16 » "Виды глагола. Видовые пары" Альжанова Гульмира Амандыковна СШ № 101 г.Кызылорда
20:32
"Виды глагола. Видовые пары" Альжанова Гульмира Амандыковна СШ № 101 г.Кызылорда
Тема: «Виды глагола. Видовые пары»

Цели: 1) познакомить учащихся с понятием вида глагола; 2) научить различать совершенный и несовершенный вид глагола; 3) дать понятие о парных по виду и непарных по виду глаголах; 4) научить использовать глаголы совершенного и несовершенного вида в речи.

ХОД УРОКА

Задание 1. Прочитайте, что сказано в учебнике о глаголах совершенного и несовершенного вида. Чем они различаются? (В учебнике – по вопросам: что делать? и что сделать?)
Задание 2. Рассмотрите рисунки и определите, в чем между ними разница.

Рис. 1


Рис. 2
Назовем нашего героя, предположим, Ваней. Что делает Ваня на первом рисунке? Правильно, он еще только строит дом. И неизвестно, закончит ли Ваня строительство, если ему не помогут. А на втором рисунке? Видимо, Ваня получил помощь, ибо он уже построил дом и скоро будет праздновать новоселье. Чем же отличаются два этих глагола: строить – построить? Первый – обозначает сам процесс строительства, без указания на его завершение, а вот второй – завершенный процесс и даже конечный результат (дом). А грамматически они различаются видом, первый глагол – несовершенного вида (проверим с помощью вопроса: что делать? Строить), а второй – совершенного (что сделать? Построить). Какой словообразовательный элемент участвует в выражении совершенного вида? Правильно, приставка по-.
Вывод. Глагол строить обозначает действие, которое совершается, еще не законченное, еще не совершенное, длительное действие. Такие глаголы отвечают на вопрос что делать? Глагол построить обозначает действие завершенное, совершенное. Такие глаголы отвечают на вопрос что сделать? Строить-построить (видовые пары)
Закрепление.
Задание 1. Запишите глаголы в два столбика. В первый - те, которые обозначают, что действие происходит один раз, в один момент; во второй - те, которые обозначают длительность действия. На какие вопросы будут отвечать глаголы первого столбика? второго?
что сделать? | что делать?
1) Свистеть - свистнуть, крикнуть - кричать, махнуть - махать, стучать - стукнуть.
2) Писать - написать, жечь - сжечь, нести - унести.

Задание 2. Спишите, указывая вид глаголов.
Край неба алеет. В березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается. Вот уже золотые полосы потянулись по небу, в оврагах клубятся пары. Жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул, и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо!
И.С.Тургенев
Задание 3. Подберите к глаголам позавтракать, позвонить, нарисовать, начертить бесприставочные видовые пары. Запишите их и передайте в рисунках значения этих глаголов.

Задание 4. Образуйте видовые пары глаголов и подчеркните приставки, с помощью которых образованы глаголы совершенного вида: делать, фотографировать, ломать, мыть, пить, расти, учить, готовить, делить.
Итак, это приставки с-, вы-, при-, раз-. Кстати, давайте сравним значение совершенного вида у глаголов мыть – вымыть и расти – вырасти. У какого глагола значение завершенности действия совпадает с результативностью? (Вымыть – можно вымыть руки, фрукты, чистые руки и фрукты – это результат; вырасти – значит только завершить процесс роста, результата нет).

Задание 5. Сравните два ряда глаголов:
а) любить, уважать, ценить, терпеть;
б) поесть, попить, погулять, поговорить.

Чем они различаются? (В первом ряду – глаголы несовершенного вида, обозначающие проявление чувства, а такие глаголы не содержат в своем значении предела или результата действия, поэтому нельзя от этих глаголов образовать пары совершенного вида; во втором ряду – глаголы совершенного вида, но со значением «немного» – немного поесть, попить, поэтому есть и пить не составят с ними пар).

Домашнее задание.
(с.122) задания к тексту «Разделите так, как делили работу»

Итог урока.
- Как определить вид глагола?
- Какое действие обозначают глаголы совершенного вида?
- На что указывают глаголы несовершенного вида?
Просмотров: 1760 | Добавил: Счастье | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Архив записей
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика