Урок литературы в 4 классе
Тема: М. Ауэзов «Сирота»
Из опыта работы учителя начальных классов Каргалинского района Алимбетовской средней школы-детский сад Тайбагаровой А.М.
Цели урока: анализ произведения М.Ауэзова, показать трагизм происшедшего; раскрыть тему «семейности и «бессемейности» детей; развитие устной речи учащихся; навыка грамотного чтения; воспитывать в детях чувства сострадания, сопереживания к случившему; бережно относиться к своей семье. Оборудование: грамзапись песни, фотографии детей, портрет автора, рисунки, статьи из Конституции РК, портрет Президента, домбра. Тип урока: урок с использованием ТСО. Ход урока: 1.Психологический настрой. Звучит в грамзаписи песня «Губки бантиком» -Скажите, о чем эта песня? (о семье) -Какие ассоциации возникли у вас с этим словом? 2. Слайд №1 доверие спокойствие понимание
дружба СЕМЬЯ брат сестра любовь бабушка мама дедушка
-Спасибо, по словам С.И. Ожегова: Слайд №2. «Семья - это группа живущих вместе родственников: муж, жена, родители с детьми». Учитель: Именно в семье программируется будущее человека, закладываются основы его характера, родные люди- это убежище от жизненных невзгод, где всегда можно найти понимание, утешение, успокоение. Для всякого ребенка важно иметь семью, отсутствие даже одного члена ( матери, отца, бабушки, дедушки и др.) может вызвать душевную травму маленького человека.
Слайд №3.Мудрое высказывание: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой) Слайд №4. (Фотографии с изображением семей детей) -Рассмотрим ваши фотографии, в которых показано ваше счастье в семье. 3.Чтение притчи о счастливой семье (из книги) - Какое слово написал основатель счастливой семьи? (понимание) Все мы стремимся быть счастливыми, дружными, понимающими. Но не всегда бывает так. Слайд №5 Тема урока: М. Ауэзов «Сирота». Мы продолжим работу с произведением, проведем анализ, покажем трагизм происшедшего, раскроем тему «семейности» и «бессемейности».
Слайд №6 –портрет - Мухтара Ауэзова. Учитель: Кто такой М. Ауэзов? -Где родился? -Что взрастила и воспитала в мальчике его родная земля? -Какой замечательный роман написал М Ауэзов? -Что прославлял в своих произведениях Ауэзов? -О ком и о чем повествуется в рассказе «Сирота»? Ученик: Рассказ повествует о короткой, но такой горькой и безрадостной жизни мальчика Касыма, у которого умерли сначала родители, а затем и его бабушка. Невыносима была жизнь Касыма и в доме Исы соседа, взявшего ребенка в свою семью, будто бы из жалости, а на самом деле, чтобы присвоить доставшийся в наследство скот мальчика. Доведенный до отчаяния несправедливостью, голодом и тяжелой физической работой Касым сбегает из аула и решает посетить могилы своих родных, чтобы там выплакать свое горе.
4.Анализ произведения. -Что ты узнал о Касыме? -Каким вы его представили? -С чего начинается рассказ? ( с описания природы, которая настраивает читателя на трагическую развязку произведения) -Найди в тексте описания природы. Соответствует ли оно настроению сироты? -Какие художественные средства использовал автор? -Прочитайте описание пейзажа в конце рассказа? Какие художественные средства здесь использовал автор? (подчеркивает ее негодование в связи с гибелью невинного существа) -В чем разница? -Какую роль в рассказе играют три всадника? ( подчеркивает трагизм происшедшего) Учитель: Смерть Касыма была закономерной: Одинокий ребенок, не встретивший ни от кого ласки и понимания, постепенно умирал при жизни. -Найдите строчки, где об этом говорится . -Как жилось мальчику после смерти родных? -Докажи лицемерное и жестокое поведение Исы и его семьи по отношению к сироте. -Почему Касым ушел из аула?
-Послушайте песню в исполнении Беспаева «Бозторгай» , в которой поется о сиротской доле мальчика, о его горькой жизни.
Слайд №7 –рисунок ведьмы, чудовища. -Видите, как страшно было Касыму? -Какими представляются Касыму ведьма, шайтан? Найди и прочитай. -Боишься ли ты темноты? Представь, что ты идешь ночью один. Чтобы ты почувствовал, если бы оказался на месте Касыма? -Что же послужило причиной смерти мальчика? (с148) 5. Сравнительная характеристика. -Ребята, где, в каком рассказе мы встречались с образом, судьба которого была чем-то похожа на судьбу Касыма? ( Козетта) Давайте дадим сравнительную характеристику образов двух героев, составим диаграмму Венна (составляют на доске) Найдем общее в образе этих героев. Определим различие .
Слайд №8 –диаграмма Венна.
Слайд №9 – рисунок Козетты и Касыма.
Учитель: -Мы на примере этих двух произведений увидели «бессемейность» детей, нет рядом родных людей, некому заступиться за них. Ребята, мы живем в прекрасной стране Казахстан. Слайд №10- картины о Казахстане (звучит домра) Слайд №11- портрет Н.А.Назарбаева -Президент Н.А.Назарбаев уделяет большое внимание вопросам семьи, детям-сиротам, защите интересов народа, охране детства. -Скажите, что такое Конституция РК? (ответы детей) -Прочитаем статью №17 из Конституции РК ( дети читают)
-Что вы понимаете под словом декларация? (решение главных вопросов)
Слайд №13-статья из декларации.
-Семья ребенку необходима как воздух. Именно здесь он учится любить, заботиться о близких, помогать строить отношения с людьми, преодолевать трудности. Сотни детей нуждаются в помощи, милосердии, поддержке, защите и мечтают о благополучной семье.
Слайд №14 –портреты в рубрике «Найди меня, мама» (Актюбинский вестник)
Слайд №15. Д/З: подготовить подробный пересказ, придумать другой конец и записать в тетрадь.
6.Итог урока.
|