Суббота, 21.12.2024, 17:42
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Кто посещает наш сайт?
Всего ответов: 950
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » 2014 » Январь » 17 » Урок литературы в 4 классе " М. Ауэзов «Сирота»"
17:17
Урок литературы в 4 классе " М. Ауэзов «Сирота»"
Урок литературы в 4 классе

Тема: М. Ауэзов «Сирота»

Из опыта работы учителя начальных классов
Каргалинского района Алимбетовской средней школы-детский сад
Тайбагаровой А.М.

Цели урока: анализ произведения М.Ауэзова, показать трагизм происшедшего; раскрыть тему «семейности и «бессемейности» детей; развитие устной речи учащихся; навыка грамотного чтения; воспитывать в детях чувства сострадания, сопереживания к случившему; бережно относиться к своей семье.
Оборудование: грамзапись песни, фотографии детей, портрет автора, рисунки, статьи из Конституции РК, портрет Президента, домбра.
Тип урока: урок с использованием ТСО.
Ход урока:
1.Психологический настрой.
Звучит в грамзаписи песня «Губки бантиком»
-Скажите, о чем эта песня? (о семье)
-Какие ассоциации возникли у вас с этим словом?
2. Слайд №1
доверие спокойствие понимание

дружба СЕМЬЯ брат
сестра
любовь бабушка
мама дедушка

-Спасибо, по словам С.И. Ожегова:
Слайд №2. «Семья - это группа живущих вместе родственников: муж, жена, родители с детьми».
Учитель: Именно в семье программируется будущее человека, закладываются основы его характера, родные люди- это убежище от жизненных невзгод, где всегда можно найти понимание, утешение, успокоение. Для всякого ребенка важно иметь семью, отсутствие даже одного члена ( матери, отца, бабушки, дедушки и др.) может вызвать душевную травму маленького человека.

Слайд №3.Мудрое высказывание: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой)
Слайд №4. (Фотографии с изображением семей детей)
-Рассмотрим ваши фотографии, в которых показано ваше счастье в семье.
3.Чтение притчи о счастливой семье (из книги)
- Какое слово написал основатель счастливой семьи? (понимание)
Все мы стремимся быть счастливыми, дружными, понимающими. Но не всегда бывает так.
Слайд №5
Тема урока: М. Ауэзов «Сирота». Мы продолжим работу с произведением, проведем анализ, покажем трагизм происшедшего, раскроем тему «семейности» и «бессемейности».

Слайд №6 –портрет - Мухтара Ауэзова.
Учитель: Кто такой М. Ауэзов?
-Где родился?
-Что взрастила и воспитала в мальчике его родная земля?
-Какой замечательный роман написал М Ауэзов?
-Что прославлял в своих произведениях Ауэзов?
-О ком и о чем повествуется в рассказе «Сирота»?
Ученик: Рассказ повествует о короткой, но такой горькой и безрадостной жизни мальчика Касыма, у которого умерли сначала родители, а затем и его бабушка.
Невыносима была жизнь Касыма и в доме Исы соседа, взявшего ребенка в свою семью, будто бы из жалости, а на самом деле, чтобы присвоить доставшийся в наследство скот мальчика. Доведенный до отчаяния несправедливостью, голодом и тяжелой физической работой Касым сбегает из аула и решает посетить могилы своих родных, чтобы там выплакать свое горе.

4.Анализ произведения.
-Что ты узнал о Касыме?
-Каким вы его представили?
-С чего начинается рассказ? ( с описания природы, которая настраивает читателя на трагическую развязку произведения)
-Найди в тексте описания природы. Соответствует ли оно настроению сироты?
-Какие художественные средства использовал автор?
-Прочитайте описание пейзажа в конце рассказа? Какие художественные средства здесь использовал автор? (подчеркивает ее негодование в связи с гибелью невинного существа)
-В чем разница?
-Какую роль в рассказе играют три всадника? ( подчеркивает трагизм происшедшего)
Учитель: Смерть Касыма была закономерной: Одинокий ребенок, не встретивший ни от кого ласки и понимания, постепенно умирал при жизни.
-Найдите строчки, где об этом говорится .
-Как жилось мальчику после смерти родных?
-Докажи лицемерное и жестокое поведение Исы и его семьи по отношению к сироте.
-Почему Касым ушел из аула?

-Послушайте песню в исполнении Беспаева «Бозторгай» , в которой поется о сиротской доле мальчика, о его горькой жизни.

Слайд №7 –рисунок ведьмы, чудовища.
-Видите, как страшно было Касыму?
-Какими представляются Касыму ведьма, шайтан? Найди и прочитай.
-Боишься ли ты темноты? Представь, что ты идешь ночью один.
Чтобы ты почувствовал, если бы оказался на месте Касыма?
-Что же послужило причиной смерти мальчика? (с148)
5. Сравнительная характеристика.
-Ребята, где, в каком рассказе мы встречались с образом, судьба которого была чем-то похожа на судьбу Касыма? ( Козетта)
Давайте дадим сравнительную характеристику образов двух героев, составим диаграмму Венна (составляют на доске) Найдем общее в образе этих героев. Определим различие .

Слайд №8 –диаграмма Венна.

Слайд №9 – рисунок Козетты и Касыма.

Учитель:
-Мы на примере этих двух произведений увидели «бессемейность» детей, нет рядом родных людей, некому заступиться за них.
Ребята, мы живем в прекрасной стране Казахстан. Слайд №10- картины о Казахстане (звучит домра)
Слайд №11- портрет Н.А.Назарбаева
-Президент Н.А.Назарбаев уделяет большое внимание вопросам семьи, детям-сиротам, защите интересов народа, охране детства.
-Скажите, что такое Конституция РК? (ответы детей)
-Прочитаем статью №17 из Конституции РК ( дети читают)

-Что вы понимаете под словом декларация? (решение главных вопросов)

Слайд №13-статья из декларации.

-Семья ребенку необходима как воздух. Именно здесь он учится любить, заботиться о близких, помогать строить отношения с людьми, преодолевать трудности. Сотни детей нуждаются в помощи, милосердии, поддержке, защите и мечтают о благополучной семье.

Слайд №14 –портреты в рубрике «Найди меня, мама» (Актюбинский вестник)

Слайд №15. Д/З: подготовить подробный пересказ, придумать другой конец и записать в тетрадь.

6.Итог урока.
Просмотров: 8329 | Добавил: Алма58 | Рейтинг: 2.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Архив записей
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика